Решение б/н Решение и предписание по делу №317-11-А в отношении ФГУП «Пе... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

версия для печати

предписание

 
РЕШЕНИЕ

г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена "02" сентября 2011г.
В полном объеме решение изготовлено "16" сентября 2011г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…>
в присутствии представителей:
ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Пермские авиалинии» (далее также – Ответчик, Предприятие, ФГУП «Пермские авиалинии»):
<…>
заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Бортовое питание» (далее также – Заявитель, Общество, ООО «Бортовое питание»):
<…>
рассмотрев дело №317-11-а по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Пермские авиалинии» (аэропорт Большое Савино, корп.12, п. Сокол, Пермский муниципальный район, Пермский край, 614515) ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г.,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (вх. №0988-11 от 27.01.2011г.) ООО «Бортовое питание» с просьбой провести проверку действий ФГУП «Пермские авиалинии» на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.
По мнению ООО «Бортовое питание», ФГУП «Пермские авиалинии» при наличии возможности поставки, необходимых для функционирования объекта Заявителя, энергоресурсов, а именно тепловой энергии, электрической энергии, оказания услуг по водоснабжения и водоотведению, необоснованно игнорировало обращения ООО «Бортовое питание» с просьбой о заключении договора на оказание коммунальных услуг.
ФГУП «Пермские авиалинии» нарушение не признало, мотивируя свою позицию тем, что не получало от ООО «Бортовое питание» обращений с просьбой заключить договор на оказание коммунальных услуг. Кроме того, указало, что сети инженерно-технического обеспечения ООО «Бортовое питание» не готовы к приему соответствующих энергоресурсов.
Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, заслушав доводы сторон, комиссия установила следующее.
ООО «Бортовое питание» является собственником земельного участка с кадастровым номером <…> общей площадью 270 кв. метров, расположенного примерно в 1,400 км. по направлению на север от ориентира: Пермский край Пермский район, Соколовское с/п пос. Сокол, расположенного за пределами участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2009 серии 59 ББ № 137713.
На данном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий ООО «Бортовое питание» на праве собственности кафе- павильон «Уралочка», назначение нежилое, 1-этажный, общей площадью 120кв.м. инв № 2489 (лит.А), адрес объекта Пермский край, Пермский район, Соколовское с/п, примерно в 1,400км. по направлению на север от ориентира пос. Сокол, расположенного за пределами участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <…>
Земельный участок, указанный выше, и объект недвижимости, принадлежащие ООО «Бортовое питание», расположены в границах территории, отведенной ФГУП «Пермские авиалинии».
Федеральное государственное унитарное предприятие «Пермские авиалинии» (юридический и почтовый адрес: 614515, Российская Федерация, Пермский край, п.Сокол, Аэропорт «Большое Савино», корп. 12.) действует на основании Устава, утвержденного Распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта от 05.06.2006г № АРО-170-р.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права <…>
ФГУП «Пермские авиалинии» принадлежит на праве собственности:
- котельная. 1-3-этажная, общей площадью 866,3м2, расположенная по адресу: Пермский край, Пермский район, Соколовское с/п, пос. Сокол, Аэропорт «Большое Савино»;
- напорный коллектор протяженностью 2222,3п.м., расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, Соколовское с/п, пос. Сокол, Аэропорт «Большое Савино».
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 14.07.2009 №34-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ФГУП «Пермские авиалинии» (г. Пермь)» установлен и введен в действие с 1 января 2010 года тариф на тепловую энергию для потребителей ФГУП «Пермские авиалинии» (г. Пермь) в размере 839,11руб/Гкал.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 14.12.2009 №70-э «Об индивидуальном тарифе на услуги по передаче электрической энергии по сетям ФГУП «Пермские авиалинии» (г. Пермь)» для ФГУП «Пермские авиалинии» установлен и введен в действие с 01.01.2010г. индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для расчетов со смежной сетевой организацией ОАО «МРСК Урала» в размере 209 608,00 руб./МВт в мес.
Между ФГУП «Пермские авиалинии» и ООО «Новогор-Прикамье» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод №17-п/125 от 01.12.2005г., согласно которому ООО «Новогор-Прикамье» обязуется через присоединенные к горводопроводу и горканализации сети ФГУП «Пермские авиалинии» отпускать Предприятию питьевую воду и принимать от него сточные воды в пределах установленных ему лимитов водопотребления и водоотведения.
Как пояснил представитель ФГУП «Пермские авиалинии», в настоящее время ведется оформление правоустанавливающих документов на объект недвижимости водозабор, посредством которого ведется снабжение питьевой водой всех объектов предприятия. Кроме того, указал, что, несмотря на заключение между ФГУП «Пермские авиалинии» и ООО «Новогор-Прикамье» вышеуказанного договора, Предприятие использует данный договор только в части приема ООО «Новогор-Прикамье» сточных вод ФГУП «Пермские авиалинии». Отпуск питьевой воды в рамках данного договора не осуществляется.
12.12.2005г. между ООО «Бортовое питание» и ФГУП «Пермские авиалинии» был заключен договор №986 на содержание арендуемого помещения от 12.12.2005г., согласно п.1.1 которого Снабжающая организация (ФГУП «Пермские авиалинии») обязуется оказывать Абоненту (ООО «Бортовое питание») перечень услуг, в число которых также входят коммунальные услуги (отпуск тепловой энергии, электроэнергии, горячей и холодной воды, прием сточных вод).
10.12.2008г. указанный выше договор был расторгнут по просьбе ООО «Бортовое питание» в связи с закрытием кафе «Звездное» (письмо исх. №8 от 10.12.2008г., вх. №2232 от 10.12.2008г.).
Однако, 03.04.2009г. в связи с планируемым возобновлением деятельности объекта, ООО «Бортовое питание» направило в адрес ФГУП «Пермские авиалинии» письмо (исх. №4 от 03.04.2009г.) с просьбой с 15.04.2009г. заключить договор на оказание коммунальных услуг. Доказательства получения данного письма ФГУП «Пермские авиалинии» отсутствуют.
Позднее, 27.07.2010г. ООО «Бортовое питание» повторно обратилось в ФГУП «Пермские авиалинии» с просьбой о заключении договора на оказание коммунальных услуг (исх. №б/н от 27.07.2010г., вх. №б/н от 27.07.2010г.). Ответа на данное обращение со стороны Ответчика не последовало.
15.11.2010г. ООО «Бортовое питание» вновь обратилось в ФГУП «Пермские авиалинии» с просьбой о выдаче технических условий в целях дальнейшего заключения договора на оказание коммунальных услуг (исх. №28 от 15.11.2010г., вх. №б/н от 15.11.2010г.). Указанное обращение также осталось без ответа.
Из письменных пояснений ФГУП «Пермские авиалинии» (исх. №21/690 от 10.03.2011г., вх. №3151-11 от 11.03.2011г.) следует, что Предприятие не получало вышеуказанных обращений, в связи с чем указанные письма остались без ответа. Однако обращения содержат отметку о получении их ФГУП «Пермские авиалинии».
Также указанные пояснения содержат указание Предприятия на то, что заключение договора на оказание коммунальных услуг между ООО «Бортовое питание» и ФГУП «Пермские авиалинии» возможно лишь после выполнения Обществом ряда мероприятий, необходимых для нормального функционирования сетей инженерно-технического обеспечения ООО «Бортовое питание», посредством которых в дальнейшем будет производиться поставка энергоресурсов на объект общества.
Только 27.06.2011г. ФГУП «Пермские авиалинии» были выданы ООО «Бортовое питание» технические условия на электроснабжение кафе-павильона «Уралочка» (исх. №21/2806 от 29.08.2011г., ответ на исх. №б/н от 27.07.2010г.)
При этом сопроводительным письмом (исх. №21/2805 от 29.08.2011г.) к вышеуказанным техническим ФГУП «Пермские авиалинии» разъяснило ООО «Бортовое питание» о перечне мероприятий, которые необходимо выполнить Обществу для заключения договора на оказание коммунальных услуг.
Также указало на отсутствие со стороны Предприятия возражений относительно заключения между ФГУП «Пермские авиалинии» и ООО «Бортовое питание» договора на оказание коммунальных услуг при условии выполнении названных мероприятий в целях подготовки сетей инженерно-технического обеспечения к приему энергоресурсов.
Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела пояснил, что ФГУП «Пермские авиалинии» на сегодняшний день является единственным возможным поставщиком энергоресурсов для заявителя, так как объекты, принадлежащие заявителю на праве собственности, находятся на территории ФГУП «Пермские авиалинии» и подключены к принадлежащим ему сетям. Подключение объектов заявителя к сетям других возможных поставщиков приведет к существенным финансовым затратам и займет значительный период времени. Более того, у заявителя нет гарантий, что такие поставщики вообще дадут свое согласие на подключение к их сетям.
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 10 Закона о защите конкуренции, согласно части 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами
В соответствии со ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. (ст. 545 ГК РФ).
В соответствии с п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167 (далее также - Правила №167):
- «абонент» - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод;
- «субабонент» - лицо, названное в понятии «абонент» Правил №167, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п.17 Правил №167 абонент может передавать (принимать) субабоненту (от субабонента) воду (сточные воды), принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с п. 88 Правил №167 абонент обязан предоставлять субабонентам возможность присоединения к своим сетям, сооружениям и устройствам при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с п.12 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии – это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с п. 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861(далее – Правила), договор оказания услуг по передаче электроэнергии является публичным. Более того, согласно пункту 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 указанных Правил, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к естественной монополии относятся услуги по передаче тепловой энергии и электрической энергии. Лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.
Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 3 статьи 8 названного Закона субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Федеральным законом, на недискриминационных условиях, согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Руководствуясь вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу указанных выше положений нормативно-правовых актов, при существующей схеме водоотведения ФГУП «Пермские авиалинии» является Абонентом в связи с наличием в собственности последнего систем канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунальной канализации ООО «Новогор-Прикамье».
В свою очередь, ООО «Бортовое питание» является юридическим лицом, осуществляющим сброс сточных вод в канализационные системы Ответчика, по договору с ФГУП «Пермские авиалинии».
При существующей схеме водоотведения ООО «Бортовое питание», являясь субабонентом, не может заключить соответствующий договор напрямую с ООО «Новогор-Прикамье». В связи с этим осуществлять прием сточных вод здания, принадлежащего на праве собственности ООО «Бортовое питание», может только ФГУП «Пермские авиалинии».
Таким образом, ФГУП «Пермские авиалинии» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоотведению в границах сетей, находящихся у Ответчика на праве собственности (является монополистом).
При этом следует отметить, что у Комиссии недостаточно оснований для признания ФГУП «Пермские авиалинии» хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению.
Учитывая, тот факт, что договор на снабжение тепловой энергией здания ООО «Бортовое питание» может быть заключен Обществом только при наличии непосредственного технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к сетям Энергоснабжающей организации, Комиссия пришла к обоснованному выводу, что ФГУП «Пермские авиалинии» является единственным поставщиком тепловой энергии для ООО «Бортовое питание». В силу указанного является монополистом.
ФГУП «Пермские авиалинии» является собственником электрических, посредством которых осуществляется электроснабжение здания ООО «Бортовое питание». В силу чего, ФГУП «Пермские авиалинии», как собственник электрических сетей, через которые осуществляется переток электроэнергии на объект ООО «Бортовое питание», обязан обеспечивать передачу (поставку) электроэнергии даже в отсутствие соответствующего договора.
Из вышеизложенного следует, что ФГУП «Пермские авиалинии» является единственным возможным поставщиком энергоресурсов для Заявителя, так как объект, принадлежащий ООО «Бортовое питание» на праве собственности, подключен к принадлежащим Ответчику сетям. Подключение объекта заявителя к сетям других возможных поставщиков приведет к существенным финансовым затратам и займет значительный период времени.
Таким образом, ФГУП «Пермские авиалинии» является единственным хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим объекты инфраструктуры электроэнергетики, тепловые сети и водопровод (канализацию) в пределах границ расположения объекта Заявителя, то есть Ответчик занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, тепловой энергии и водоснабжения (водоотведения) в отношении объекта Заявителя.
Оставление без ответа обращений (27.07.2011г., 15.11.2010г.) Заявителя было расценено Комиссией как отказ от заключения (продления действия) договора на оказание коммунальных услуг (теплоснабжение, водоотведение, электроснабжение), что нарушает права и законные интересы Заявителя, ущемляет его право на беспрепятственное осуществление хозяйственной деятельности.
Учитывая, что ФГУП «Пермские авиалинии» занимает доминирующее положение, отказ от заключения договора на оказание коммунальных услуг Комиссия расценила как злоупотребление доминирующим положением, что запрещено п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
Кроме того, у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Правил №167, Правил №861, норм гражданского законодательства, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ФГУП «Пермские авиалинии», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.
Таким образом, в действиях ФГУП «Пермские авиалинии», занимающего доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, тепловой энергии и водоотведения, в период с 27.07.2010г. по настоящее время в границах отношений с ООО «Бортовое питание», установлено нарушение п. 5 ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которого стало ущемление интересов ООО «Бортовое питание».
Основания для прекращения рассмотрения дела, а также для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны ФГУП «Пермские авиалинии» не устранено, принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Федерального государственного унитарного предприятия «Пермские авиалинии» нарушение части 1 ст. 10, в том числе, пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в отказе ФГУП «Пермские авиалинии» от заключения договора на оказание коммунальных услуг (теплоснабжение, водоотведение, электроснабжение).
2. Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию «Пермские авиалинии» предписание:
- не препятствовать осуществлению ООО «Бортовое питание» мероприятий, в том числе на территории ФГУП «Пермские авиалинии», обеспечивающих возможность заключения договора об оказании коммунальных услуг (теплоснабжение, водоотведение, электроснабжение) между ООО «Бортовое питание» и ФГУП «Пермские авиалинии»;
- в срок до 01.12.2011г. сообщить в Пермское УФАС России об исполнении указанного предписания.
3. Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
<…>

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 317-11-а

16.09.2011г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 10.02.2010г. по делу № 939-10-а о нарушении ООО «Универсальная торговая база» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Федеральному государственному унитарному предприятию «Пермские авиалинии»:
1) не препятствовать осуществлению ООО «Бортовое питание» мероприятий, в том числе на территории ФГУП «Пермские авиалинии», обеспечивающих возможность заключения договора об оказании коммунальных услуг (теплоснабжение, водоотведение, электроснабжение) между ООО «Бортовое питание» и ФГУП «Пермские авиалинии»;
2) в срок до 01.12.2011г. сообщить в Пермское УФАС России об исполнении указанного предписания.
3) в случае обжалования предписания исполнить его в течение 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 10 дней со дня его исполнения.
<…>.

наверх

Связанные организации

Связанные организации не указаны