Решение б/н По жалобе ГП «Снайпер» (далее – заявитель, общество) (вх. № ... от 30 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе <…> (вх. № 000404)

 

« 30 » января 2019 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

Костюк А.В.,  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,

после перерыва без участия сторон,

рассмотрев жалобу ГП «Снайпер» (далее – заявитель, общество) (вх. № 000404) на действия АО «Пермский свинокомплекс» (ИНН: 5916022234) (далее – заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране объектов АО «Пермский свинокомплекс» (извещение № 31807379583, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.01.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба, в которой указано, что заказчиком: установлено требование, нарушающее принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции; не предоставлены разъяснения на запрос; ограничен доступ на присутствие участников при вскрытии конвертов.

В дополнении к жалобе, заявитель указывает на противоречие конкурсной документации проекту договора.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу и необходимые для рассмотрения документы, просит признать жалобу необоснованной.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

 

2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Пермский свинокомплекс» (далее – Положение) и Документацией о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов  АО «Пермский свинокомплекс» (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 28.12.2018 г., дата окончания приема заявок - 17.01.2019 г., дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки – 23.01.2019 г.

Из анализа положений документации о закупке, письменных доводов сторон, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

В части довода жалобы об установлении требования, нарушающего принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, а именно требования о наличии договоров, подтверждающих оказание услуг, соответствующих предмету конкурса, за последние 3 года с общей ценой по каждому договору не менее 80 процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной настоящей конкурсной документацией, Комиссия антимонопольного органа сообщает следующее.

Согласно п. 11 разд. 1 Документации критериями оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются:

1)           Цена договора. Значимость данного критерия составляет 40%.

2)           Наличие опыта оказания услуг, аналогичных предмету конкурса. Значимость данного критерия составляет 60%.

Наличие опыта оказания услуг, аналогичных предмету конкурса подтверждается количеством договоров (контрактов) с контрагентами, заключенных и исполненных  участником настоящего конкурса по оказанию услуг (выполнению работ), сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящего конкурса.

Участником должны быть представлены копии заключенных и исполненных договоров (контрактов), сопоставимых по характеру и объему предмету настоящего конкурса, со всеми приложениями и изменениями и документами, подтверждающими исполнение таких договоров.

*Услугами сопоставимого характера и объема в рамках настоящего конкурса считаются услуги по физической и/или пультовой охране

с использованием технических средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации **, оказанные за последние 3 (три) года по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе с общей ценой по каждому договору (контракту) не менее 80 (восьмидесяти) процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной настоящей конкурсной документацией.

**данные услуги должны быть поименованы в предмете договора (контракта) и (или) техническом задании.

Согласно пункту 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018 уменьшение числа участников Закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем Закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам Закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в Закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, установленных в части 2 статьи 3 Закона о закупках, то нарушение положений данного Закона отсутствует.

Кроме того, гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к исполнителю квалификационных требований, в том числе требованием о наличии опыта на соответствующем товарном рынке.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что требование о предоставлении за последние 3 (три) года по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе с общей ценой по каждому договору (контракту) не менее 80 (восьмидесяти) процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной настоящей конкурсной документацией, не является основанием отклонения.

При отсутствии документов, подтверждающих соответствие критерию «Наличие опыта оказания услуг, аналогичных предмету конкурса», участнику присваивается 0 баллов.

В этой связи у Заказчика имелись правовые и фактические основания для установления данного критерия в составе Документации, в связи с чем, настоящий довод признается необоснованным.

В части довода об отсутствии дачи разъяснений на запрос, Комиссия Пермского УФАС России отмечает следующее.

Согласно ч. 2, 3 ст. 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с п. 8 разд. 1 Документации участник закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении конкурсной документации (по форме № 2, указанной в  РАЗДЕЛЕ V ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ) не позднее, чем за пять рабочих дней до дня окончания подачи заявок. Заказчик обязан в течение трех дней со дня поступления запроса направить разъяснения такому участнику и разместить такие разъяснения с указанием предмета запроса, но без указания наименования участника, от которого поступил запрос, в Единой информационной системе. То есть с 28.12.2018 г. по 10.01.2019 г.

Согласно материалам дела запрос от ООО «Частная охранная организация «Хранитель» поступил 11.01.2019 г. (вх. № 21). Таким образом, запрос о предоставлении разъяснений поступил за пределами срока, предусмотренного Документацией, в связи с чем, Комиссия антимонопольного органа не находит нарушений в действиях Заказчика.

В части ограничения доступа на присутствие участников при вскрытии конвертов, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

Согласно Документации местом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе является 617077, Пермский край, Краснокамский район, п. Майский, административно-бытовой корпус свиноводческого комплекса №1 (СВК-1), кабинет начальника СВК-1 (АО «Пермский свинокомплекс»).

В соответствии с пп. 4 п. 12 разд. 1 Документации при регистрации лицо, представляющее интересы участника закупки должно предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт <...> медицинские книжки с отметкой о прохождении медосмотров, по форме, установленной Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. № 402, а так же доверенность (в случае отсутствия полномочий действовать от имени участника закупки без доверенности), дающую право присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Заказчик в письменных и устных возражениях пояснил, что согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.03.2016 № 114 утверждены Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации.

Ветеринарные правила содержат определенные требования к организации деятельности свиноводческих предприятий, в частности, и к здоровью лиц, находящихся на территории предприятия.

Поскольку настоящие правила, в силу специфики деятельности АО «Пермский свинокомплекс», распространяются и на Общество, в целях обеспечения безопасности, Заказчиком установлено требование о  предоставлении медицинской книжки с отметкой о прохождении медосмотров.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, ограничение конкуренции, установлением настоящего требования к представителям интересов участников закупки, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В части довода о противоречии конкурсной документации проекту договора, а именно установление условия о наличии у исполнителя не менее 2 (двух) транспортных средств, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 4.7 разд. 4. Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Документации, установлено требования, что для оказания услуг в собственности Исполнителя, либо на правах аренды,  должно находиться не менее 2 (двух) транспортных средств.

Согласно Приложению № 1 к договору на оказание услуг  4.7. Для оказания услуг в собственности Исполнителя, либо на правах аренды,  должно находиться не менее 2 (двух) транспортных средств.

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России установила, что требования к количеству транспортных средств (не менее 2 (двух) транспортных средств), содержащихся как в Документации, так и в Проекте договора идентичны.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

При вынесении решения, Комиссия антимонопольного органа учла все письменные доводы, заявленные заявителем жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы  ГП «Снайпер» (вх. № 000404) на действия АО «Пермский свинокомплекс» (ИНН: 5916022234) при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране объектов АО «Пермский свинокомплекс» (извещение № 31807379583, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка), необоснованной;
  2. Предписание не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Раев М.А. (342) 235-10-36

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны