Решение б/н Заключение от 27 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
___________№______________
На № __________ от ________________
|
|
АО «Редуктор-ПМ»
614010, г. Пермь, ул. Комсомольский пр-т, д. 93
info@reductor-pm.com
ООО «Смоленскпроммаш»
214013, г. Смоленск, ул. Матросова, д.9, офис F8
sprommash@gmail.com
Дело № 059/07/5- 175/2020
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об отсутствии оснований для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
«25» февраля 2020 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а так же по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, направляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия»), в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
в присутствии представителей: АО «Редуктор-ПМ» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), без участия ООО «Смоленскпроммаш» (надлежащим образом уведомлено),
рассмотрев обращение АО «Редуктор-ПМ» (вх. № 002200) о включении сведений об ООО «Смоленскпроммаш» (ИНН 6732173958, 214013, г. Смоленск, ул. Матросова, д. 9, офис F8) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках),
УСТАНОВИЛА
14.02.2020 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило обращение АО «Редуктор-ПМ», в котором указано, что ООО «Смоленскпроммаш» уклонилось от подписания договора.
Из письменных пояснений ООО «Смоленскпроммаш» следует, что задержка подписания договора была связана с тем, что представитель Заказчик ввел в заблуждение ООО «Смоленскпроммаш» по поводу надлежащего срока подписания договора.
Общество просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив документы и материалы, предоставленные сторонами на рассмотрение обращения, Комиссии Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрено, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п. 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 г. №164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Далее – Приказ № 164/13) на Комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых заказчиками в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – уполномоченный орган), сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не представивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (п. 1 Правил).
Таким образом, направлению в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о поставщиках, уклонившихся от заключения контракта по результатам закупки, либо о поставщиках, с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора.
При этом, согласно письма ФАС РФ №ИА/31163/14 от 04.08.2014 г. В ходе заседания Комиссии по рассмотрению обращений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) первоначальному рассмотрению подлежат действия заказчиков в части соблюдения порядка заключения договоров, установленного документацией о закупке.
2. 12.02.2020 г. на сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, Заказчиком было размещено извещение № 31908592752 о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту зубодолбежного станка мод. 5В150 инв. №22474 к.69. При проведении указанной закупки заказчик руководствовался Положением о закупке государственной корпорации «РОСТЕХ» (далее – Положение).
По результатам рассмотрения заявок участников, протоколом №496/3 от 24.12.2019 г. (опубликован в ЕИС 27.12.2019 г.) участник № 101194 - ООО «Смоленскпроммаш» был признан победителем, было решено заключить договор с ООО «Смоленскпроммаш» (ИНН 6732173958, 214013, г. Смоленск, ул. Матросова, д. 9, офис F8).
Согласно пункту 20.2.1 Положения, договор по итогам процедуры закупки заключается:
(1) в случае проведения конкурентной закупки – не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее 20 (двадцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки, если иной срок, начиная с одиннадцатого дня, не был указан в извещении и / или документации о закупке;
(2) при проведении закупки у единственного поставщика договор заключается после официального размещения извещения (при условии, что информация о такой закупке в соответствии с Положением подлежит официальному размещению), кроме случаев, определенных в подп. 6.6.2(1) – 6.6.2(3), 6.6.2(37) – 6.6.2(40) Положения.
В соответствии с пунктом 20.6.1 Положения, участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае:
(1) непредставления подписанного им договора в предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки;
(2) непредставленияим обеспечения исполнения договора, в том числе предоставление обеспечения исполнения договора в меньшем размере, предоставление обеспечения исполнения договора с нарушением требований извещения, документации о закупке или предоставление обеспечения исполнения договора в ненадлежащей форме;
(3) поступления заказчику в письменной форме либо в электронной форме заявления об отказе от подписания договора;
(4) предъявления встречных требований по условиям договора, за исключением протокола разногласий, предоставление которого допускается при проведении закупки, участниками которых являются только субъекты МСП, и при условии формирования протокола разногласий с соблюдением требований законодательства, Положения, условий извещения, документации о закупке;
(5) непредставления им документов, предусмотренных подп. 20.2.13(1), 20.2.14(6) Положения, в предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки, и/или предоставление недостоверных сведений в составе таких документов (в случае проведения закупок, предусмотренных п. 12.6.10, 12.11.8, 13.7.12, 13.12.10, 14.7.10, 14.12.11, 15.6.10 Положения).
В соответствии с пунктом 20.6.3 Положения, при уклонении лица, с которым заключается договор, от его подписания, заказчик (организатор закупки) обязан:
(1) удержать обеспечение заявки такого лица (если требование об обеспечении заявки было предусмотрено в извещении, документации о закупке);
(2) направить обращение о включении сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом 223-ФЗ (для заказчиков I группы), в реестр недобросовестных поставщиков Корпорации (для заказчиков II группы).
В силу пункта 20.6.5 Положения, в случае уклонения победителя закупки и участника закупки, заявке которого присвоено второе место в ранжировке, от заключения договора заказчик вправе:
(1) заключить договор с участником закупки, заявке которого присвоено третье место в ранжировке, на условиях, не хуже предложенных таким участником закупки в заявке;
(2) обратиться в суд с иском о понуждении участника закупки, заявке которого присвоено второе место в ранжировке, заключить договор по итогам закупки, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора;
(3) прекратить процедуру закупки без заключения договора и объявить процедуру закупки повторно.
В письменных возражениях ООО «Смоленскпроммаш» указало, что имело и до настоящего времени имеет намерение заключить и исполнить договор на выполнение работ по капитальному ремонту зубодолбежного станка и не имело намерение уклониться от него и не исполнять.
Указывают, что сотрудник ООО «Смоленскпроммаш» постоянно находился на связи с представителем Заказчика и не направлял и не подписывал договор, так как представитель Заказчика говорил пока не подписывать договор, обозначал, что сообщит о необходимости подписания, досогласует ряд моментов и др. В итоге в дальнейшем мы узнали, что Заказчиком 14.01.2020 года сразу был подписан протокол о признании ООО «Смоленскпроммаш» уклонившимся от заключения договора.
ООО «Смоленскпроммаш» готово заключить и исполнить контракт. На обозрение Комиссии антимонопольного органа представил подписанный со своей стороны договор, а также приказ на имя главного бухгалтера об уплате им задатком 860 000 рублей. Данные действия свидетельствуют об отсутствии намерения на уклонение от заключения договора.
В процессе выяснения обстоятельств жалобы, было установлено, что АО «Редуктор-ПМ» не понесло негативных последствий, в связи с уклонением от заключения договора ООО «Смоленскпроммаш». Спорная закупка была отменена.
При рассмотрении обращения, представитель АО «Редуктор-ПМ» пояснил, что доверитель не настаивает на включение ООО «Смоленскпроммаш» в реестр недобросовестных поставщиков.
При рассмотрении вопроса о признании участника уклонившимся от исполнения Договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения договора с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения договора, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Ограничения в экономической деятельности, вводимые на основании ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в отношении хозяйствующих субъектов, включенных в реестр недобросовестных поставщиков, имеют признаки публично-правовой ответственности, в обязательный предмет доказывания по настоящему спору входят обстоятельства, однозначно свидетельствующие о недобросовестном поведении поставщика, выразившемся в умышленных действиях, направленных на уклонение от исполнения договора.
ООО «Смоленскпроммаш»не уклонялось от подписания Договора с Заказчиком, Комиссия антимонопольного органа не находит умышленных действий, направленных на уклонение от исполнения договора.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 30.07.2001 и от 21.11.2002 № 15-П разъяснил, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Комиссия Пермского УФАС России, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, установила, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, не отвечающей принципу соразмерности наказания.
Следует также отметить, что включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. При включении в реестр недобросовестных поставщиков бремя негативных последствий включения в данный реестр участник закупки несет не перед заказчиком, а фактически перед государством, кроме этого в рассматриваемой ситуации отсутствует компенсаторная функция.
При указанных обстоятельствах Комиссия Пермского УФАС России не находит оснований для включения сведений об ООО «Смоленскпроммаш» (ИНН 6732173958) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
В связи с чем, руководствуясь требованиями Приказа ФАС России от 18.03.2014 г. № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия
РЕШИЛА:
По результатам рассмотрения обращения АО «Редуктор-ПМ» (вх. № 002200) о включении сведений об ООО «Смоленскпроммаш» (ИНН 6732173958, 214013, г. Смоленск, ул. Матросова, д. 9, офис F8) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», отказать в признании уклонившимся, сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков не направлять.
Заместитель Председателя Комиссии
<...>
Члены Комиссии
<...>
<...>
Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Эдилян Б.Х. (342) 235-10-36