Решение б/н Решение от 20 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


                                                                                                  

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «ИнтерКонсалтинг»

109147, г. Москва, ул. Абельмановская, д.7, эт. Подвал, пом. VII, ком. 3

interconsaltingco@gmail.com

 

ООО «Глобалгазинвест»

614055, г. Пермь, ул Промышленная, д. 143, эт. 2, пом. 7

firm59@mail.ru

 

Закупочная комиссия ООО «Глобалгазинвест»

614055, г. Пермь, ул Промышленная, д. 143, эт. 2, пом. 7

firm59@mail.ru

 

Электронная торговая площадка

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

 

Дело № 059/07/3-314/2020

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ИнтерКонсалтинг» (вх. № 003670)

 

«19» марта 2020 г.                                                                                                                              г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),

 

рассмотрев  жалобу ООО «ИнтерКонсалтинг»  (ИНН: 7709750655) (вх. № 003670) (далее – заявитель) на ООО «Глобалгазинвест» (ИНН: 5905257040), Закупочную комиссию ООО «Глобалгазинвест» (далее – организатор торгов, заказчик) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку гражданских противогазов ГП-7, дополнительных патронов ДПГ-3 для нужд ООО «ГЛОБАЛГАЗИНВЕСТ» (извещение № 32008945228, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.03.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на то, что Заказчиком не установлены требования к безопасности товара, которые, по мнению Заявителя, являются обязательными для приобретаемых Заказчиком товаров и что требование Заказчика о приемке товаров военным представительством Министерства обороны РФ влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Глобалгазинвест» (далее – Положение); Извещением (документацией) о закупке по открытому запросу котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку гражданских противогазов ГП-7 (ТУ Г-10-1103-82), дополнительных патронов ДПГ-3 (ВР 05377.000 ТУ) (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 02.03.2020 г., дата окончания приема заявок - 27.03.2020 г., дата подведения итогов - 31.03.2020 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В части 9 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В части 10 статьи 4 Закона о закупках содержатся требования к  документации о конкурентной закупке, в частности в ней должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Так пунктом разделом 9 Документации предусмотрено, что контроль качества и приемка противогазов должны быть осуществлены военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (п.1.5 раздела 9 Документации).

В возражениях представитель организатора торгов указал, что качество и безопасность данной продукции возможно подтвердить отметкой о проведении приемки и контроля качества продукции военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, которая содержится в формуляре или в паспорте на партию продукции.   

Заявитель указывает в жалобе на то, что закупаемые ООО «Глобалгазинвест»  противогазы ГП-7 и дополнительные патроны ДПГ-3 входят в сферу распространения ТР ТС 019/2011, поскольку включены в приложение №1 и список по приложению №5 к указанному техническому регламенту, в связи с чем безопасность такой продукции должна быть подтверждена путем предъявления сертификата соответствия требованиям ТР ТС 019/2011.

Из Документации о закупке следует, что закупаемые противогазы предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз от боевых отравляющих веществ (токсичных химических веществ, используемых в химическом оружии), радиоактивной пыли и бактериальных аэрозолей (бактериологических агентов), а в комплекте с дополнительными патронами ДПГ-3 от сильнодействующих ядовитых веществ.

В связи с этим, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что ТР ТС 019/2011, на который ссылается заявитель, не устанавливает требования по защите от перечисленных опасных факторов ни в текстуальной части, ни в стандартах, являющихся обязательным приложением к ТР ТС 019/2011. Кроме того, из пп. 6 п. 1.7 ТР ТС 019/2011 следует, что действие данного технического регламента не распространяется на средства индивидуальной защиты, разработанные либо модифицированные для защиты от бактериологических (биологических) агентов и радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях, от токсичных химических веществ, используемых в химическом оружии, и химических средств для борьбы с массовыми беспорядками, а также специально разработанные для них компоненты.

В Приложении № 1 к ТР ТС 019/2011 приведен исчерпывающий перечень типов средств индивидуальной защиты, на которые распространяется действие названного технического регламента Таможенного союза. Данный перечень не содержит указание на такие изделия, как гражданские противогазы и дополнительные патроны к ним.

Приложение № 5 к ТР ТС 019/2011 содержит исчерпывающий список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств-членов Таможенного союза. Данный список также не содержит указание на такие изделия, как гражданские противогазы и дополнительные патроны к ним.

Из указанного следует, что ТР ТС 019/2011 не распространяется на закупаемые гражданские противогазы и дополнительные патроны и не определяет их технические, качественные, эксплуатационные и иные характеристики, в том числе требования к маркировке и, соответственно, не должны иметь сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 и маркироваться единым знаком обращения продукции на территории государств-членов таможенного союза.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Согласно ст. 19 Закона о техническом регулировании недопустимо принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.

Таким образом, включение в извещение положения о наличии сертификата соответствия противоречило бы действующему законодательству и налагало на участников закупки дополнительные неисполнимые требования.

Кроме того представитель ООО «Глобалгазинвест» обращает внимание на то, что закупаемые противогазы не подлежат обязательной сертификации на территории Российской Федерации, так как данная продукция не числится в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Едином перечне продукции, подтверждения соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2009 года № 982, а также в Едином перечне, подлежащей обязательной оценке соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 года № 620.  

Однако, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», противогазы гражданские ГП-7 (ТУ Г-10-1103-82) и дополнительные патроны ДПГ-3 (ВР 05377.000 ТУ)  проходят приемку военным Представительством Минобороны России (далее - ВП МО РФ) и сопровождаются формуляром с заключением ВП МО РФ о соответствии противогазов и дополнительных патронов техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации. Заключение ВП МО РФ в формуляре подтверждает пригодность противогазов и дополнительных патронов для использования по назначению (эксплуатации). Без прохождения контроля качества и приемки со стороны ВП МО РФ противогазы гражданские и дополнительных патронов не могут быть введены в гражданский оборот.

Следовательно, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что оценка соответствия качества и безопасности противогазов гражданских осуществляется в форме контроля качества и приемки со стороны ВП МО РФ, закрепленного за производителем. Приемка ВП МО РФ является единственным подтверждением качества закупаемой продукции и ее соответствия требованиям безопасности использования. Иные подтверждения качества законом не предусмотрены.

Таким образом требования о наличии приемки ВП МО РФ является правомерным и не влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Аналогичная позиция отражена в судебной практике (решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2016 по делу № А40-109331/2016; постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 года № 09АП-2043/2017;  постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.06.2017 года по делу № А40-109331/16; определение Верховного суда Российской Федерации от 05.10.2017 № 305-КГ17-14206).

Кроме прочего, из п. 1.6 ТР ТС 019/2011 и ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что производитель продукции наделен правом идентификации средств индивидуальной защиты с целью установления их принадлежности к сфере действия ТР ТС 019/2011. В свою очередь, из представленного ООО «Глобалгазинвест» разъяснения изготовителя гражданских противогазов ГП-7 (ТУ Г-10-1103-82) и дополнительных патронов ДПГ-3 (ВР 05377.000 ТУ) Акционерного общества «Сорбент» следует, что абз. 2 ч. 3 приложения № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, ратифицированному Федеральным законом от 03.10.2014 года № 279-ФЗ, предусмотрено, что особенности технического регулирования и оценки соответствия продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, устанавливаются законодательством государств-членов. Сведения о противогазах гражданских ГП-7 (ТУ Г-10-1103-82), в их числе: методика обязательного контроля (испытаний) коэффициента проницаемости и подсоса по масляному туману, времени защитного действия по отравляющим веществам, сведения о рецептуре (составе) резиновых смесей лицевых частей, требования по стойкости лицевых частей к воздействию отравляющих веществ относятся к государственной тайне (гриф «секретно»). В связи с этим, в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ, особенности оценки соответствия указанной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанная продукция выпускается по техническим условиям, утвержденным государственным заказчиком – Министерством обороны, оценка соответствия и контроль качества гражданских противогазов ГП-7 (ТУ Г-10-1103-82) и дополнительных патронов ДПГ-3 (ВР 05377.000 ТУ) производится 591 военным представительством Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 804. В область распространения ТР ТС 019/2011 данная продукция не входит и обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации или декларирования соответствия не подлежит.

Довод о том, что Заказчиком не установлены требования к безопасности товара и что требование Заказчика о приемке товаров военным представительством Министерства обороны Российской Федерации влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ИнтерКонсалтинг»  (ИНН: 7709750655) (вх. № 003670) на ООО «Глобалгазинвест» (ИНН: 5905257040), Закупочную комиссию ООО «Глобалгазинвест» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку гражданских противогазов ГП-7, дополнительных патронов ДПГ-3 для нужд ООО «ГЛОБАЛГАЗИНВЕСТ» (извещение № 32008945228, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
  2. Предписание не выдавать.

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                            <...>

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны