Решение б/н жалоба Акционерного общества «Коммунальные электрические сет... от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

Акционерное общество «Коммунальные электрические сети Краснокамского муниципального района»

617060, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Коммунистическая, 18

info@keskmr.ru

           

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края

618250, Пермский край, г. Губаха, ул. Космонавтов, д. 9

kumi.gubaha@yandex.ru

 

Электронная торговая площадка

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

 

Дело № 059/10/18.1-1164/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе Акционерного общества «Коммунальные электрические сети Краснокамского муниципального района» (вх. № 018664, вх. № 018695)

 

 

«18» ноября 2021 г.                                                                                                                  г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, специалист-эксперт отдела контроля закупок,

<...>, специалист 1 разряда финансово-административного отдела;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя Акционерного общества «Коммунальные электрические сети Краснокамского муниципального района» – <...>, представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края – <...> (по доверенности), при участии представителя заинтересованного лица – Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» – <...>, после объявленного перерыва,

рассмотрев жалобу Акционерного общества «Коммунальные электрические сети Краснокамского муниципального района» (далее – Заявитель) (вх. № 018664, вх. № 018695) на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края (далее – Организатор торгов) при организации и проведении процедуры приватизации муниципального имущества путем проведения конкурса в электронной форме – Лот №1: Электросетевой комплекс Губахинского городского округа (извещение № 071021/0133706/01 опубликовано на официальном сайте в сети Интернет: www.torgi.gov.ru, номер процедуры SBR012-2109150042 на официальном сайте электронной торговой площадки: https://utp.sberbank-ast.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.11.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к обжалованию положений документации.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч.2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

  Руководствуясь частью 25 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме, при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом следующих особенностей:

1) обжалование действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в антимонопольный орган допускается в течение пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения либо продажи без объявления цены) либо в течение пяти рабочих дней со дня размещения на данном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества;

2) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается антимонопольным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы;

3) в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания;

4) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи, связанные с признанием претендентов участниками торгов (участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены) или с отказом в таком признании, не может быть подана по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на указанном в пункте 1 настоящей пункта официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или, если размещение на сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены).

2. В соответствии со статьей 1 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Пункт 1 статьи 2 Закона о приватизации устанавливает, что приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о приватизации, государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона о приватизации, приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 15 Закона о приватизации, под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

Официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети "Интернет".

Согласно части 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено определить адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно Извещению о проведении процедуры приватизации муниципального имущества путем проведения конкурса в электронной форме № 071021/0133706/01, опубликованному 07.10.2021 г. на официальном сайте в сети Интернет: www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте электронной торговой площадки: https://utp.sberbank-ast.ru (номер процедуры SBR012-2109150042), дата окончания подачи заявок – 03.11.2021, дата проведения торгов – 15.11.2021.

Заявитель, ознакомившись с Извещением, а также опубликованными в составе Извещения сведениями и документами (Документация об условиях приватизации муниципального имущества путем проведения конкурса в электронной форме, Проект договора, Сведения обо всех предыдущих торгах по продаже муниципального имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества, Описание имущества, выставляемого на торги), обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой.

Доводы жалобы Заявителя сводятся к следующему:

1) В сообщении о проведении торгов отсутствует время начала и окончания подачи предложений о цене;

2) Организатором торгов не раскрыты содержание и условия обременения выставленного на торги имущества;

3) Документацией закреплено противоречащее закону требование о том, что общая величина плановых затрат на реализацию мероприятий по снижению потерь должна составлять не менее 10 миллионов рублей в год;

4) Организатором торгов неправомерно установлено требование о предоставлении отчетности об исполнении принятых обязательств;

5) Организатором торгов не внесены изменения в Документацию с учетом опубликованных разъяснений;

6) Документацией не установлены критерии, на основании которых определяется победитель конкурса, кроме цены. Из совокупности положений Документации следует, что проводимая процедура представляет собой не конкурс, а аукцион.

Проанализировав представленные материалы в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам: 

Из опубликованных Организатором торгов сведений и документов следует, что объектом приватизации выступает Электросетевой комплекс Губахинского городского округа.

Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем предусмотрены статьей 30.1 Закона о приватизации.

2.1. В части довода о том, что в сообщении о проведении торгов отсутствует время начала и окончания подачи предложений о цене, Комиссия сообщает следующее:

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сведения о порядке, месте, дате начала и окончания подачи заявок, предложений;

Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее – Положение).

Разделом 4 Положения регламентируется проведение продажи акций акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, объектов речных портов, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на конкурсе. С учетом того, что спорная процедура проводится в форме конкурса, требования о ее проведении в электронной форме должны соответствовать требованиям, предъявляемым Положением к проведению конкурса.

Согласно пункту 75 Положения предложение о цене имущества претендент может подать одновременно с заявкой либо в установленное время в день подведения итогов конкурса, указанное в информационном сообщении о проведении конкурса. Предложение о цене имущества подается в форме отдельного электронного документа, имеющего защиту от несанкционированного просмотра (пункт 76 Положения).

Согласно разделу 7 Документации подача заявки осуществляется только посредством интерфейса электронной площадки http://utp.sberbank-ast.ru (торговая секция «Приватизация, аренда и продажа прав») из личного кабинета претендента.

Заявка должна содержать согласие претендента с условиями конкурса. Заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для доступа неограниченного круга лиц части площадки, с приложением электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью претендента или участника либо лица, имеющего право действовать от имени соответственно претендента или участника.

Предложение о цене имущества претендент подает в установленное время в день подведения итогов конкурса, указанное в информационном сообщении о проведении конкурса.

Претендент (участник) вправе подать только одно предложение о цене имущества, которое не может быть изменено.

Предложение о цене имущества подается в форме отдельного электронного документа, имеющего защиту от несанкционированного просмотра.

Из изложенного следует, что Организатор торгов должен предусмотреть, в том числе время начала и окончания подачи предложений о цене.

Пунктом 10.1 Документации установлено, что информационное сообщение о проведении конкурса в электронной форме, а также проект договора купли-продажи имущества размещается на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, официальном сайте муниципального образования - www. gubakhaokrug.ru и в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки на сайте http://utp.sberbank-ast.ru.

Вместе с этим, согласно условиям проведения процедуры, указанным в сообщении о проведении торгов, опубликованном на сайте электронной торговой площадки, дата и время начала подачи предложения о цене / дата и время начала проведения конкурса – 15.11.2021 07:00, дата и время окончания подачи предложения о цене / дата и время окончания проведения конкурса – 15.11.2021 08:00.

Учитывая то обстоятельство, что подача заявки допускается только посредством использования средств электронной торговой площадки, подавая заявку, участник должен ознакомиться и со сведениями, в том числе с сообщением о проведении процедуры приватизации, опубликованными на сайте электронной торговой площадки, содержащим дату и время начала и окончания подачи предложений о цене.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа не может прийти к выводу о том, что Организатором торгов не указано время начала и окончания подачи ценовых предложений.

С учетом изложенного, довод признается необоснованным.

2.2. Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Информационное обеспечение приватизации государственного или муниципального имущества регламентировано статьей 15 Закона о приватизации. Так, пунктом 3 указанной статьи установлен перечень сведений, которые должны содержаться в сообщении о продаже государственного или муниципального имущества:

1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;

2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

3) способ приватизации такого имущества;

4) начальная цена продажи такого имущества;

5) форма подачи предложений о цене такого имущества;

6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;

8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;

9) исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;

11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;

12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;

13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);

14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества;

15) сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества;

16) размер и порядок выплаты вознаграждения юридическому лицу, которое в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона осуществляет функции продавца государственного или муниципального имущества и (или) которому решениями соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления поручено организовать от имени собственника продажу приватизируемого государственного или муниципального имущества.

Указание иных сведений в сообщении о продаже государственного или муниципального имущества Законом о приватизации не требуется.

Из совокупности положений Гражданского кодекса, а также Закона о приватизации следует, что в сообщении о продаже государственного или муниципального имущества требуется лишь указание о существующих обременениях продаваемого имущества. При этом, законом не установлено, насколько указанная информация должна быть детализирована.

Комиссия Пермского УФАС России обращает внимание, что в Документации содержится прямое указание на имеющиеся обременения – Договор аренды муниципального недвижимого имущества от 20.04.2020 года № 1/А-2020/07-177/2020, заключенный с ОАО "МРСК Урала", со сроком действия по 30.06.2025 г. Соответственно, Организатором торгов указаны существующие обременения выставленного на торги имущества.

При этом, разделом 10 Документации предусмотрен порядок ознакомления с документами и информацией об имуществе, условиями договора купли-продажи имущества:

Информационное сообщение о проведении конкурса в электронной форме, а также проект договора купли-продажи имущества размещается на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, официальном сайте муниципального образования - www. gubakhaokrug.ru и в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки на сайте http://utp.sberbank-ast.ru (10.1).

Любое заинтересованное лицо независимо от регистрации на электронной площадке со дня начала подачи заявок вправе направить на электронный адрес оператора электронной площадки запрос о разъяснении размещенной информации.

Такой запрос в режиме реального времени направляется в "личный кабинет" продавца для рассмотрения при условии, что запрос поступил продавцу не позднее 5 (пяти) рабочих дней до даты окончания подачи заявок.

В течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления запроса продавец предоставляет оператору электронной площадки для размещения в открытом доступе разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос (10.2).

Осмотр приватизируемого имущества осуществляется в рабочие дни по заявкам, подаваемым в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского городского округа Пермского края по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул. Суворова, д. 5, кабинет № 7, телефон для справок: 8(34248)41066, 40043, E-mail: kumi.gubaha@yandex.ru, не позднее, чем за 3 рабочих дня до осмотра (10.3).

С иной информацией, условиями договора купли-продажи имущества можно ознакомиться по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул. Суворова, д. 5, 2 этаж (кабинет № 7), (с понедельника по четверг с 09.00 час. до 17.00 час., в пятницу с 09.00 час. до 16.00 час., перерыв с 12.00 час. до 13.00 час. (время местное)); тел. (34248) 41066, сайт: www. gubakhaokrug.ru, в течение указанного в настоящем Информационном сообщении срока подачи заявок (со дня приема заявок) (пункт 10.4).

Из изложенного следует, что Организатором торгов указана информация о наличии обременения (с указанием на конкретный договор и контрагента), что соответствует установленным законом требованиям. При этом, Документацией также предусмотрена возможность заинтересованных лиц ознакомиться как с реализуемым имуществом, так и с иной необходимой информацией.

Комиссия отмечает, что у Заявителя, в случае необходимости выяснения детальной информации об имеющихся обременениях, была возможность обратиться в Организатору торгов, чего Заявителем сделано не было. Доказательств иного материалы дела не содержат.

Таким образом, указанный довод признан необоснованным.

2.3. Разделом 4 Документации закреплен перечень инвестиционных обязательств.

Из раздела 4 Документации следует, что совокупный срок исполнения инвестиционных обязательств определен периодом с 2022 года по 2028 год. 

Как указывает Организатор торгов, установление спорного требования обусловлено макроэкономическими, социальными, финансовыми, законодательными и иными рисками, которые могут привести к несвоевременному или неполному исполнению обязательств, при этом, спорные обязательства не относятся к инвестиционным обязательствам. Также Организатор торгов обращает внимание, что при определении размера величины затрат по обязательству руководствовался инвестиционной программой АО «Коммунальные сети – Прикамье» на 2015-2019 года.

Разделом 4 Документации среди эксплуатационных обязательств также закреплено обязательство, согласно которому общая величина плановых затрат на реализацию мероприятий по снижению потерь должна составлять не менее 10 миллионов рублей в год. Комиссия обращает внимание, что указанное обязательство, закреплено как эксплуатационное - хотя по своему характеру представляет именно инвестиционное обязательство.

Согласно пункту 4 статьи 30.1 Закона о приватизации условия инвестиционных обязательств определяются в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" инвестиционной программой субъекта электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30.1 Закона о приватизации содержание инвестиционного обязательства должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Содержание инвестиционного обязательства должно также включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства, превышение которых является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 данной статьи имущества.

Решение об условиях приватизации имущества принимается после утверждения перечисленных в пункте 4 данной статьи инвестиционных программ в отношении унитарного предприятия, которому принадлежит такое имущество на соответствующем вещном праве, или в отношении организации, которой принадлежат права владения и (или) пользования таким имуществом (пункт 7 статьи 30.1 Закона о приватизации).

Условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с данной статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, если приватизация указанных объектов осуществляется посредством их продажи (часть 8 статьи 30.1 Закона о приватизации).

Пунктом 2 статьи 15 Закона о приватизации решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества размещается в открытом доступе на официальном сайте в сети "Интернет" в течение десяти дней со дня принятия этого решения.

В силу пункта 10 статьи 30.1 Закона о приватизации исполнение условий инвестиционных обязательств осуществляется в соответствии с инвестиционными программами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктами 2-3 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 (далее – Правила), под инвестиционной программой в настоящих Правилах понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа.

Под инвестиционным проектом в настоящих Правилах понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, за исключением субъектов электроэнергетики, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта, утверждаются ежегодно на период реализации, составляющий не менее 3 лет, который начинается с года, следующего за текущим годом.

При этом, Организатор торгов руководствовался инвестиционной программой, утвержденной на период с 2015 до 2019 года, в отношении АО «Коммунальные сети – Прикамье», что с учетом вышеприведенных положений является неправомерным.

Вместе с этим, материалы дела не содержат сведений о том, что установление спорных инвестиционных обязательств определено действующей инвестиционной программой субъекта электроэнергетики, утвержденной в предусмотренном законом порядке на соответствующий период. С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Организатором торгов не обосновано предъявление спорных требований.

Также в отношении инвестиционного обязательства, предусматривающего, что общая величина плановых затрат на реализацию мероприятий по снижению потерь должна составлять не менее 10 миллионов рублей в год, не установлен предельный срок исполнения, что также нарушает положения статьи 30.1 Закона о приватизации (аналогичный вывод изложен в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2021 № 13АП-8681/2021 по делу № А56-44146/2020).

С учетом изложенного, действия Организатора торгов, выраженные в установлении в положениях Документации вышеуказанных инвестиционных обязательств, не соответствуют требованиям, закрепленным пунктами 4-5 статьи 30.1 Закона о приватизации. Данный довод признан Комиссией обоснованным.

2.4. Разделом 4 Документации предусмотрено, что на победителя торгов, с которым по их итогам будет заключен договор, возлагается, в том числе обязательство по представлению отчетности в орган местного самоуправления муниципального образования "Губахинский городской округ", с периодичностью не реже одного раза в год о выполнении условий конкурса в срок до 01 марта года, следующего за отчетным.

Пунктом 11 статьи 30.1 Закона о приватизации предусмотрено следующее:

Контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства осуществляется в соответствии с порядком утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и порядком осуществления контроля за реализацией этих программ, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Контроль за исполнением условий эксплуатационных обязательств в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, принявшими решение об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, или органами государственной власти, органами местного самоуправления, которым соответствующие полномочия переданы в установленном порядке.

Порядок осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства непосредственно связан с тем, в соответствии с какой инвестиционной программой соответствующее обязательство определено. При этом, установлено, что при установлении инвестиционных обязательств в отношении выставляемого на торги имущества Организатор торгов руководствовался инвестиционной программой, утвержденной на период с 2015 до 2019 года, в отношении АО «Коммунальные сети – Прикамье», соответственно, не вправе был определять условия инвестиционных обязательств исходя из положений данной программы.

Статьей 30.1 Закона о приватизации, определяющей особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, прямо предусмотрена возможность соответствующего органа самостоятельно определять порядок контроля за исполнением эксплуатационных обязательств. При этом, статьей 30.1 Закона о приватизации, равно как и другими нормами не установлены какие-либо ограничения в отношении осуществления данного контроля.

Вместе с этим, Комиссия обращает внимание, что разделом 5.2 проекта договора, опубликованного Организатором торгов, предусмотрен порядок подтверждения Покупателем исполнения условий конкурса и контроль за их выполнением:

- Покупатель ежегодно предоставляет в орган местного самоуправления документы, подтверждающие выполнение условий конкурса не позднее 01 марта года, следующего за отчетным периодом.

- Специально созданная органом местного самоуправления комиссия по контролю за выполнением условий конкурса проводит проверку представленных документов, в том числе проверку фактического исполнения условий конкурса, в течение 30 (тридцати) дней после предоставления Покупателем отчетных документов.

- Покупатель обязан устранить выявленные комиссией нарушения выполнения условий конкурса в сроки, определенные по результатам проверки.

- В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты истечения срока выполнения условий конкурса Покупатель направляет Продавцу сводный (итоговый) отчет о выполнении им условий конкурса в целом с приложением всех необходимых документов.

- В течение 2 (двух) месяцев со дня получения сводного (итогового) отчета о выполнении условий конкурса комиссия по контролю за выполнением условий конкурса обязана осуществить проверку фактического выполнения условий конкурса на основании представленного Покупателем сводного (итогового) отчета.

- По результатам рассмотрения сводного (итогового) отчета о выполнении условий конкурса комиссия по контролю за выполнением условий конкурса составляет акт о выполнении Покупателем условий конкурса, этот акт подписывается всеми членами комиссии, принявшими участие в работе по проверке данных сводного (итогового) отчета.

- Обязательства Покупателя по выполнению условий считаются исполненными в полном объеме с момента утверждения Продавцом подписанного комиссией указанного акта.

Таким образом, Организатором торгов формально определен порядок предоставления соответствующей отчетности. При этом, указанный порядок в части контроля исполнения принимаемых участником инвестиционных обязательств не основан на инвестиционной программе субъекта электроэнергетики, утвержденной в предусмотренном законом порядке на соответствующий период, что не соответствует требованиям, установленным пунктом 11 статьи 30.1 Закона о приватизации. Заявленный довод является обоснованным.

2.5. Как указывает Заявитель, на сайте электронной площадки опубликованы разъяснения положений Документации, в которых Организатор торгов указывает: «Недостатки учтены. С целью их устранения подготовлены изменения в конкурсную документацию».

Комиссия антимонопольного органа обращает внимание, что Заявитель не согласен именно с невнесением соответствующих изменений, на которые Организатор торгов указывает в опубликованных разъяснениях.

Как было отмечено ранее, разделом 10 Документации предусмотрена возможность направления запросов о разъяснении размещенной с составе сообщения информации. Комиссия поясняет, что разъяснения, которые направляются организатором торгов в рамках ответа на запросы, поступившие от заинтересованных лиц, не возлагают на Организатора обязанности по внесению изменений в Документацию. Иное не предусмотрено ни положениями Документации, ни законом.

Более того, согласно положениям действующего законодательства, регулирующего проведение торгов, изменение положений Документации является именно правом, а не обязанностью Организатора торгов, в связи с чем, заявленный довод признан Комиссией необоснованным.

2.6. Пунктом 1 статьи 30.1 Закона о приватизации предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены данным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

В статье 13 Закона о приватизации установлено, что одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа такого имущества на аукционе и конкурсе.

Из материалов дела следует, что спорная процедура приватизации муниципального имущества осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме.

Проведение конкурса в рамках процедуры приватизации регламентировано статьей 20 Закона о приватизации, закрепляющей порядок проведения конкурса в отношении акций акционерного общества либо доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанных обществ, либо объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Вместе с этим, пунктом 2 статьи 20 Закона о приватизации установлено, что право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Из приведенных положений следует, что в случае проведения процедуры приватизации в форме конкурса Организатор торгов будет оценивать не предложенные участником условия, поскольку сама процедура предусматривает безусловное согласие участника с установленными Организатором условиями, а именно предложенную цену за выставляемое на торги имущество. Таким образом, выполнение условий конкурса, безусловно, является обязательным, но при выборе победителя среди участников Организатор будет руководствоваться только ценой.

Пунктом 21 статьи 20 Закона о приватизации установлены допустимые условия конкурса:

- сохранение определенного числа рабочих мест;

- переподготовку и (или) повышение квалификации работников;

- ограничение изменения назначения отдельных объектов, используемых для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности, социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения, и (или) прекращение использования указанных объектов;

- проведение ремонтных и иных работ в отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

- проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.

Указанный перечень условий конкурса является исчерпывающим.

Таким образом, в случае проведения конкурса в соответствии со статьей 20 Закона о приватизации Организатор торгов должен установить условия конкурса, при этом, при установлении таких условий, Организатор торгов не вправе выходить за пределы, установленные законодателем.

Пунктом 17 статьи 20 Закона о приватизации предусмотрено, что срок выполнения условий конкурса не может превышать один год, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Из анализа положений Документации следует, что условий, которые должен предложить участник закупки, а также срок их выполнения Документация не содержит.

С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что при установлении формы проводимой процедуры приватизации как именно конкурса, порядок проведения конкурса с учетом его особенностей, установленный Законом о приватизации, Организатором торгов не соблюден, что является нарушением пункта 21 статьи 20 Закона о приватизации, в связи с чем заявленный довод признан Комиссией обоснованным.

Вместе с этим, Комиссия обращает внимание на следующее.

В силу ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о приватизации на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Аукцион является открытым по составу участников (пункт 2 статьи 18 Закона о приватизации).

Предложения о цене государственного или муниципального имущества заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов (пункт 3 статьи 18 Закона о приватизации).

Таким образом, по общему правилу, приватизация государственного или муниципального имущества проводится в форме аукциона в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.

Комиссия отмечает, что проведение конкурса в рамках процедуры приватизации регламентировано статьей 20 Закона о приватизации, устанавливающей, что на конкурсе могут продаваться только следующее имущество: акции акционерного общества, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанных обществ, либо объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом, объекты электросетевого хозяйства в перечень, установленный статьей 20 Закона о приватизации, не входят.

В силу пункта 1 статьи 30.1 Закона о приватизации объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

Вместе с этим, из совокупности положений статей 18, 20, 30.1 Закона о приватизации усматривается, что обязательства, которыми обременяются объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем, а именно, инвестиционные и эксплуатационные обязательства, не относятся к условиям, которые должны выполнить участники в отношении выставленного на торги имущества, установление которых обязывает Организатора торгов проводить процедуру приватизации в форме конкурса.

Учитывая изложенное, исходя из системного толкования положений Закона о приватизации, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что спорная процедура приватизации должна проводиться в форме аукциона.

Таким образом, действия Организатор торгов не согласуются с положениями, предусмотренными пунктом 1 статьи 18 Закона о приватизации.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Из буквального толкования приведенной нормы не следует обязанности контрольного органа по выдаче предписаний об устранении нарушения в каждом случае выявления такого нарушения. Данная норма права предоставляет антимонопольному органу возможность самостоятельно определить такую необходимость в зависимости от конкретных фактических обстоятельств.

Таким образом, основной целью выдаваемого антимонопольным органом предписания об устранении нарушения является его правовосстановительная функция, направленная на устранение выявленного нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов участника торгов, что может быть достигнуто в административном порядке путем исполнения требований такого предписания (ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом предписание антимонопольного органа не должно обладать в указанной части абстрактным и размытым характером, что свидетельствует о необходимости наличия у административного органа при его выдаче четких, бесспорных и убедительных доказательств того обстоятельства, что выдача им обязательного к исполнению предписания будет служить достижению упомянутых целей и повлечет за собой улучшающие изменения в правовом положении лица, в защиту прав которого такое предписание выдается. Обратное же приведет к несоблюдению баланса частных и публичных интересов, а также принципа стабильности публичных правоотношений, поскольку будет способствовать отнесению на заказчиков обязанностей по осуществлению бесполезных действий, не влияющих на ход и результат конкурентной процедуры.

Комиссия сообщает, что доводы настоящей жалобы, признанные обоснованными, были предметом рассмотрения Комиссии Пермского УФАС России по жалобе Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - филиала «Пермэнерго», рассматриваемой в рамках дела № 059/10/18.1-1129/2021. По результатам указанной жалобы на основании статей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе путем аннулирования спорной процедуры.

Таким образом, повторная выдача предписания, указывающего на необходимость устранения ранее выявленных нарушений, является нецелесообразным, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости его выдачи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу Акционерного общества «Коммунальные электрические сети Краснокамского муниципального района» (вх. № 018664, вх. № 018695) на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края при организации и проведении процедуры приватизации муниципального имущества путем проведения конкурса в электронной форме – Лот №1: Электросетевой комплекс Губахинского городского округа (извещение № 071021/0133706/01 опубликовано на официальном сайте в сети Интернет: www.torgi.gov.ru, номер процедуры SBR012-2109150042 на официальном сайте электронной торговой площадки: https://utp.sberbank-ast.ru) обоснованной.

2.Установить в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края нарушение п. 4, п. 5, п. 11 ст. 30.1, п. 1 ст. 18, п. 21 ст. 20 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

3.Предписание не выдавать.  

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

                                                                                                                                       

                                                                                                                                        <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...> (342) 235-12-89.

Связанные организации

Связанные организации не указаны