Решение б/н обращение АО «Международный аэропорт «Пермь» (ИНН: 594804392... от 8 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

 

 

АО «Международный аэропорт «Пермь»

614515, Пермский край, Пермский р-н, п. Сокол, тер. Аэропорт Большое Савино, к. 12

gen-dir@aviaperm.ru

d.makarenko@ovbport.ru

e.baranov@ovbport.ru

 

ООО «УМВ»

614036, г. Пермь, ул. Рязанская, д. 120

umvent@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

Дело № 059/10/5-41/2022

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об отсутствии оснований для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

«03» февраля 2022 г.                                                                                                                г.Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также по рассмотрению сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), направляемых в ФАС России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Пермского УФАС России), в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя АО «Международный аэропорт «Пермь» – <...> (по доверенности), представителя ООО «УМВ» – <...> (по доверенности),

рассмотрев обращение АО «Международный аэропорт «Пермь» (ИНН: 5948043928) (вх. № 000896) (далее – Заказчик) о включении сведений об ООО «УМВ» (ИНН: 5905291041, юр. адрес: 614036, г. Пермь, ул. Рязанская, д. 120) (далее – Участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках),

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.01.2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило обращение Заказчика, в котором указано на уклонение Участника закупки от заключения договора.

1. Частью 2 статьи 5 Закона о закупках установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – Реестр) включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 Закона о закупках закреплено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что данные Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган имеет право в пределах своей компетенции принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков);

В соответствии с пунктом 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Приказ) на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами.

В силу пункта 2.1 Приказа, Комиссия территориального органа ФАС России (далее - Комиссия) проводит проверку сведений, направленных заказчиками, о включении в Реестр информации об участнике закупки (далее - Сведения) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки Сведений Комиссия дает соответствующее заключение.

2. 18.11.2021 г. на сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, пожарной вентиляции, тепловых завес, смонтированных в нежилом здании Аэровокзальный комплекс Заказчика, с кадастровым номером 59:32:3980008:3675 (реестровый номер извещения – № 32110832883) (далее – Извещение).

При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик также руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Решением Совета Директоров АО «Международный аэропорт «Пермь», Протокол от 25.06.2021г. №05 /21 (далее – Положение), Закупочной документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 08-256-21 на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, пожарной вентиляции, тепловых завес, смонтированных в нежилом здании Аэровокзальный комплекс Заказчика, с кадастровым номером 59:32:3980008:3675 (далее – Документация).

В соответствии с Извещением, Протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

Место проведения закупки – электронная торговая площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ» (http://www.sberbank-ast.ru);

Дата начала срока подачи заявок – 18.11.2021 г.;

Дата окончания срока подачи заявок – 09.12.2021 г.;

Дата рассмотрения первых частей заявок – 13.12.2021 г.;

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 15.12.2021 г.;

Дата подведения итогов закупки – 15.12.2021 г.;

На участие в закупке подано первых частей заявок – 2 заявки (заявок отклонено – 0);

Рассмотрено вторых частей заявок – 2 заявки (заявок отклонено – 0);

В соответствии с Протоколом подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 08-256-21/3 от 15.12.2022 г., опубликованным 16.12.2022 г. на сайте www.zakupki.gov.ru, а также сведениями, размещенными на сайте электронной торговой площадки, победителем закупки признано ООО «УМВ» (ИНН: 5905291041) (Участник закупки).

Пунктом 27 Документации установлено следующее:

Договор по результатам закупки заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки. Аналогичные правила закреплены пунктом 85.1 Положения;

Договор по результатам закупки заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, Документацией, Извещением о проведении закупки и заявкой Участника такой закупки, с которым заключается договор. Данная норма корреспондирует пунктам 82.44, 85.3 Положения;

В случае если Победитель закупки в установленный настоящим пунктом Закупочной документации срок, не представил подписанный со своей стороны договор, либо не представил подписанный с его стороны протокол разногласий в части несоответствия предлагаемого к заключению договора условиям, и (или) обеспечение исполнения договора, если предоставление обеспечения было установлено в Закупочной документации, он считается уклонившимся от заключения договора. Данное требование закреплено также пунктом 85.6 Положения.

В обращении Заказчик указывает, что в установленный Документацией срок подписанный со стороны Участника закупки договор не поступил. Вместе с этим, Участником закупки направлено письмо (исх. № 2 от 10.01.2022 г.) (представлено в материалы дела), содержащее отказ Участника закупки от заключения договора. Из данного письма следует, что отказ Участника закупки от заключения договора обусловлен тем, что Заказчиком некорректно составлена Документация в части неуказания обстоятельства, позволяющего определить, что оказание услуг должно осуществляться на высоте. Участник закупки в письме ссылается на то, что соответствующие обстоятельства были обнаружены только после выезда на объект, установить необходимость оказания услуг на высоте из содержания Документации было невозможно.

В связи с этим, Заказчиком принято решение о признании Участника закупки уклонившимся от заключения договора, что отражено в Протоколе уклонения от заключения договора по результатам запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 08-256-21/4 от 11.01.2022 г., после чего Заказчик направил в адрес Пермского УФАС России настоящее обращение

Участником закупки факт направления письма (исх. № 2 от 10.01.2022 г.) не оспаривается. В письменных пояснениях, направленных в адрес Пермского УФАС России, а также в устных пояснениях, представленных на заседаниях Комиссии, Участник закупки помимо первоначально выявленного недостатка Документации, выраженного в отсутствии указания на то обстоятельство, что оказание услуг должно осуществляться на высоте более 20 метров, также указывает на иные несовершенства Документации, в том числе: неверная квалификация договора, заключаемого по итогам закупки, неверное определение цены данного договора, невозможность определить издержки, которые будет нести контрагент, неустановление дополнительных требований к участникам закупки, к оборудованию, используемому при оказании услуг, невключение в состав Документации положений, касающихся соблюдения требований законодательства о государственной тайне.

Участником закупки в материалы дела представлена копия акта осмотра систем вентиляции кондиционирования, холодоснабжения, пожарной вентиляции, тепловых завес, смонтированных в нежилом здании Аэровокзального комплекса, расположенного по адресу: Пермский район, п. Сокол, Аэропорт Большое Савино, составленного 28 декабря 2021 года, согласно которому, часть оборудования находится на высоте ориентировочно 20 метров, под кровлей в конструкциях кровли отсутствуют проходы и площадки обслуживания данного оборудования.

Как отмечает Участник закупки, принимая участие в процедуре, Участник закупки не мог предположить (из документации обратного не следует), что оказание услуг, предполагающее обслуживание оборудования, будет осуществляться на высоте 20 метров, что создает необходимость привлечения дополнительного оборудования, квалифицированных кадров и несения дополнительных затрат.

Комиссия отмечает, что представителем Заказчика суждение Участника закупки о необходимости оказания услуг именно на высоте 20 метров не оспаривалось, меньшая высота нахождения указанной части оборудования, которую необходимо обслуживать, не заявлялась.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные в материалы дела документы, оценив обстоятельства рассматриваемого обращения, а также проанализировав положения Документации, Комиссия приходит к следующим выводам:

Подавая заявку на участие в закупке, лицо в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с условиями закупочной документации и в условиях конкуренции действует как хозяйствующий субъект, осознающий все риски, сопутствующие экономической деятельности (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2019 № Ф05-7284/2019 по делу № А40-124919/18).

Таким образом, Участник закупки, ознакомившись с положениями Извещения, Документации, оценив собственные возможности, выразил согласие с установленными требованиями путем подачи заявки. При этом, запросы на разъяснение положений Документации Участником закупки не подавались, положения Документации, которые Участник закупки посчитал некорректными, в установленный срок (до окончания срока подачи заявок на участие в закупки) им обжалованы не были.

В связи с этим, обоснование факта незаключения договора на условиях, с которыми участник закупки первоначально согласился, выраженное исключительно в несогласии с положениями закупочной документации, является недопустимым.

Вместе с этим, при разрешении вопроса о наличии (отсутствии) оснований для включения сведений об Участнике закупки в Реестр, Комиссия руководствуется следующим:

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках, уклонение лица от заключения договора является самостоятельным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из положений Закона о закупках и Правил включение лица в реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения этим лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о закупках, и, следовательно, выступает механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В соответствии правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).

Все эти обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков в рамках установленной процедуры (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 № 17АП-7696/2021-АК по делу № А60-8361/2021).

Согласно пункту 1 Информационной карты (Приложение №1 к Закупочной документации) предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, пожарной вентиляции, тепловых завес, смонтированных в нежилом здании Аэровокзальный комплекс Заказчика, с кадастровым номером 59:32:3980008:3675.

Пунктом 20 Информационной карты установлено, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика указаны в «Техническом задании» (Приложение № 3 к Закупочной документации).

Пунктом 27 Информационной карты предусмотрено, что требования к Участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки изложены в п. 16 Документации. Подпунктом 4 пункта 28 Информационной карты закреплено, что перечень документов, предоставляемых Участниками закупки (при установлении требования к Участнику закупки), указан в Техническом задании (Приложение №3 к Закупочной документации).

Так, пунктом 16.1 Документации установлены единые (обязательные) требования, предъявляемые к участникам закупки, которые дублируют единые (обязательные) требования к участникам закупки, установленные пунктом 9.2 Положения, которые являются обязательными независимо от предмета закупки.

В свою очередь, пункт 16.2 закрепляет, что требования к Участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых Участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии, содержатся в Техническом задании (Приложение №3 к Закупочной документации).

Соответственно, требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, отражены в Техническом задании.

Пунктом 2 Технического задания в отношении оказываемых услуг установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 33.12.18 - услуги по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования.

 Пунктами 12-13 Технического задания закреплено, что требования к Участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых Участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии, требования к Участникам закупки о их соответствии требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупки и перечень документов, предоставляемых Участниками закупки, для подтверждения их соответствия указанным требованиям, не установлены.

Пунктами 3, 4, 8 Технического задания предусмотрено, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, работы / услуги, к результатам работы и т.д., объемы выполняемых работ / оказываемых услуг, гарантийные обязательства (срок гарантии) на выполненные работы / оказанные услуги указаны в приложении № 1 к Техническому заданию.

Из анализа приложения № 1 к Техническому заданию следует, что Исполнителю необходимо оказывать услуги, указанные в Приложении № 2 к Техническому заданию в соответствии с изложенными требованиями, предусматривающими особенности оказания таких услуг (в отношении каждой услуги). При этом, какого-либо указания на то обстоятельство, что услуги необходимо будет оказывать на высоте, в том числе высоте, составляющей около 20 метров, приложение № 1 к Техническому заданию не содержит. Также установлено, что необходимо наличие у Исполнителя службы охраны труда или должности специалиста по охране труда, инженерно-технического персонала (не менее 1 человека) с присвоенной III группой по электробезопасности с правом работы в электроустановках напряжением до 1000 В. Иных требований к персоналу приложение № 1 к Техническому заданию не предусматривает.

В разделе «Требования к безопасности» Приложения № 1 к Техническому заданию указан перечень требований, в соответствии с которыми должно осуществляться оказание услуг, в том числе закрепленных Приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

При этом, Приложением № 2 к Техническому заданию закреплен перечень оказываемых услуг, раскрывающий содержание каждой услуги. Из анализа положений Приложения № 2 к Техническому заданию также не следует, что в отношении услуг установлено, что их оказание должно осуществляться на высоте.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что из совокупности условий Извещения и Документации, в частности из требования, в соответствии с которым оказание услуг осуществляется, в том числе согласно требованиям Приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте», Участник закупки мог определить характер оказываемых услуг, в связи с чем ссылки Участника закупки на несовершенства Документации являются несостоятельными.

Вместе с этим, из анализа Извещения и Документации Комиссией установлено, что предусмотренные требования закрепляют, что Заказчику необходимо, чтобы потенциальный контрагент оказывал услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту имеющегося у Заказчика оборудования (вентиляционного, пожарного и прочего). Также установлено, что оказание соответствующих услуг будет производиться на территории нежилого здания Аэровокзального комплекса Заказчика.

В свою очередь, Приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте», на который ссылается Заказчик, относит к работам на высоте работы, при которых: существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 метра и более; существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 метра, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами. Соответственно, для отнесения работы к работам на высоте достаточно, что они проводились на высоте 1,8 метра.

Из изложенного следует, что Заказчик в положениях Извещения и Документации определил услуги, которые необходимо будет оказывать контрагенту по заключенному по итогам закупки договору, как услуги по техническому обслуживанию и техническому ремонту оборудования в нежилом помещении Заказчика, которые должны осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам на высоте свыше 1,8 метра.

Вместе с этим, из представленных пояснений и документов следует, что в рассматриваемом случае услуги, требуемые Заказчиком (обслуживание оборудования) необходимо будет оказывать на высоте, существенно превышающей 1,8 метра, что Сторонами не оспаривается. При этом, Комиссия оценивает данные условия как существенное обстоятельство для принятия участником закупки решения о возможности (невозможности) оказать соответствующую услугу, а также о соответствии данной услуги потребностям Заказчика.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, при формировании положений закупочной документации, заказчикам необходимо установить такие требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, которые позволят потенциальному участнику закупки определить соответствие таких товаров, работ, услуг потребностям Заказчика.

В рассматриваемом случае из анализа Извещения и Документации Комиссия не может прийти к выводу о том, что Заказчиком вышеуказанные требования сформулированы надлежащим образом, позволяющим потенциальным участникам закупки исчерпывающим образом определить характер и особенности услуг, которые необходимо будет оказывать.

При этом, исходя из особенностей требуемых услуг (оказание услуг на высоте), Комиссия полагает, что Заказчику необходимо было указать на предельную высоту, на которой будет осуществляться оказание услуг по обслуживанию и текущему ремонту оборудования, поскольку общее определение высоты свыше 1,8 метра не является конкретным, и допускает возможность множественного толкования, в соответствии с которым оказываемые услуги могут быть проведены как на высоте 2 метра, так и на высоте 20 метров и более. При этом, определенная высота, на которой будет проходить обслуживание и текущий ремонт оборудования (исходя из специфики оказываемых услуг) требует определенного оборудования или специальной техники, позволяющих оказывать услуги на конкретной высоте.

Указанное обстоятельство не позволяет сделать вывод о безусловной недобросовестности Участника закупки, который, хоть и конклюдентно согласился с условиями Извещения и Документации, но не смог исчерпывающим образом определить характер и особенности услуг, которые необходимо будет оказывать, исключительно в связи с несовершенствами положений Документации. При этом, указанные несовершенства Комиссия в рассматриваемом случае расценивает как существенные, вводящие участников закупки в заблуждение, поскольку не отражают полный перечень особенностей, проанализировав которые, потенциальный участник закупки будет иметь возможность наиболее полным образом определить соответствие услуг, которые он готов оказывать, потребностям Заказчика.

Комиссия сообщает, что ни Законом о закупках, ни Правилами не предусмотрено безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Следует также отметить, что включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. При включении в реестр недобросовестных поставщиков бремя негативных последствий включения в данный реестр участник закупки несет не перед заказчиком, а фактически перед государством.

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, принимая во внимание обстоятельства, в силу которых Участник закупки отказался от заключения договора, установила, что включение сведений об Участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года, является излишней санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, не отвечающей принципу соразмерности наказания.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

По результатам рассмотрения обращения АО «Международный аэропорт «Пермь» (ИНН: 5948043928) (вх. № 000896) сведения об ООО «УМВ» (ИНН: 5905291041, юр. адрес: 614036, г. Пермь, ул. Рязанская, д. 120) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не включать.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                  <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

 

                                                                                                                                       <...>

 

 

Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<...> (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны