Решение б/н Решение от 31 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                                

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

_________________№_______________

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «АйТи»

614010, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9А, оф. 404

Umosta59@mail.ru

 

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь

614109, г. Пермь, ул. Калинина, д.19

shkola1@obrazovanie.perm.ru

 

Закупочная комиссия

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь

614109, г. Пермь, ул. Калинина, д.19

shkola1@obrazovanie.perm.ru

 

Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Дело № 059/07/3-1427/2020

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «АйТи» (вх. № 022162)

 

«29» декабря 2020 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей: ООО «АйТи» - <...>(по доверенности), МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь – <...> (по доверенности),

рассмотрев  жалобу ООО «АйТи» (вх. № 022162) (далее – заявитель) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь (ИНН: 5908019559), Закупочной комиссии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь  (далее – организатор торгов) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания и территории земельного участка муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Перми (извещение № 32009801726, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.12.2020 в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «АйТи» (вх. № 022162), доводы которой (с учетом дополнений, заявленных в процессе рассмотрения жалобы) указывают на наличие в Документации неправомерного требования к допуску участников до участия в конкурсе – «Опыт и деловая репутация» и критерия оценки - «квалификация участника конкурса».

Заказчик с доводами жалоб не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобы, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь (далее – Положение) и Документацией об открытом конкурсе в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания и территории земельного участка  муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Перми (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 15.12.2020 г., дата окончания приема заявок – 30.12.2020 г., дата подведения итогов - 12.01.2021 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 в документации о конкурентной закупке должны быть требования к участникам такой закупки и требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В части довода о том, что в Документации имеется неправомерное требование к допуску участников до участия в конкурсе – «Опыт и деловая репутация» установлено следующее.

Так, пунктом 11 Раздела 3 Документации предусмотрено, чтобы у участника конкурса имелся опыт оказания услуги и деловая репутация за период с 01.01.2018 г. участника закупки  оценивается на основании информации содержащейся в единой информационной системе в реестре контрактов и/ или реестре договоров заключенных государственными (муниципальными) заказчиками по аналогичным предмету закупки в образовательных учреждениях, заключенному в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Срок по указанному договору должен быть не менее шести последовательных месяцев, цена не менее 25 % начальной (максимальной) цены договоров.

Однако, согласно раздела 10 Документации, единая комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. В случае несоответствия заявки требованиям к содержанию, составу, оформлению и форме заявки, установления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником открытого конкурса, установления факта несоответствия участника открытого конкурса основным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 1-10 раздела III конкурсной документации, заказчик, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Таким образом, участник не будет отклонен, в случае отсутствия у него необходимого опыта, предусмотренного пунктом 11 раздела 3 Документации. Следовательно, участие в конкурсе может принять любое лицо, вне зависимости от имеющегося опыта.

Довод о том, что в Документации имеется неправомерное требование к допуску участников до участия в конкурсе – «Опыт и деловая репутация» является необоснованным.

Относительно довода о том, что в тексте Документации присутствует критерий оценки - «квалификация участника конкурса» было установлено следующее.

Согласно пункту 8 раздела 4 Документации, в составе заявки должны присутствовать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса обязательному требованию «опыт и деловая репутация» и необходимые для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, по критерию «квалификация участника конкурса»:

- Опыт оказания услуги и деловая репутация за период с 01.01.2018 г. участника закупки  оценивается на основании информации содержащейся в единой информационной системе в реестре контрактов и/ или реестре договоров заключенных государственными (муниципальными) заказчиками по аналогичным предмету закупки в образовательных учреждениях. Контракты (договоры) предоставляются только в виде реестра приведенного в Приложении № 4. Контракты (договоры) предоставленные в виде электронных документов любого формата (сканированные копии подписанных договоров, графические изображения, документы в формате Word с приложением протоколов электронной закупки) не принимаются к оценке и рассмотрению. В таком реестре должна содержаться информация, подтверждающая добросовестное исполнение такого контракта (договора) без неустоек (штрафов, пени), исполнение должно быть завершено в срок указанный в единой информационной системе, к расчёту также принимаются договоры, действующие на период проведения закупки, также внесенные в реестр контрактов (договоров) – дата исполнения таких договоров определяется по дате указанной в единой информационной системе, как период действия, так и срок исполнения. Цена предоставляемых контрактов (договоров) не должна быть менее 25 % от начальной  (максимальной) цены договора в настоящем конкурсе. Срок исполнения не менее 6 последовательных месяцев и дата заключения с 01.01.2018 г. При предоставлении более 50% реестровых записей не соответствующих вышеуказанным требования, к оценке и сопоставлению не будет принята ни одна реестровая запись. Баллы начисляются из расчета 1 реестровая запись (содержащая информацию об исполнении без штрафных санкций или действующая на момент опубликования извещения) – 1 балл, расчет производится по формуле, указанной в приложении №9.

Количество заключенных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници-пальных нужд" и исполненных  государственных (муниципальных) контрактов  или договоров на выполнение за период с 01.01.2018 г. участника закупки  оценивается на основании информации содержащейся в единой информационной системе в реестре контрактов и/ или реестре договоров заключенных государственными (муниципальными) заказчиками по аналогичным предмету закупки в образовательных учреждениях, со сроком оказания услуг не менее шести последовательных месяцев и ценой не менее 25% начальной (максимальной) цены настоящего конкурса (раздел 11 Документации).

Таким образом, отсутствие у участника договора именно с образовательным учреждением повлечет за собой присвоения 0 баллов по критерию «квалификация участника конкурса».

Учитывая природу договора оказания услуг являющего предметом спорного конкурса, Комиссия Пермского УФАС полагает, что отсутствие у участника конкурса опыта оказания услуг по комплексному обслуживанию здания исключительно для нужд образовательных учреждений не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору оказания услуг по комплексному обслуживанию здания, заключаемому по результатам конкурса, и следовательно не может ограничивать права участников на участие в конкурсе. Доказательств обратного не представлено.

Кроме того, Комиссия Пермского УФАС пришла к выводу, что условие о предоставлении договоров именно с образовательными учреждениями в качестве критерия оценки для в конкурсе является дискриминационным, так как  необоснованно ставит в преимущественное положение участников закупки имеющих договоры оказания услуг по комплексному обслуживанию зданий с образовательными учреждениями по сравнению с участниками имеющих опыт оказания услуг по комплексному обслуживанию здания, но не в отношении образовательных учреждений.

Включение подобного критерия оценки участника нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Одновременно со сказанным, проанализировав указанное требование Комиссия Пермского УФАС России установило также следующее.

В соответствии с пунктом 14.3. Положения, при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, такие как:

1) наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;

2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;

3) наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации;

4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

В силу пункта 14.4. Положения, дополнительные требования должны быть выражены в измеряемых показателях. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования, не предусмотренные настоящим Положением.

При этом пунктом 22.5. Положения предусмотрено, что            в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с п.14.3 настоящего Положения такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок.

Пунктом 11 раздела 3 Документации предусмотрено, чтобы у участника конкурса имелся опыт оказания услуги и деловой репутации.

При этом, пунктом 8 раздела 4 Документации установлено, что оценка заявок на участие в конкурсе происходит, в частности по такому критерию как «квалификация участника». Она проводится на основании предложений об опыте оказания услуги и деловой репутации, содержащихся в заявках на участие в конкурсе. Значимость данного критерия составляет 60%.

Из этого следует, что требование к участнику закупке, выражающееся в наличии у участника конкурса опыта оказания услуги и деловой репутации, одновременно является и дополнительным требование и критерием оценки заявок, что противоречит пункту 22.5 Положения.

Это в свою очередь образует нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку  заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. При формирования Документации заказчик (организатор торгов) не вправе отступать от императивных требований Положения и Закона о закупках.

Таким образом, довод о наличии в Документации некорректного критерия для оценки заявок - «квалификация участника конкурса» является обоснованным.

При данных обстоятельствах, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о выдачи предписания, направленного на внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок на участие в закупке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АйТи» (вх. № 022162) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь (ИНН: 5908019559), Закупочной комиссии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания и территории земельного участка муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Перми (извещение № 32009801726, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Установить в действиях МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь нарушение п. 2 ч.1, ч. 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 22.5 Положения о закупке МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь.
  3. Выдать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Пермь обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений

 

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                <...>

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                    <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны