Решение №6794/24 Решение от 27 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «АэрКом» (вх. № 8757-ЭП/24)
«24» мая 2024 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
<...>, заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
посредством видеоконференцсвязи,
в присутствии представителя ООО «АэрКом» – <...> (по доверенности),
представителей АО «Березниковский содовый завод» - <...> (по доверенности); <...> (по доверенности);
рассмотрев жалобу (вх. № 8757-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью «АэрКом» (ИНН: 7448241763 ОГРН: 1227400015116) (далее – Заявитель) на действия Акционерного общества «Березниковский содовый завод» (ИНН 5911013780, ОГРН 1025901701143) (далее – Заказчик), Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки бульдозера DR-10МТ (извещение № 32413588062 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
10.06.2024 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к оспариванию документации о проведении закупки.
Частью 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.
В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, содержащее установленные ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
2. 13.05.2024 г. Заказчиком на официальном сайте РФ в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32413588062 (далее – Извещение) о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки бульдозера DR-10МТ.
Дата начала срока подачи заявок: 13.05.2024 г.
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 20.05.2024 г., 16:00.
Дата рассмотрения первых частей заявок: 23.05.2024 г.
Дата начала срока подачи дополнительных ценовых предложений: 29.05.2024 г.
Дата и время окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений (по местному времени заказчика): 29.05.2024 г., 15:00.
Дата проведения сопоставления дополнительных ценовых предложений: 30.05.2024 г.
Дата рассмотрения вторых частей заявок: 28.05.2024 г.
Дата подведения итогов: 30.05.2024 г.
При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке Акционерного общества «Башкирская содовая компания» (далее – Положение), Извещением о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки бульдозера DR-10МТ (далее – Извещение), Документацией о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки бульдозера DR-10МТ (далее – Документация).
Заявитель, ознакомившись с Документацией о проведении закупки, обратился в антимонопольный орган с жалобой, доводы которой сводятся к необоснованному отсутствию в Документации требования о применении к закупке Постановления Правительства от 03 декабря 2020 г. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил в материалы дела возражения в письменном виде.
Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу, исследовав материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках Правительством Российской Федерации установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
В силу п. 157 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее также – Постановление № 2013) установлена минимальная доля закупок товара, являющегося предметом спорной закупки: «Бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом» (ОКПД 28.92.21), осуществленных заказчиком в отчетном году в размере 90 % (с 2023 г.).
Согласно п. 2 Постановления № 2013 для целей настоящего постановления товаром российского происхождения признается товар, включенный:
-в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»;
-в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
-в евразийский реестр промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза.
Таким образом, Постановлением № 2013 установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, которая должна достигаться заказчиками при осуществлении закупок за отчетный период.
Пунктом 4.20 Документации установлен порядок применения приоритета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
В соответствии с п. 3 Технического задания Документации также установлен перечень документов, подтверждающих соответствие товара требованиям законодательства Российской Федерации, а также условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: на основании Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения», к товару (Код товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) – 28.92.21, включен в «Раздел C. Продукция обрабатывающих производств» классификатора и является видом, содержащим категорию 28.92.21.110 «Бульдозеры на гусеничных тракторах») применяется постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
Участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) из территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
Комиссия Пермского УФАС России, оценивая довод об отсутствии в Документации требования о применении к закупке Постановления Правительства от 03 декабря 2020 г. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения», исходит из того, что положениями законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг не установлена обязанность заказчиков указывать в документации о проведении конкретной закупки сведения, предусмотренных Постановлением № 2013.
Кроме того, по смыслу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, наличие либо отсутствие нарушения законодательства о закупках в действиях (бездействии) заказчика, закупочной комиссии возможно установить при рассмотрении конкретной закупки комиссией антимонопольного органа.
Следовательно, учитывая положения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России в рамках настоящей статьи, не осуществляет контроль за соблюдением заказчиками требований Постановления № 2013.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что по результатам обжалуемой закупки победителем признано ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уралглавснаб», предложившее к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация, что следует из заявки общества, поданной на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не нарушено законодательство о закупках при утверждении Документации в оспариваемой Заявителем части, в связи с чем доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и признаны необоснованными.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу (вх. № 8757-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью «АэрКом» (ИНН: 7448241763 ОГРН: 1227400015116) на действия Акционерного общества «Березниковский содовый завод» (ИНН 5911013780, ОГРН 1025901701143), Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки бульдозера DR-10МТ (извещение № 32413588062 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru) необоснованной.
-
Снять ограничения, наложенные Письмом Пермского УФАС России исх. № 6272/24 от 13.06.2024 г.
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии
<...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп.<...>тел.8 (342)235-10-36
2024-7490