Решение (комиссия) №1705/24 р ж ООО «ВЭЙСТ-ТРАНС» на АО «Пермский региональный оператор ... от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ВЭЙСТ-ТРАНС» (вх. № 991-ЭП/24)

 

«09» февраля 2024 г. г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель Руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

после объявленного перерыва, при участии представителей ООО «ВЭЙСТ-ТРАНС» <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), представителей АО «Пермский региональный оператор ТКО» <...> (по доверенности), <...> (по доверенности);

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ВЭЙСТ-ТРАНС» (вх. № 991-ЭП/24) (ИНН: 5906153911 ОГРН: 1185958019390) (далее – Заявитель, ООО «ВЭЙСТ-ТРАНС») на действия Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН: 5903153085 ОГРН: 1225900008883) (далее – Заказчик, АО «Пермский региональный оператор ТКО»), Комиссии АО «Пермский региональный оператор ТКО», при организации и проведении электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (остатков сортировки) на территории Пермского края в границах территории оказания услуг (извещение № 1200500019024000001 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

22.01.2024 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к нарушению порядка организации и проведения закупки.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 744/24 от 25.01.2024 г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 г. № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее – Правила) торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении торгов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, при организации и проведении обжалуемого аукциона Заказчик руководствовался порядком, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках).

Согласно статье 6 Закона о закупках, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о закупках, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

2. 12.01.2024 г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (остатков сортировки) на территории Пермского края в границах территории оказания услуг № 1200500019024000001 (далее – Извещение) и приложения к Извещению.

Дата окончания срока подачи заявок – 22.01.2024 г.

Дата подведения итогов закупки – 23.01.2024 г.

Ознакомившись с положениями Извещения и Документации, Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой, доводы которой сводятся к следующему:

  1. Установление избыточных требований к техническим характеристикам товаров, используемых при оказании услуг.

  2. Проектом договора установлен порядок оплаты, не соответствующий требованиям законодательства.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, а также все документы, имеющие значение для рассмотрения настоящей жалобы.

2.1. В части довода Заявителя об установлении избыточных требований к техническим характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Приложение № 1 к Проекту договора (Техническое задание) в разделе 8 содержит требования к товарам, используемым при оказании услуг.

Аппаратура спутниковой навигации. Используемая система Глонасс или GPS/Глонасс. Передача данных, используя GSM: SMS, DATA CSD, GPRS. Ведение внутреннего журнала событий (до 64 настраиваемых события). Емкость встроенной памяти не менее 4 Мб, возможность увеличения не менее чем в 4 раза. Не менее 32 000 записей журнала. Наличие контроля номеров входящих звонков/SMS. Плотность энергии встроенного аккумулятора не более 200 Вт*ч/кг. Контроль Географических зон: контрольные точки 120 шт., контроль одного маршрута – до 120 вершин полилинии, контроль одной зоны до 120 вершин многоугольника. Встроенный активный фильтр питания. Напряжение питания 24В/12В (должно настраиваться). Встроенный аккумулятор: емкость не менее 1100 мАч, выходное напряжение 3,7 В, вес не более 150 г. Степень защиты корпуса более IP30. Навигационная система должна обеспечивать процесс обработки и передачи данных о маршруте движения, скорости, направлении, текущих координатах автомобиля.

Средство фото/видео фиксации – устройство, имеющее в составе камеру, позволяющее снимать в режимах фото и видеозаписи. Разрешение камеры не менее 1920*1080 пикселей. Чувствительность камеры не менее 20 Lux. Последовательная отправка до 4 кадров с интервалом в диапазоне 5-10 сек. Отправка фотоснимков по событиям. Получение новых кадров по команде. Возможность получения последних сделанных камерой снимков из журнала по запросу до 4 шт. Максимальный размер получаемого изображения до 20 Мпикс. Подключение по USB. Наличие встроенного аккумулятора не менее 1000 мАч. Защита видеороликов от стирания и перезаписи. Встроенный GPS приемник. Датчик ударов/ускорений (G-сенсор). Режим ночной съемки. Возможность подключения внешнего монитора.

Оборудование для работы с ПО Заказчика:

К рабочим местам пользователя Автоматизированной системы контроля АРМ пользователя:

• операционная система MS Windows 10 Pro x 64;

• процессор не менее 2,5 ГГц;

• жесткий диск не менее HDD 250 ГБ;

• оперативная память не ниже 6 ГБ;

• браузер Chrome (версия не ниже 68.0.3440.106).

К планшету для водителя:

• Операционная система не ниже Android 7.0

• экран не менее 4.7", разрешение не менее 1280x720

• камера не менее 8 МП

• память не менее 16 Гб, слот для карты памяти

• 3G, 4G LTE, Wi-Fi, Bluetooth, NFC, GPS, ГЛОНАСС

• объем оперативной памяти не менее 3 Гб.

Из анализа изложенного, Комиссией антимонопольного органа установлено, что Заказчик при описании объекта закупки в Документации о закупке должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.

Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Аналогичная позиция содержится в п. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).

В рассматриваемом случае требования заказчика при оказании услуг использовать спецтехнику с аппаратурой спутниковой навигации, средствами фото/видео фиксации, оборудованием для работы с ПО Заказчика с определенным набором технических и функциональных характеристик, обусловлено спецификой оспариваемой закупки, а именно, обеспечением контроля со стороны Заказчика за транспортированием ТКО.

Из пояснений представителя АО «Пермский региональный оператор ТКО» следует, что несвоевременный вывоз ТКО может стать причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации в границах муниципалитетов, а также повлечь возникновение угрозы безопасности населения.

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС приходит к выводу, что установление технических и функциональных характеристик к товарам, используемым при оказании услуг, является требованием к исполнению (оказанию услуг), а не требованием к наличию в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника производственных мощностей. Указанные требования к техническим характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, связаны, в том числе с необходимостью соблюдения норм санитарного законодательства.

Кроме этого, оценка соответствия оказываемых услуг требованиям, установленным в проекте контракта, будет осуществлена заказчиком по факту исполнения подрядчиком своих обязательств.

Установление Заказчиком в описании объекта закупки вышеуказанных требований к оказанию услуг обусловлено его потребностями и не свидетельствует о том, что включение вышеуказанного требования влечет за собой ограничение конкуренции и количества участников данной закупки, поскольку указанное требование предъявляется в равной мере ко всем участникам закупки, не создавая преимущественного положения определенным хозяйствующим субъектам.

В связи с чем, довод Заявителя следует признать необоснованным.

2.2. Проектом договора установлен порядок оплаты, не соответствующий требованиям законодательства.

В соответствии с п. 1.2 Проекта договора стороны устанавливают правовое регулирование данного договора в соответствии со ст. 429.4 ГК РФ (абонентский договор).

Согласно пп. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается, в том числе такое обязательное условие, как порядок и срок оплаты товара, работы или услуги.

Раздел 3 Проекта договора (далее – Раздел) устанавливает порядок оплаты за оказание услуг. Указанный Раздел содержит общую цену договора, цену по каждому объекту сортировки ТКО, а также расчетную стоимость транспортирования 1 единицы (1 тонны) ТКО.

В соответствии с п. 3.2 Раздела ежемесячная стоимость услуг рассчитывается на каждый этап (1 календарный месяц) для каждого объекта обработки и составляет 1/12 от цены договора за 1 календарный год для каждого объекта обработки.

Стоимость работ за каждый этап (месяц) определяется как суммарное значение стоимости этапов по каждому объекту обработки, с которых осуществлялся вывоз остатков сортировки в текущем этапе (месяце).

При превышении планируемых объема и (или) массы ТКО (Приложение № 2 к Техническому заданию настоящего договора), установленных на срок оказания услуг, указанный в п. 2.1 Договора общая цена Договора не подлежит увеличению, а Оператор не вправе прекращать оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Использование модели абонентского договора в оспариваемой закупке связано со спецификой оказываемых услуг, а именно, с невозможностью установить точный объем ТКО, подлежащий транспортированию.

Из анализа изложенного следует, что Проект договора содержит положение о порядке оплаты. Закон о закупках иных требований к установлению порядку оплаты не содержит.

В письменных пояснениях ООО «ВЭЙСТ-ТРАНС» также указал, что условиями договора предусмотрено предоставление Оператором сведений об общем объеме транспортированных ТКО, что, по его мнению, противоречит существу абонентского договора.

Ознакомившись с указанным доводом, исследовав материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее

В Приложении № 3 к Проекту договора (форма акта сдачи-приемки оказанных услуг) содержится условие о необходимости указания общего объема транспортированных ТКО в отчетном периоде.

Пунктом 3.14 Проекта договора предусмотрено, что стороны производят коммерческий учет объема ТКО в соответствии с пп. «б» п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» в целях сбора статистических данных, подготовки и предоставления данных в контрольно-надзорные органы и органы исполнительной власти Пермского края, а также с целью сверки данных Оператора с объектами размещения отходов.

Учитывая изложенное, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление в договоре требования об учете объема ТКО Оператором связано, в первую очередь, с обеспечением контроля со стороны Заказчика за транспортированием ТКО и не противоречит модели абонентского договора, где порядок оплаты устанавливается, как правило, в виде фиксированных периодических платежей.

В связи с чем, Комиссия не усматривает нарушение в части установления порядка оплаты и необходимости Оператором вести учет объема ТКО. Следовательно, указанный довод Заявителя признается необоснованным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ВЭЙСТ-ТРАНС» (вх. № 991-ЭП/24) (ИНН: 5906153911 ОГРН: 1185958019390) на действия Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН: 5903153085 ОГРН: 1225900008883), Комиссии АО «Пермский региональный оператор ТКО», при организации и проведении электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (остатков сортировки) на территории Пермского края в границах территории оказания услуг (извещение № 1200500019024000001 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной;

2. Снять ограничения, наложенные письмом Пермского УФАС исх. № 744/24 от 25.01.2024 г.

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

<...>  

 

 

 

 

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

Тел.8 (342)235-10-36

 

 

2024-1905

 

 

Связанные организации

Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО»
ИНН 5903153085, ОГРН 1225900008883
ООО "ВЭЙСТ-ТРАНС
ИНН 5004026288, ОГРН 1145004001042
ООО «РТС Тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666