Решение б/н Решение от 21 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                                

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

____________ № ____________________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «Премиум-Аудит»

664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лызина, 20А

tender@expert38.com

 

АО «Пермский свинокомплекс»

617077, Пермский край, пос. Майский, ул. Центральная, 3

svk@permonline.ru

 

Закупочная комиссия АО «Пермский свинокомплекс»

617077, Пермский край, пос. Майский, ул. Центральная, 3

svk@permonline.ru

 

Электронная торговая площадка

 ООО «РТС-тендер»

 ko@rts-tender.ru

 

Дело № 059/07/3-777/2020

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Премиум-Аудит» (вх. № 012074)

 

«14» июля 2020 г.                                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей: ООО «Премиум-Аудит» - <...> (по доверенности), АО «Пермский свинокомплекс» - <...> (по доверенности),

рассмотрев  жалобу ООО «Премиум-Аудит» (вх. № 012074) (далее – заявитель) на действия АО «Пермский свинокомплекс» (ИНН: 5916022234), Закупочной комиссии АО «Пермский свинокомплекс» (далее – организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Пермский свинокомплекс» за 2020 год, 2021 год, 2022 год (извещение № 0456100000920000002, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.07.2020 г.  в Пермское УФАС России поступила жалоба, доводы которой сводятся к следующему:

- в конкурсной документации некорректно отражен способ подтверждение показателя «Опыт оказания услуг по проведению аудиторских проверок организаций/ предприятий с долей государственной/муниципальной собственности  более 25 % за аудируемый период 2017-2019 года» - отсутствует представление актов сдачи-приемки оказанных услуг;

- в конкурсной документации присутствует показатель «Опыт и квалификация штатных специалистов участника закупки», по мнению Заявителя, оценка только штатных специалистов ограничивает права участников;

- в конкурсной документации присутствует незаконный показатель «Деловая репутация участника закупки», в подтверждение которого необходимо представить: заверенные уполномоченным лицом участника закупки копий рекомендательных,  благодарственных писем и отзывов заказчиков об успешном оказании участником закупки  услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2017-2019 годах, оформленных на официальном бланке контрагента участника закупки, подписанных уполномоченным лицом и сведения об участии в рейтинге аудиторских организаций (аудиторско-консалтинговых групп) России за период с 2017 по 2019 годы (включительно), подготовленные рейтинговыми агентствами, включенными Министерством финансов Российской Федерации в Реестр аккредитованных рейтинговых агентств (Оценивается количество предоставленных заверенных уполномоченным лицом копий Свидетельств рейтинговых агентств, выданных участнику закупки).

Заказчик по доводам жалобы возражает, представил на рассмотрение жалобы письменную правовую позицию и необходимые для рассмотрения документы, просит признать жалобу необоснованной.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. 11.06.2020 г. заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0456100000920000002 об открытом конкурсе в электронной форме для оказания услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Пермский свинокомплекс» за 2020 год, 2021 год, 2022 год (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ).           В силу ч. 4 ст. 5 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности), договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с ч. 2 ст.8 Закон о закупках,  конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч.1 ст.48 Закона о закупках, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования..

Согласно ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Комиссия антимонопольного органа, по итогам анализа документов и информации, представленной на рассмотрение жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы заявителя обоснованной ввиду следующего.

Относительно довода о том, что в конкурсной документации некорректно отражен способ подтверждение показателя «Опыт оказания услуг по проведению аудиторских проверок организаций/ предприятий с долей государственной/муниципальной собственности  более 25 % за аудируемый период 2017-2019 года» - отсутствует представление актов сдачи-приемки оказанных услуг Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

В силу части 1 статьи 50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Так, исходя из анализа раздела 8 Документации, в спорной закупке имеются два критерия: цена контракта и квалификация участников закупки. Последний критерий подразделяется на 3 показателя:

- «Опыт оказания услуг по проведению аудиторских проверок организаций/ предприятий с долей государственной/муниципальной собственности  более 25 % за аудируемый период 2017-2019 года»;

‑ «Опыт и квалификация штатных специалистов участника закупки»;

- «Деловая репутация участника закупки».

В показателе «Опыт оказания услуг по проведению аудиторских проверок организаций/ предприятий с долей государственной/муниципальной собственности  более 25 % за аудируемый период 2017-2019 года» оценивается опыт оказания услуг по проведению аудиторских проверок организаций, предприятий с долей государственной/ муниципальной собственности более 25%  за аудируемый период  2017-2019 года. Сведения подтверждаются участником закупки: копиями исполненных контрактов (договоров) (заверенные копии первой и последней страниц) на оказание аудиторских проверок организаций, предприятий с долей государственной/муниципальной  собственности более  25% за аудируемый период  2017, 2018, 2019 гг. (включительно) с приложениями и  актами сдачи-приемки оказанных услуг (все листы), подтверждающими  исполнение данных контрактов (договоров).

Таким образом, указанный показатель подтверждается, в том числе актами сдачи-приемки оказанных услуг (все листы), из этого следует, что довод о том, что в конкурсной документации отсутствует представление актов сдачи-приемки оказанных услуг является необоснованным.

В части довода о том, что в конкурсной документации присутствует показатель «Опыт и квалификация штатных специалистов участника закупки», который ограничивает права участников установлено следующее.

Раздел 8 Документации предусматривает показатель «Опыт и квалификация штатных специалистов участника закупки», в котором оценивается квалификация и опыт  предлагаемых для оказания услуг специалистов, а именно: количество штатных специалистов, соответствующих одновременно следующим требованиям:

1) квалификация (наличие действительного квалификационного аттестата аудитора, выданного  не ранее 01.01.2011 г.);

2) стаж аудиторской деятельности  не менее 5 (Пяти) лет.

Комиссией будет оцениваться количество представленных  участником закупки копий действительных квалификационных аттестатов аудиторов (выданных  не ранее 01.01.2011 г.), являющихся работниками участника закупки, копий трудовых договоров и/или трудовых книжек аудиторов, являющихся работниками участника закупки.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об аудиторской деятельности, аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

По смыслу изложенного, организации имеют право осуществлять деятельность в области аудита, в том числе в соответствии с ч. 3 ст . 5 Закона об аудиторской деятельности, только после внесения сведений о них в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Частью 2 статьи 18 Закона о аудиторской деятельности предусмотрено, что к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов предъявляется требование о численности аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, она должна быть не менее трех.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 54.5 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в частности копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.

Таким образом, аудиторская организация фактически не может быть членом саморегулируемой организации, в случае наличия в штате такой организации менее трех человек.

Исходя из этого, Комиссия Пермского УФАС России не усматривает ограничение прав заявителя, поскольку данный показатель целиком отвечает требованиям Закона о закупках и Закона об аудиторской деятельности. Рассматриваемый довод является необоснованным.

Относительно довода о том, что в конкурсной документации присутствует незаконный показатель «Деловая репутация участника закупки» установлено следующее.

Согласно статье 8 Закона о закупках, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Раздел 8 Документации предусматривает оценку заявок по показателю «Деловая репутация участника закупки». Он оценивается по следующим характеристикам:

1) наличие рекомендательных,  благодарственных писем и отзывов заказчиков об успешном оказании услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (НЦБ1)– максимальное количество 15 баллов;

Комиссией будет оцениваться наличие заверенных уполномоченным лицом участника закупки копий рекомендательных,  благодарственных писем и отзывов заказчиков об успешном оказании участником закупки  услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2017-2019 годах, оформленных на официальном бланке контрагента участника закупки, подписанных уполномоченным лицом.

Заявке, в которой содержится наибольшее количество рекомендательных,  благодарственных писем и отзывов заказчиков об успешном оказании участником закупки  услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности  в 2017-2019 годах из числа всех поступивших заявок, присваивается  15 баллов, остальным участникам присуждаются баллы по формуле:

Заявке, в которой отсутствуют копии рекомендательных, благодарственных писем и отзывов заказчиков об успешном оказании участником закупки  услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2017-2019 годах  присваивается  0 баллов.

2) участие участника закупки в рейтинге аудиторских организаций (аудиторско-консалтинговых групп) России за период с 2017 по 2019 годы (включительно), подготовленные рейтинговыми агентствами, включенными Министерством финансов Российской Федерации в Реестр аккредитованных рейтинговых агентств (НЦБ2)- максимальное количество балов-15.

Предметом оценки являются представленные в составе заявки на участие в конкурсе сведения об участии в рейтинге аудиторских организаций (аудиторско-консалтинговых групп) России за период с 2017 по 2019 годы (включительно), подготовленные рейтинговыми агентствами, включенными Министерством финансов Российской Федерации в Реестр аккредитованных рейтинговых агентств (Оценивается количество предоставленных заверенных уполномоченным лицом копий Свидетельств рейтинговых агентств, выданных участнику закупки).

Таким образом, закупочная комиссия оценивает сведения о деловой репутации участника конкурса путем изучения благодарственных писем, положительных отзывов (т.е. количество документов, подтверждающих положительную репутацию участника закупки) и участие участника закупки в рейтинге аудиторских организаций.

Проанализировав указанный критерий, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что благодарственные письма и положительные отзывы является не объективным подтверждением качества совершенных работ. Более того в ряде случаев получение благодарственных писем не зависит от действий исполнителя, поскольку являются субъективным мнением заказчика на основании сложившихся отношений с исполнителем договора.

Так претендент, соответствующий требованиям настоящего конкурса, мог ранее выступать контрагентом по договору, предметом которого являются работы, аналогичные предмету закупки, однако, в силу не зависящих от него обстоятельств, а именно желания заказчика, им не были получены благодарственные письма и положительные отзывы.

Последствием вышеуказанных обстоятельств является присвоение заявке такого претендента 0 баллов по подкритерию «деловая репутация участника конкурса», который в действительности имеет опыт выполнения работ, но не может подтвердить документами, установленными конкурсной документацией.

Комиссия Пермского УФАС России исходит из того, что именно акт приемки выполненных работ является документом, подтверждающим исполнение договора надлежащим образом и в полном объеме. Подписание заказчиком иных документов по итогу выполненных подрядчиком работ не предусмотрено действующим законодательством.

 Положительный отзыв от заказчика о выполненной работе это документ, который свидетельствует о том, что между заказчиком и подрядчиком сложились неформальные отношения, но подобный документ не является допустимым доказательством надлежащего выполнения обязательств по договору. Предоставление отзыва также зависит от субъективного мнения заказчика о подрядчике, при этом понудить заказчика выдать данный документ, к тому же составленный определенным образом для подрядчика не представляется возможным, так как законодатель таким правом подрядчика не наделил.

Относительно участия участника закупки в рейтинге аудиторских организаций, Комиссией антимонопольного органа установлено, что такое участие не может являться объективным подтверждением качества совершенных работ, поскольку составление указанных рейтингов основано на комплексном анализе претендентов на включение в рейтинг. Кроме того, ранжирование места в этом рейтинге, также не зависит от воли участника.

Таким образом, отсутствие положительных отзывов у подрядчика  или не участие лица в рейтинге аудиторских организаций не может свидетельствовать об отсутствии опыта в выполнении работ, который подтвержден наличием соответствующих договоров и актов, также запрашиваемых организатором закупки от участников и не может являться основанием неначисления баллов по исполненным договорам. 

Такое содержание критерий «Деловая репутация участника закупки» нарушает принцип обеспечения конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона о закупках, поскольку конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Следовательно, данный довод жалобы являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Премиум-Аудит» (вх. № 012074) на действия АО «Пермский свинокомплекс» (ИНН: 5916022234), Закупочной комиссии АО «Пермский свинокомплекс» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Пермский свинокомплекс» за 2020 год, 2021 год, 2022 год (извещение № 0456100000920000002, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Признать в действиях АО «Пермский свинокомплекс» факт нарушения ст. 8 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

 

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

                                                                                                                                                                                                                                                       <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны