Решение №15346/22 Дело № 059/07/3-1382/2022 от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Дело № 059/07/3-1382/2022


ООО «ТРАСТ СЕРВИС»

214020, г. Смоленск, ул. Румянцева, д. 19,

кв. 220

tendertrasts@mail.ru

АО «Протон-Пермские моторы»,
Закупочная комиссия

АО «Протон-Пермские моторы»

614010, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, д. 93

amokin@protonpm.ru


Электронная торговая площадка

ООО «АСТ-ГОЗ»

info@astgoz.ru




РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ТРАСТ СЕРВИС» (вх. № 19316-ЭП/22)


«27» декабря 2022 г. г. Пермь


Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Белова А.Н., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

Раев М.А., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Карпова С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, при участии представителя Заявителя Алексеева М.А. (по доверенности), заинтересованного лица ООО «Эс Ти Кроун» Тининой Д.Н. (по доверенности), без участия Заказчика (надлежащим образом уведомлены);

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТРАСТ СЕРВИС» (вх. 19316-ЭП/22 от 21.12.2022 г., 19572-ЭП/22 от 26.12.2022 г.) (ИНН 6732155853, ОГРН 1176733023720) (далее также – Заявитель, ООО «ТРАСТ СЕРВИС») на действия Акционерного общества «Протон-Пермские моторы» (ИНН 5904006044, ОГРН 1025900893622) (далее также – Заказчик, АО «Протон-Пермские моторы»), Закупочной комиссии АО «Протон-Пермские моторы» при организации и проведении закрытого запроса котировок в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку вакуумных термических печей (извещение № 220126300145, опубликовано на официальном сайте электронной площадки https://www.astgoz.ru/) (далее – официальный сайт) (далее – закупка),


УСТАНОВИЛА:


21.12.2022 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок при организации и проведении аукциона, доводы которой сводятся к обжалованию положений Документации.

Заказчик представил письменные пояснения на жалобу, согласившись с доводами Заявителя.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 15051/22 от 26.12.2022 г.), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении конкурса Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — Положение о закупке, Положение), Извещением о проведении закупки (далее – Извещение), Приложениями к Извещению о запросе котировок (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на сайте электронной площадки -09.12.2022 г.

Дата начала срока подачи заявок – 09.12.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 16.12.2022 г.

Дата подведения итогов закупки – 16.12.2022 г.

По мнению Заявителя, Заказчик нарушил порядок подачи заявок, а именно сократил установленный Законом о закупках срок подачи заявок, в связи с чем Заявитель не имел возможности принять участие в закупке.

2.1. Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу и исследовав положения Документации о закупке, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами (ч. 3.1, 3.2. ст. 3 Закона о закупках), порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с р. 6.5.1 Положения запрос котировок является конкурентным способом закупки, регулируемым ст. 447 – 449 Гражданского кодекса РФ, при котором победитель закупки определяется как участник закупки, который предложил наиболее низкую цену договора. При этом, запрос котировок может проводиться, в том числе в электронной форме и закрытой форме.

Порядок проведения закрытого запроса котировок регулируется р. 15.1 Положения о закупке Заказчика с учетом р. 6.5 Положения.

Согласно ч. 2 ст. 3.5 Закона о закупках закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном ст. 3.2 настоящего закона.

При этом, информация о такой закупке не подлежит размещению в единой информационной системе (ч. 3 ст. 3.5 Закона о закупках).

В соответствие с ч. 21 ст. 3.2 Закона о закупках Извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Данному положению закона также корреспондирует п. 15.1.3 Положения.

Согласно п. 3.1.2 официальное размещение информации о закупках в закрытой и электронной форме осуществляется путем размещения информации с использованием функционала электронной площадки в соответствии со ст. 3.5 Закона о закупках.

Заявитель на рассмотрении жалобы отметил, что Извещение о закупке было размещено на электронной площадке 09.12.2022 г. в 14 ч. 40 мин. (МСК), а срок окончания подачи заявок был установлен 16.12.2022 г. в 9 ч. 00 мин. (МСК), что составляет менее 5 рабочих дней, предусмотренных Законом о закупках для подачи заявок.

В соответствие со ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно ч. 1 ст. 194 Гражданского кодекса РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Учитывая, что ч. 21 ст. 3.2 Закона о закупках и п. 15.1.3 Положения предусмотрено, что Извещение размещается не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок, справедливо отметить, что согласно толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой1 предлог «до» употребляется для указания на предел чего-нибудь, раньше чего-нибудь.

Кроме того, употребление предлога «до» при формулировке срока «до определенной даты» означает, необходимость совершения действия не позднее даты, предшествующей установленной (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.05.2017 № Ф09-2012/17 по делу № А60-28032/2016, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.07.2020 № Ф05-10215/2020 по делу № А40-293390/2019, Постановление Президиума ВАС РФ от 14.01.2003 № 9523/02 по делу № А41-К1-8587/02).

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия отмечает, что срок подачи заявок должен составлять 5 полных рабочих дней со следующего дня после опубликования Извещения.

Говоря иными словами, срок подачи заявок на участие в оспариваемой закупке должен считаться со следующего рабочего дня после наступления события, которыми определено его начало (после размещения Извещения на электронной площадке 09.12.2022 г.), то есть с 12.12.2022 г., и заканчиваться в предшествующий рабочий день последнему дню срока наступления события, которыми определено его завершение, то есть 16.12.2022 г. до 24 часов этого дня, в связи с чем Заказчиком должна быть предусмотрена возможность подачи заявок участниками закупки в срок до 19.12.2022 г.

Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 01.04.2022 г. № 309-ЭС21-23588.

В соответствие с информацией, представленной Заказчиком и электронной площадкой в материалы дела, Комиссией установлено, что Извещение о закупке размещено 09.12.2022 г., срок подачи заявок определен с 09.12.2022 г. с 14 ч. 45 мин. по 16.12.2022 г. до 9 ч. 00 мин. (по Московскому времени). Установленный Заказчиком срок подачи заявок составляет 4 рабочих дня, то есть менее срока, регламентированного Законом о закупках и Положением Заказчика.

На основании вышеизложенного, в связи с установлением Заказчиком срока подачи заявок менее регламентированного действующим законодательства, Комиссия антимонопольного органа признает довод Заявителя обоснованным и устанавливает в действиях Заказчика нарушения ч. 21 ст. 3.2 Закона о закупках.

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона.

На рассмотрении настоящей жалобы, Заявитель Комиссии Пермского УФАС России также сообщил, что о закупке ему стало известно на 3 день со дня опубликования Извещения - 11.12.2022 г., и имея намерение принять участие в данной закупке предпринимал действия по согласованию документов, относящихся к составу заявки, внутри своей организации, однако не смог реализовать свое право на участие в закупки по причине нарушения Заказчиком срока подачи заявок.

Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, Комиссия в настоящем случае исходит о необходимости выдачи соответствующего предписания, поскольку выдача предписания обеспечит восстановления прав и законных интересов Заявителя как потенциального участника закупки.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТРАСТ СЕРВИС» (вх. 19316-ЭП/22 от 21.12.2022 г., 19572-ЭП/22 от 26.12.2022 г.) (ИНН 6732155853, ОГРН 1176733023720) на действия Акционерного общества «Протон-Пермские моторы» (ИНН 5904006044, ОГРН 1025900893622), Закупочной комиссии АО «Протон-Пермские моторы» при организации и проведении закрытого запроса котировок в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку вакуумных термических печей (извещение № 220126300145, опубликовано на официальном сайте электронной площадки https://www.astgoz.ru/) обоснованной.

2. Установить в действиях Акционерного общества «Протон-Пермские моторы» нарушение ч. 21 ст. 3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.


Заместитель Председателя Комиссии А.Н. Белова



Члены Комиссии М.А. Раев


С.В. Карпова



Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





Исп.Карпова С.В.

тел.8(342) 235-10-36

1Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992. [сайт]. URL: http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt


2022-4746


Связанные организации

ООО «ТРАСТ СЕРВИС»
ИНН 6732155853, ОГРН 1176733023720
ООО "АСТ-ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
АО «Протон-Пермские моторы»
ИНН 5904006044, ОГРН 1025900893622