Решение б/н Решение от 23 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-415/2021

 

« 23 » июля 2021 года                                                                                                             г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена « 16 » июля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено « 23 » июля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

о перерыва в присутствии представителя ПКГУП «Автовокзал» - <...>, после перерыва в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 059/01/17-415/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПКГУП «Автовокзал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в выборе способа закупки у единственного поставщика при отсутствии на то законных оснований и тем самым создании преимущественных условий для деятельности хозяйствующему субъекту, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке оказания услуг на территории Пермского края,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) из правоохранительных органов поступили материалы (вх. № 002197) о проведении проверки на соответствие антимонопольному законодательству действий (бездействия) Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» (далее – ПКГУП «Автовокзал», Предприятие) при проведении закупок способом у единственного поставщика.

По итогам рассмотрения материалов заявления в действиях ПКГУП «Автовокзал» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые проявились в выборе способа закупки у единственного поставщика при отсутствии на то законных амым создании преимущественных условий для деятельности хозяйствующему субъекту, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке оказания услуг на территории Пермского края.

На основании приказа от 14.04.2021 № 111-п, Пермским УФАС России в отношении ПКГУП «Автовокзал» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела от ПКГУП «Автовокзал» были представлены письменные пояснения, из содержания которых следует, что нарушение антимонопольного законодательства в его действиях отсутствует; контракты заключались способом у единственного поставщика в соответствии с положением о закупке во исполнение государственных и муниципальных контрактов на осуществление перевозки пассажиров за счет собственных средств Предприятия.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

18 декабря 2020 г. ПКГУП «Автовокзал», было заключено 15 договоров поставки оргтехники с ООО «ДМ Трейд» как с единственным поставщиком:

1)         Договор поставки № СИ30/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 293 400 руб. (в т. ч. НДС 20%);

2)         Договор поставки № СИ31/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 230 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);

3)         Договор поставки № СИ32/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 195 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);

4)         Договор поставки № СИ33/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 298 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);

5)         Договор поставки № СИ34/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 294 500 руб. (в т. ч. НДС 20%);

6)         Договор поставки № СИ35/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 299 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);

7)         Договор поставки № СИ36/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 109 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);

8)         Договор поставки № СИ37/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 117 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);

9)         Договор поставки № СИ38/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 137 500 руб. (в т. ч. НДС 20%).;

10)       Договор поставки № СИ39/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 280 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);

11)       Договор поставки № СИ40/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 209 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);

12)       Договор поставки № СИ41/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 50 600 руб. (в т. ч. НДС 20%);

13)       Договор поставки № СИ42/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 185 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);

14)       Договор поставки № СИ43/АСУ-2020 от 18.12.2020 г., стоимость договора составляет 40 500 руб. (в т. ч. НДС 20%).

Общая стоимость заключенных договоров составила 2 738 500 руб.

Общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей определенных данным законом юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (ч. 1 ст. 2 Закона о закупках).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупок у единственного поставщика, ПКГУП «Автовокзал» руководствовалось Положением о закупках для нужд Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Положение).

Согласно подпункту 2 пункта 3.2.2 Положения, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товаров, работ, услуг через системы электронной торговли, обеспечивающие проведение закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), включая автоматизированную информационную систему «Портал поставщиков», единый агрегатор торговли, электронные площадки, на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 3.5 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», идентичными признаются: товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться; работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

При этом в соответствии с п. 37 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из требований части 5 статьи 17 Закона, частей 2 - 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в их взаимосвязи правила статьи 17 Закона применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом о закупках (далее для целей данного раздела - конкурентные закупки). Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции за период, определенный с 18.12.2019 по 18.12.2020, показал, что предметом торгов является заключение договора поставки оргтехники. Согласно данным из Единой информационной системы в сфере закупок, при проведении закупок на поставку оргтехники заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на поставку оргтехники принимали участие следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Центр компьютерных технологий «Векус», ООО «ЭСТ ТЕХНОЛОДЖИ» и другие.

C учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу об отсутствии оснований для квалификации действий ответчика по составу нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного именно ст. 17 Закона о защите конкуренции. При этом, на основании установленных фактах, не исключаются признаки нарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, учитывая неустановление факта нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ст. 17 Закона о защите конкуренции, в рассматриваемых действиях, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о необходимости прекращения рассмотрения настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» в связи с отсутствием нарушения предусмотренного ст. 17 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Пермского УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях ПКГУП «Автовокзал» и ООО «ДМ Трейд» признаков нарушения ст. 11 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Пермского УФАС России для решения вопроса о направлении информации о настоящем деле в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Министерство транспорта и связи Пермского края с целью информирования учредителей ПКГУП «Автовокзал» о порядке расходования учреждением денежных средств при заключении контрактов.

 

Председатель Комиссии                                                                                      <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                  <...>

 

                                                                                                                                 <...>

           

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны