Решение б/н Решение от 22 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
____________ № ____________________
На № __________ от ________________
|
ООО «Лай-финтерактив»
115409, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, 23А, эт. 25, пом. 1
info@lifeinteractive.ru
ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»
614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, 210
yakov77nad@mail.ru
Закупочная комиссия ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»
614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, 210
yakov77nad@mail.ru
Электронная торговая площадка
ООО «РТС-тендер»
ko@rts-tender.ru
Дело № 059/07/3-1238/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Лай-финтерактив» (вх. № 018001)
«20» октября 2020 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей: ООО «Лай-финтерактив» - <...> (по доверенности), ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» - <...> (по доверенности);
рассмотрев жалоба ООО «Лай-финтерактив» (вх. № 018001) (далее – заявитель) на действия ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» (ИНН: 5903005619), Закупочной комиссии ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» (далее – организатор торгов) при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку видеостен для центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» (извещение № 32009505815, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
13.10.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на неправомерное отклонение заявки.
Заказчик с доводами жалобы согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (далее – Положение) и Документацией об аукционе в электронной форме на поставку комплекта лабораторно-технологического оборудования по естествознанию для оснащения центра выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 18.09.2020 г., дата окончания приема заявок – 08.10.2020 г., дата подведения итогов – 13.10.2020 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 10 статьи 4 Закон о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Так, в пункте 1 раздела 9 Документации указано, что первая часть заявки на участие в закупке должна содержать:
а) согласие участника закупки на поставку товара, на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона в электронной форме.
Такое согласие может включаться в состав первой части заявки на участие в закупке с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки;
б) указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
в) наименование страны происхождения товара.
Первая часть заявки на участие в закупке может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется, а также иные документы и информацию. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в закупке информации об участнике закупки. Указание такой информации в первой части заявки на участие в закупке является основанием для отклонения такой заявки как не соответствующей требованиям, установленным в документации о закупке.
В приложении № 2 к Документации отражено техническое задание на поставку видеостен для центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование», согласно которому, участнику необходимо поставить товар с характеристиками:
№ позиции |
Наименование показателя технического, функционального параметра и т.п.) |
Описание, значение |
1.3 |
Графический контроллер для видеостены, с характеристиками: |
|
1.3.35 |
Рабочая температура в диапазоне не уже, ° C |
от 0 до +40 |
1.3.36 |
Рабочая влажность без конденсата в диапазоне не уже, % |
от 10 до 80 |
2.3 |
Графический контроллер для видеостены, с характеристиками: |
|
2.3.35 |
Рабочая температура в диапазоне не уже, ° C |
от 0 до +40 |
2.3.36 |
Рабочая влажность без конденсата в диапазоне не уже, % |
от 10 до 80 |
Приложение №4 к Документации содержит Инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме (далее – Инструкция).
Пунктом 3.5 Инструкции предусмотрено, что наименование показателя указывается без изменений. Пунктом 3.6 Инструкции установлено, что конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации.
Также в Инструкции присутствует форма заполнения первой части заявки, в части поставляемого товара со следующей пометкой «Заявка может быть заполнена по рекомендуемой форме»:
№ п/п |
Наименование товара, наименование показателей товара |
Кол-во |
Товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) |
Наименование страны происхождения товара |
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении №2 «Техническое задание» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Пунктом 3 раздела 11 Документации предусмотрены следующие основания отклонения:
1. несоответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, в том числе п. 3.2 Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
2. несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
3. наличие недостоверных (в том числе неполных, противоречивых) сведений в заявке на участие в закупке, в том числе сведений о стране происхождения товара.
Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 1871143 в ЕИС № 32009505815 от 08.10.2020 г. заявка участника ООО «Лай-финтерактив» (Заявка № 4) отклонена по причине: «В соответствии с п/п 1 п.3 раздела 11 документации об аукционе в электронной форме, несоответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, а именно:
1. Документацией о закупке установлено следующее требование к позиции № 1.3.35 «рабочая температура в диапазоне не уже, °С - от 0 до + 40. В заявке участника указано: «рабочая температура в диапазоне не уже, °С - 1 - +41»;
2. Документацией о закупке установлено следующее требование к позиции № 1.3.36 «рабочая влажность без конденсата не уже, % - от 10 до 80». В заявке участника указано следующее: «рабочая влажность без конденсата не уже, % - 9 - 81»;
3. Документацией о закупке установлено следующее требование к позиции № 2.3.35 «рабочая температура в диапазоне не уже, °С - от 0 до + 40». В заявке участника указано: «рабочая температура в диапазоне не уже,°С - -1 - +41»;
4. Документацией о закупке установлено следующее требование к позиции № 2.3.36 «рабочая влажность без конденсата не уже, % - от 10 до 80». В заявке участника указано следующее: «рабочая влажность без конденсата не уже, % - 9 - 81» Таким образом, в заявке участника показатели, который не соответствует требованиям установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
На обозрение Комиссии Пермского УФАС России представлены заявки участников.
Из анализа заявки ООО «Лай-финтерактив» следует, что в заявке им были обозначены необходимые показатели в следующем виде:
- 1.3.35 «рабочая температура в диапазоне не уже, °С - 1 - +41»;
- 1.3.36 «рабочая влажность без конденсата не уже, % - 9 - 81»;
- 2.3.35 «рабочая температура в диапазоне не уже, °С - -1 - +41»;
- 2.3.36 «рабочая влажность без конденсата не уже, % - 9 - 81».
Указанные данные не соответствуют описанию, значению, установленным в Техническом задании.
Однако, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о наличии в Документации противоречий, способствовавших участникам некорректно заполнять заявку. В частности, наличие в Техническом задании термина «не уже» в поле «Наименование показателя технического, функционального параметра и т.п.)» способно вводить в заблуждение участников и потенциальных участников закупки. Инструкция также не содержит пояснений в данной части.
Кроме того, в Инструкции отсутствуют разъяснения в части заполнения заявки, в случае если в Техническом задании используются такие словесные конструкции, как «от и до».
По мнению, антимонопольного органа наличие данных нарушений в Документации привело к существенному нарушению прав участника закупки ООО «Лай-финтерактив».
При рассмотрении жалобы представитель организатора торгов сообщил, что Инструкция по заполнению первой части заявки действительно не содержит указаний на то, как заполнять заявку в случае, если при описании показателей Заказчик использует такие слова как: «от и до». И это дало различные варианты описаний показателей, которые не дают однозначного понимания закупочной комиссии о том, какие функциональные характеристики у товара, предлагаемого участником.
Таким образом, организатор торгов фактически признал неправомерное отклонение участника закупки ООО «Лай-финтерактив», а также наличие противоречий в Документации. Действия Закупочной комиссии, направленные на неправомерное отклонение участника, образуют нарушения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках). Кроме того нарушается часть 6 статьи 3 Закона о закупках, которой установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В свое время, факт наличия противоречия в Документации нарушает часть 10 статьи 4 Закона о закупках, которая предусматривает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Из указанных обстоятельств следует, что довод о неправомерном отклонении Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Лай-финтерактив» (вх. № 018001) на действия ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» (ИНН: 5903005619), Закупочной комиссии ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку видеостен для центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» (извещение № 32009505815, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
- Установить в действиях ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» нарушение ч. 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Установить в действиях Закупочной комиссии ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», Закупочной комиссии ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.