Решение б/н жалоба ООО «РУЗАНОВ ГРУП» (вх. № 013075), на действия МАУК «... от 25 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «РУЗАНОВ ГРУП»

423803, г. Набережные Челны, ул. Профсоюзная, д. 43, кв. 119

zakupki@ruzanov.group 

 

МАУК «Дворец культуры «Урал»

614034, г. Пермь, Фадеева, д. 7

maukural@yandex.ru  

 

Закупочная комиссия МАУК «Дворец культуры «Урал»

614034, г. Пермь, Фадеева, д. 7

maukural@yandex.ru  

 

Электронная торговая площадка

АО «Единая электронная торговая площадка»

info@roseltorg.ru

 

Дело № 059/07/3-837/2021

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «РУЗАНОВ ГРУП» (вх. № 013075)

          

«20» августа 2021 г.                                                                                                                      г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва,   

рассмотрев жалобу ООО «РУЗАНОВ ГРУП» (вх. № 013075) (далее – Заявитель), на действия МАУК «Дворец культуры «Урал» (ИНН: 5908015258), Закупочной комиссии МАУК «Дворец культуры «Урал» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации «Устройство автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в здании МАУК «Дворец культуры «Урал» г. Перми, по адресу: г. Пермь, ул. Фадеева, д.7» (извещение № 32110454896, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.08.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой указывают на неверную оценку поданной заявки, а также на несоответствие положений закупочной документации требованиям действующего законодательства.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке муниципального автономного учреждения культуры «Дворец культуры «Урал» (далее – Положение), Извещением о проведении конкурса в электронной форме (далее – Извещение), Документацией конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации «Устройство автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в здании МАУК «Дворец культуры «Урал» г. Перми, по адресу: г. Пермь, ул. Фадеева, д.7» (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 08.07.2021 г., дата окончания подачи заявок – 26.07.2021 г., дата подведения итогов закупки – 30.07.2021 г.

Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок №4 от 30.07.2021 г. (с учетом внесенных изменений) (далее – Протокол), заявке, поданной Заявителем, по критерию «Квалификация участников закупки» присвоено 42,86 балла, к оценке по указанному критерию принято 5 договоров, представленных в составе заявки.

Заявитель, не согласившись с результатами оценки поданной заявки, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает, что закупочной комиссией Заказчика неправомерно не приняты к оценке договоры, представленные в составе заявки для подтверждения соответствия критерию «Квалификация участников закупки».

Также Заявитель ссылается на несоответствие установленных Документацией требований, предъявляемых к участникам в рамках критерия «Квалификация участников закупки», нормам действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с разделом 13 Документации, оценка и сопоставление заявок производится по следующим критериям:

1. Цена договора – 40 %

2. Квалификация участников закупки – 60 %.

Пунктом 10 раздела 4 Документации установлено, что документы, необходимые для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию «квалификация участника конкурса»:

- Копии заключенных и исполненных в срок государственных (муниципальных) контрактов или договоров в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации за 2018-2020 годы работ здания общественного назначения (В соответствии с СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения»), стоимость которого (контракта, договора) составляет не менее чем начальная (максимальная) цена закупки;

- Копии актов о приемке выполненных работ на полную сумму контракта (договора).

Согласно разделу 2 Документации, начальная (максимальная) цена договора составляет 355 615,50 (триста пятьдесят пять тысяч шестьсот пятнадцать) рублей 50 копеек, включая НДС 20%.

Приложением №5 к Документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе по критерию «Квалификация участника конкурса»:

Значимость критерия «квалификация участника конкурса» составляет 60 %, при оценке квалификации участника конкурса баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов).

Значение в баллах по критерию определяется по формуле:

Rci = Ci/Cmax x 100, где:

Rсi – рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию

Cmax – максимальное (лучшее) предложение по указанному критерию, содержащееся в заявках участников конкурса;

Ci – значение указанного критерия, предложенное в i-ой заявке;

Расчет итогового рейтинга.

Итоговый рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «квалификация участника конкурса», определяется по формуле:

FRci = Rci x Kci/100%, где:

FRci – итоговый рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;

Rci – рейтинг, присуждаемый заявке по указанному критерию;

Kci – значимость указанного критерия.

На обозрение Комиссии Пермского УФАС России представлена заявка Заявителя, из анализа которой следует, что для подтверждения соответствия критерию «квалификация участника конкурса» Заявителем в состав заявки включен 21 договор с приложениями. Согласно Протоколу, к оценке по указанному критерию принято 5 договоров из 21 представленных. Таким образом, закупочная комиссия не приняла к оценке 16 договоров, включенных Заявителем в состав заявки.

Учитывая изложенное, обстоятельства рассматриваемого дела, а также пояснения сторон, Комиссия сообщает следующее.

Договор №390/ПОС от 01.06.2018 г., цена которого составляет 132 043,47 рублей, не принят к оценке в силу того, что цена представленного договора менее начальной (максимальной) цены договора, установленной Документацией.

Договор № 429/19 от 01.04.2019 г., Договор б/н от 24.07.2019 г., Договор № 5657/ОАЭ-ДКСС/19/2/1 от 07.11.2019 г. отклонены закупочной комиссией в связи с тем, что работы по данным договорам проводились в отношении объектов, не относящихся к общественным зданиям в соответствии с СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения».

К Договору № 2507-2020 от 10.08.2020 г. в нарушение установленных требований не приложены копии актов о приемке выполненных работ на полную сумму контракта (договора), в связи с чем, данный Договор не принят к оценке.

На заседании Комиссии Пермского УФАС России по рассмотрению настоящей жалобы Заявитель согласился с тем, что Договор №390/ПОС от 01.06.2018 г., Договор № 429/19 от 01.04.2019 г., Договор б/н от 24.07.2019 г., Договор № 5657/ОАЭ-ДКСС/19/2/1 от 07.11.2019 г., Договору № 2507-2020 от 10.08.2020 г. правомерно не приняты к оценке как не соответствующие установленным Документацией требованиям.

Комиссия антимонопольного органа, оценив содержание Договора № 2018/БЭС/84 от 28.05.2018 г., Муниципального контракта № 0848300047219000037 от 03.04.2019 г., Договора № 044/19- ЭЗК от 23.04.2019 г., Договора № 2019.263794 от 22.07.2019 г., Договора № 686-К/М/2019 от 26.09.2019 г., Договора № 2020.104210 от 10.03.2020 г., Договора 20200630-1 от 13.07.2020 г., Договора № 039-ДПД-НВС-2019 от 30.04.2019 г., а также учитывая пояснения Министерства строительства Пермского края (вх. № 014050, вх. № 014089)[1], сообщает, что объекты, в отношении которых проводились работы по данным договорам, не относятся к общественным зданиям по смыслу СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Заявителем в состав заявки включен Договор № Д-34 от 24.07.2020 г. с приложением акта приемки выполненных работ. При этом, при рассмотрении настоящей жалобы было установлено, что указанный договор соответствует требованиям Документации, что подтверждается, в том числе пояснениями представителя Заказчика. Из изложенного следует, что Договор № Д-34 от 24.07.2020 г. неправомерно не принят к оценке закупочной комиссией.

Из пояснений Заказчика следует, что Договор № 228 от 14.08.2020 г. не принят к оценке в связи с тем, что к нему не приложены акты выполненных работ. Из анализа заявки Заявителя следует, что в указанному Договору приложен Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) № 21 от 23.11.2020 г. При этом, Комиссией установлено, что указанный договор соответствует требованиям Документации, в связи с чем данный договор также неправомерно отклонен закупочной комиссией Заказчика.

Заявка, поданная Заявителем, содержит также копию Государственного контракта № 08-П/2020/372-ЭА от 31.08.2020 г. Из пояснений представителя Заказчика следует, что указанный договор (контракт) не принят к оценке в связи с тем, что объект, на котором выполнялись работы – административные здания Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, не относятся к общественным зданиям по смыслу СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». При этом, согласно Приложению В к СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», к общественным зданиям относятся, в том числе здания административного назначения (пункт 1 раздела Б таблицы В.1), к которым относятся учреждения органов управления и административные учреждения, административные подразделения фирм, организаций, предприятий, а также фирмы и агентства и т.п. Таким образом, объекты, на которых осуществлялись работы, относятся к общественным зданиям, в связи с чем, отклонение указанного договора является неправомерным.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Закупочной комиссией неправомерно не приняты к оценке Договор № Д-34 от 24.07.2020 г., Договор № 228 от 14.08.2020 г., Государственный контракт № 08-П/2020/372-ЭА от 31.08.2020 г., что является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В части довода Заявителя о несоответствии положений Документации требованиям действующего законодательства, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что спорные положения документации, которые, по мнению Заявителя, являются некорректными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки на условиях документации. Заявитель, будучи участником конкурентной процедуры, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в том числе в части установленных в ней критериев, порядка оценки заявок и присваиваемых баллов, что делает невозможным в последующем обжалование таких положений.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие предполагаемых нарушений в закупочной документации Заявитель указал после дня окончания подачи заявок (26.07.2021 г.): Заявитель выражает лишь свое несогласие с результатами такой закупки, оспаривая положения документации, с которой изначально согласился, с целью признания результатов закупки недействительными при отсутствии для того оснований.

В связи с чем, антимонопольный орган, исходя из баланса частных и публичных интересов, указывает, что доводы Заявителя об оспаривании положений Документации (жалоба поступила в Пермское УФАС России 03.08.2021) после подачи заявки и подведения итогов (дата окончания подачи заявок 26.07.2021, дата подведения итогов 30.07.2021) оставлены Комиссией без рассмотрения.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Из буквального толкования приведенной нормы не следует обязанности контрольного органа по выдаче предписаний об устранении нарушения в каждом случае выявления такого нарушения. Данная норма права предоставляет антимонопольному органу возможность самостоятельно определить такую необходимость в зависимости от конкретных фактических обстоятельств.

Таким образом, основной целью выдаваемого антимонопольным органом предписания об устранении нарушения является его правовосстановительная функция, направленная на устранение выявленного нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов участника торгов, что может быть достигнуто в административном порядке путем исполнения требований такого предписания (ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом предписание антимонопольного органа не должно обладать в указанной части абстрактным и размытым характером, что свидетельствует о необходимости наличия у административного органа при его выдаче четких, бесспорных и убедительных доказательств того обстоятельства, что выдача им обязательного к исполнению предписания будет служить достижению упомянутых целей и повлечет за собой улучшающие изменения в правовом положении лица, в защиту прав которого такое предписание выдается. Обратное же приведет к несоблюдению баланса частных и публичных интересов, а также принципа стабильности публичных правоотношений, поскольку будет способствовать отнесению на заказчиков обязанностей по осуществлению бесполезных действий, не влияющих на ход и результат конкурентной процедуры.

Комиссией установлено, что в случае произведения переоценки заявки Заявителя с учетом выявленных нарушений, при условии принятия дополнительно к оценке Договора № Д-34 от 24.07.2020 г., Договора № 228 от 14.08.2020 г., Государственного контракта № 08-П/2020/372-ЭА от 31.08.2020 г., заявке Заявителя будет присвоено количество баллов меньшее, чем у участника, признанного победителем закупки.

В настоящем случае Комиссия исходит из отсутствия необходимости выдачи соответствующего предписания, поскольку выдача предписания не обеспечит восстановления прав и законных интересов Заявителя как участника закупки.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «РУЗАНОВ ГРУП» (вх. № 013075), на действия МАУК «Дворец культуры «Урал» (ИНН: 5908015258), Закупочной комиссии МАУК «Дворец культуры «Урал» при организации и проведении конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации «Устройство автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в здании МАУК «Дворец культуры «Урал» г. Перми, по адресу: г. Пермь, ул. Фадеева, д.7» (извещение № 32110454896, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2.Установить в действиях МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Предписание не выдавать.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                  <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

 

                                                                                                                                       <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

<...> (342) 235-10-36

 


[1] Запрос Пермского УФАС России (исх. 009661-21 от 11.08.2021 г.)

Связанные организации

Связанные организации не указаны