Решение б/н Крохалева Сергея Ивановича (вх. № 013571) (далее – Заявитель... от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ИП Крохалев Сергей Иванович

<...>

<...>

<...>

 

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Перми

<...>

<...>

 

Закупочная комиссия МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Перми

<...>

 

 

 

 

 

 

Дело № 059/07/3-867/2021

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ИП Крохалева Сергея Ивановича (вх. № 013571)                 

«23» августа 2021 г.                                                                                                                      г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Крохалева Сергея Ивановича (вх. № 013571) (далее – Заявитель), на действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Перми (ИНН: 5902291685), (далее – Заказчик), Закупочной комиссии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Перми (далее – Закупочная комиссия) при организации и проведении            открытого конкурса на оказание услуги по организации питания учащихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «СОШ № 28» г. Перми (извещение № 32110498293, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru).

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.08.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой указывают на наличие в закупочной документации неправомерных требований.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках МАОУ "СОШ № 28" г. Перми (далее – Положение), Извещением о проведении открытого конкурса № 32110498293 (далее – Извещение), Конкурсной Документацией на право заключить договор на оказание услуги по организации питания учащихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «СОШ № 28» г. Перми (Редакция 2 от 29.07.2021) (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 23.07.2021 г., дата окончания подачи заявок – 11.08.2021 г., дата подведения итогов закупки – 13.08.2021 г.

Заявитель, не согласившись с положениями Документации, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает, что в Документации, опубликованной заказчиком, отсутствует критерий «цена договора», что противоречит положению о закупке.

Заказчик в возражении на жалобу пояснил, что применение иных подходов к организации мероприятий, реализуемых с использованием средств целевой субсидии противоречит целеполаганию предоставления бесплатного горячего питания непосредственно в образовательной организации, а также не позволяет обеспечить контроль за целевым характером использования средств целевой субсидии, в частности гарантировать направление соответствующих средств федерального бюджета именно на организацию горячего здорового питания обучающихся первых - четвертых классов, содержащего сбалансированный набор питательных веществ и микроэлементов, соответствующих требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20, MP 2.4.0179-20 и др.

По доводам жалобы Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с п. 22.1 Положения о закупке, Комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками конкурса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 21.6 настоящего Положения). Согласно п. 22.3 Положения, для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене договора (цене единицы товара, работы, услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть и иные характеристики.

Пункт 22.3.1. Положения устанавливает право Комиссии не учитывать цену договора (цену единицы товара, работы, услуги) для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на закупаемые товары, работы, услуги.

Согласно пункту 5 и приложению №6 Документации оценка заявок осуществляется в соответствии со следующими критериями:

  1. «Квалификация участника конкурса» итоговой значимостью 50 процентов с подкритериями:
    1. «Наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации»
    2. «Количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора»
    3. «Количество оборудования, объем других материальных ресурсов для исполнения договора, имеющихся на праве собственности или ином законном основании»
  2. «Предложения по созданию условий для улучшения качества оказываемой услуги»

Таким образом, из содержания Документации следует, что, цена как критерий оценки заявок участников не предусмотрена.

Согласно п. 2.1. ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 20.06.2020 № 900 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» устанавливает правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных образовательных организациях субъекта Российской Федерации (муниципальных образовательных организациях).

Постановлением установлены правила расчета субсидий, предоставляемых субъектам РФ. Элементами расчета являются в том числе Относительный показатель индекса цен на условный (минимальный) набор продуктов питания в субъекте и средняя стоимость горячего питания на 1 обучающегося по программам начального общего образования в день, рассчитываемая на основании средней по Российской Федерации стоимости среднесуточных наборов пищевых продуктов для организации горячего питания обучающихся по программам начального общего образования, рассчитываемых на основании федерального статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги за год, предшествующий текущему финансовому году.

Согласно п. 3 ст. 25.2 Федерального закона   Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в целях организации питания детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляются:

разработка норм обеспечения питанием детей в зависимости от возрастной категории детей, их физиологических потребностей и состояния здоровья;

установление санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей, поставляемым пищевым продуктам для питания детей, перевозкам и хранению таких пищевых продуктов;

государственная поддержка производителей пищевых продуктов для питания детей в порядке и в формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;

организация информационно-просветительской работы по формированию культуры здорового питания детей.

Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 530 утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Перечень продуктов питания, предусмотренный Правительством, включает в себя такие продукты, как говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.
Все выше перечисленные действия, направленные на регулирование и тарификацию продуктов первой необходимости, а так же расчет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации с относительный показателем индекса цен на условный (минимальный) набор продуктов питания в каждом субъекте Российской Федерации в совокупности со всеми подзаконными актами на территории каждого субъекта Российской Федерации все меры направлены на качественную организацию услуги горячего питания.

Ассигнования, выделяемые на организацию бесплатного питания, рассчитываются с учетом предельно допустимых розничных цен.

Постановлением Правительства Пермского края № 482-П от 02.07.2020 г. установлен Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края с участием средств федерального бюджета бюджетам муниципальных и городских округов, муниципальных районов Пермского края на реализацию мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях, в соответствии с которым размер стоимости горячего питания в день на одного обучающегося, предоставляемого за счет средств бюджета Пермского края, включая средства, поступившие в форме субсидии из федерального бюджета определяется правовым актом Правительства Пермского края и не может быть меньше размера, установленного для обучающихся на уровне начального общего образования подпунктом 5 пункта 2 статьи 15 и статьей 18.7 Закона Пермской области от 9 сентября 1996 г. N 533-83 "О социальных гарантиях и мерах социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае" с учетом индексации.

В соответствии с письмом № 26-36-исх-586 от 22.12.2020 г. Министерства образования и науки Пермского края о размере денежных норм, размер выплат по мерам социальной поддержки обучающихся из многодетных и малоимущих семей в соответствии с Законом Пермской области № 533-83 на питание для обучающихся составляют на 01.01.2021 для 1 ступени обучения – 75,50 рублей, 2-3 ступеней обучения – 84,66 рублей, также для детей с ограниченными возможностями здоровья – учащихся начальных классов – 151,59 рублей.

Таким образом, из бюджета Пермского края выделяются средства на обеспечение бесплатным питанием учащихся начального уровня образования, детей из многодетных и малоимущих семей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Размер выделяемых средств определяется, в том числе с учетом регулируемых законодательством тарифов на необходимые продукты питания.

Учитывая изложенное, можно заключить, что цена питания в образовательных учреждениях определена на законодательном уровне, в том числе федеральными нормативными правовыми актами: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021), Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Постановление Правительства РФ от 20.06.2020 N 900 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 (ред. от 30.12.2020) "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения", а также региональных Закон Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 "О социальных гарантиях и мерах социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае", Постановление Правительства Пермского края от 02.07.2020 N 482-п (ред. от 03.03.2021) "Об утверждении Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края с участием средств федерального бюджета бюджетам муниципальных и городских округов, муниципальных районов Пермского края на реализацию мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях". Иной подход к расчету стоимости питания учащихся быть применен не может, что необходимо для защиты прав и свобод детей.

Комиссия Пермского УФАС России при принятии настоящего решения также учитывает, что заявитель не принимал участия в спорной закупке. При этом, отсутствие в Документации критерия оценки заявок по цене договора (цене единицы товара, работы, услуги) не препятствует подаче заявок на участие в конкурсе.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу индивидуального предпринимателя Крохалева Сергея Ивановича (вх. № 013571) (далее – Заявитель), на действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Перми (ИНН: 5902291685), Закупочной комиссии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Перми (далее – Организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуги по организации питания учащихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «СОШ № 28» г. Перми признать необоснованной.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

 

                                                                                                                                      <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...> (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны