Решение б/н Решение от 16 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-307/2021

 

« 16 » августа 2021 года                                                                                                         г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена « 03» августа 2021 года

В полном объеме решение изготовлено « 16 » августа 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-307/2021, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Чайковского городского округа и МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при передаче муниципального имущества (часть одноэтажного здания хозяйственные мастерские - склады, общей площадью 160,9 кв.м., расположенная по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, д. 1 а) для последующей его продажи МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» для погашения предприятием своих долгов,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) из Прокуратуры города Чайковского Пермского края поступили материалы (вх. № 022565) о проведении проверки на соответствие антимонопольному законодательству действий администрации Чайковского городского округа, муниципального унитарного предприятия «Чайковское земельное кадастровое бюро» (далее – МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро», Предприятие) при реализации муниципального имущества.

По итогам рассмотрения материалов заявления в действиях администрации Чайковского городского округа и МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» (ИНН: 5920016804) были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые проявились в заключении недопустимого с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения, что приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

На основании приказа от 19.03.2021 № 74-п Пермским УФАС России в отношении указанных лиц возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрение дела было назначено на 08.04.2021.

На заседании Комиссии 08.04.2021 представитель Администрации Чайковского городского округа пояснила, что продажа имущества проводилась МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» публичным образом, а также, что администрация предполагала, что в процессе ликвидации возникнет необходимость покрытия долгов проводилась МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро».

Администрация Чайковского городского округа также ходатайствовала о привлечении к участию в деле Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа и об ознакомлении с материалами настоящего дела. Определением от 08.04.2021 Управление было привлечено к участию в деле в качестве лица.

На рассмотрении настоящего дела 30.04.2021 представитель Администрации Чайковского городского округа и Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа представила позицию по вопросам, поставленным в определении антимонопольного органа от 08.04.2021. К заседанию Комиссии Пермского УФАС России от ООО «Гараж-59» поступили сведения о способах использования имущества, приобретенного у МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» по результатам торгов (извещение № 280319/27051331/01, лот № 1).

В ходе заседания Комиссии антимонопольного органа 27.05.2021 председатель ликвидационной комиссии МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» <...> указала, что все решения, в том числе решение о продаже одноэтажного здания по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, д. 1 а, принимались коллегиально ликвидационной комиссией. <...> и представитель Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа указали, что фактически МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» использовал одноэтажное здание по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, д. 1 а, с весны 2018 года, тогда как указанное имущество было закреплено за предприятием лишь 13.03.2019.

11.06.2021 главой администрации Чайковского городского округа были отозваны пояснения исх. № Исх-241-01-03-12-64 от 29.04.2021, поскольку доверенности выданные администрацией Чайковского городского округа и главой администрации Чайковского городского округа <...>, подготовившей соответствующие пояснения, были отозваны в день их выдачи.

17.06.2021 при участии представителей лиц, участвующих в деле, состоялось заседание, на котором представитель администрации Чайковского городского округа указала, что администрация признает в своих действиях нарушение антимонопольного законодательства, просит принять добровольное заявление о заключении и участии в соглашении, ограничивающем конкуренцию.

02.07.2021 от администрации Чайковского городского округа было подано добровольное заявление о заключении и участии в соглашении, ограничивающем конкуренцию.

05.07.2021 администрацией Чайковского городского округа в материалы дела были приобщены копия постановления Администрации Чайковского муниципального района от 22.08.2018 № 961 и копия постановления Администрации Чайковского муниципального района от 25.05.2018 № 593 с листами согласования.

На заседании Комиссии 09.07.2021 представитель администрации Чайковского городского округа и Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа указали, что муниципальное имущество передавалось МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» с целью его продажи и за счет полученных от продажи денежных средств выплаты долгов предприятия в связи с необходимостью ликвидации МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро», при этом цель причинения убытков бюджету муниципального образования или ограничения конкуренции не преследовалась.

После принятия Комиссией антимонопольного органа в соответствии со ст. 48.1 Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела от 22.07.2021 и направления его сторонам, от Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа поступили письменные пояснения, в которых указывалось на согласие с заключением об обстоятельствах дела, а также отмечалось, что действия администрации Чайковского городского округа и Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа соответствовали отдельным требованиям норм законодательства Российской Федерации, цель причинения убытков муниципальному образованию не преследовалась. Представитель Администрация Чайковского городского округа устно выразила согласие с выводами Комиссии антимонопольного органа.

В ходе рассмотрения дела, с учетом представленных сторонами дела документов и сведений, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

09 февраля 2018 Постановлением Администрации Чайковского муниципального района Пермского края № 202 предписано в срок до 31.12.2018 ликвидировать МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро».

13 марта 2019 Постановлением Администрации города Чайковского № 514 «Об исключении имущества из казны Чайковского городского округа» из состава имущества муниципальной казны Чайковского городского округа исключено следующее недвижимое имущество (далее также - Имущество):

- Часть одноэтажного здания хозяйственные мастерские - склады, общей площадью 160,9 кв.м., расположенная по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, д. 1 а (далее также – Имущество Лот № 1);

- Подвал, общей площадью 112,6 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная, д. 41(далее также – Имущество Лот № 2);

Имущество закреплено на праве оперативного управления за МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» (пункт 1.2. Постановления № 514).

20 марта 2019 АНО «Центр оценки и экспертиз» составлен отчет об оценке № АНО 099-19 определения рыночной стоимости Имущества Лот №1.

29 марта 2019 МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» разместило на сайте torgi.gov.ru извещение № 280319/27051331/01 о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи муниципального Имущества (Лот № 1, Лот № 2).

29 апреля 2019 состоялся аукцион по продаже Имущества. По Лоту № 1 определен победитель ООО «Центр обслуживания автомобилей «Гараж-59: По Лоту № 2 аукцион признан не состоявшимся.

29 апреля 2019 Постановлением Администрации города Чайковского № 903 «О внесении изменений в постановление администрации» Имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» (пункт 1.2. Постановления № 903).

08 мая 2019 между МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» и победителем аукциона ООО «Центр обслуживания автомобилей «Гараж-59» подписан договор купли-продажи муниципального недвижимого имущества № 1. Согласно указанному договору Имущество Лот № 1 передано в собственность ООО «Центр обслуживания автомобилей «Гараж-59» (п. 1.1 договора).

26 октября 2020 Постановлением Администрации Чайковского городского округа Имущество Лот № 2 изъято из хозяйственного ведения МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» и передано в состав имущества муниципальной казны Чайковского городского округа.

09 ноября 2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро».

Администрация Чайковского городского округа письмами от 14.01.2021 № исх-241-01-03-12-4 и от 20.02.2021 № исх-241-01-03-12-23, адресованными в Пермское УФАС России, помимо прочего сообщила, что Имущество Лот № 1 было передано с целью погашения существующей кредиторской задолженности, а продажа Имущества Лот № 1 было осуществлено с согласия Администрации Чайковского городского округа.

Следует отметить, что в прогнозном плане приватизации объектов муниципальной собственности Чайковского городского округа на 2019 год информации о приватизации Имущества Лот № 1 не содержится.

Таким образом, учитывая имеющиеся в материалах проверки документы и хронологию событий, можно предположить, что Имущество Лот № 1 было изъято из состава имущества муниципальной казны Чайковского городского округа и передано на баланс МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» исключительно для продажи его Предприятием, с целью использования полученных от продажи денежных средств по усмотрению органов управления МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро». Стороны не преследовали цели использовать указанное имущество в хозяйственной деятельности предприятия. Закрепление муниципального имущества за МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» с учетом изложенного носит характер мнимости, поскольку было совершено лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия.

В результате указанных действий бюджет Чайковского городского округа не получил денежные средства от продажи Имущества Лот № 1.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).

Согласно статье 1 Закон о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация муниципального имущества в силу п. 3 ст. 4 Закона о приватизации осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В части 1 статьи 10 Закона о приватизации указано, что порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14 Закона о Приватизации).

Согласно п. 1 ст. 15 Закона прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год, а также решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона о приватизации приватизация муниципального имущества осуществляется только предусмотренными Законом №178-ФЗ способами.

В силу п. 1 ст. 28 Закона о приватизации - приватизация зданий осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом

В соответствии с абз. 10 п. 8 ст. 21 Устава Чайковского городского округа определение порядка приватизации муниципального имущества является полномочием думы Чайковского городского округа.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в бюджет Чайковского городского округа (ст. 37 Устава Чайковского городского округа).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Согласно статье 11 Закона об унитарных предприятиях имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества.

На основании пункта 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – Гражданский кодекс РФ) имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Учитывая изложенное, в соответствии с нормами гражданского законодательства передача унитарному предприятию имущества осуществляется в целях использования его в экономическом обороте предприятия.

В рассматриваемой ситуации установлено, что срок между закреплением администрацией Чайковского городского округа спорного имущества за Предприятием на праве хозяйственного ведения и началом процедуры реализации указанного имущества на торгах составил 15 дней.

Комиссия антимонопольного органа считает возможным принять во внимание факты, изложенные в пояснениях администрации Чайковского городского округа № Исх-241-01-03-12-64 от 29.04.2021, несмотря на тот факт, что доверенности, выданные администрацией Чайковского городского округа и главой администрации Чайковского городского округа Елькиной Л.А., были отозваны в день их выдачи. Указанные пояснения были подписаны не Елькиной Л.А. как представителем администрации, а непосредственно главой администрации Чайковского городского округа, который руководит администрацией Чайковского городского округа на принципах единоначалия (п. 3 ст. 24 Устава Чайковского городского округа, принятого Решением Чайковской городской Думы от 05.12.2018 N 78).

В пояснениях администрации Чайковского городского округа № Исх-241-01-03-12-64 от 29.04.2021 указывается, что в период с 01.01.2019 по 09.11.2020 трудовая деятельность в МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» не осуществлялась. В обозначенный период основная деятельность Предприятием не велась, осуществлялась лишь сдача закрепленных за Предприятием объектов в аренду.

Согласно представленным администрацией материалам имущество было передано Предприятию для последующей его реализации с целью погашения существующей задолженности МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро».

Из совокупности названных фактов следует, что закрепление имущества за МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» фактически не было направлено на использование его в экономическом обороте Предприятия, а было обусловлено дальнейшей его продажей с целью использования полученных с продажи денежных средств для погашения задолженности.

На заседаниях Комиссии антимонопольного органа представитель Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, а также председатель ликвидационной комиссии МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» поясняли, что имущество (часть одноэтажного здания хозяйственные мастерские - склады, общей площадью 160,9 кв.м., расположенная по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, д. 1 а) было передано Предприятию в целях хранения движимого имущества, вывезенного из ранее занимаемых Предприятием помещений, которые в целях получения прибыли были сданы в аренду ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края».

По мнению антимонопольного органа, указанный довод не должен приниматься во внимание с учетом следующего. Помещения, в которых МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» ранее осуществляло предпринимательскую деятельность, были сданы в аренду 01.01.2019, тогда как помещения, в которых по утверждению лиц, участвующих в деле, хранилось имущество, вывезенное из помещений, переданных по договору аренды ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», были закреплены за Предприятием лишь 13.03.2020. Кроме того, как было указано администрацией Чайковского городского округа переданное Предприятию в марте имущество (часть одноэтажного здания хозяйственные мастерские - склады, общей площадью 160,9 кв.м., расположенная по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, д. 1 а) не отапливалось. Указанные факты ставят под сомнение фактическое использование указанного имущества Предприятием.

Антимонопольный орган также обращает внимание на тот факт, что внесение платы по коммунальным платежам за имущество, закрепленное за МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро», производилось администрацией Чайковского городского округа, что подтверждается материалами дела. Данное обстоятельство является подтверждением передачи муниципального имущества исключительно в целях его последующей продажи Предприятием, поскольку эксплуатационные расходы по спорному имуществу продолжала нести администрация. В случае действительного использования МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» переданного имущества для осуществления хозяйственной деятельности рассматриваемые расходы несло бы непосредственно Предприятие.

На заседании Комиссии 09.07.2021 представители администрации Чайковского городского округа и Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа подтвердили, что муниципальное имущество передавалось МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» с целью его продажи и выплаты долгов предприятия в связи с необходимостью ликвидации Предприятия.

Пунктом 9 части 2 статьи 3 Закона о приватизации предусмотрено, что действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

В то же время следует отметить, что имущество, закрепленное за унитарными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, вследствие неурегулированности порядка его отчуждения, может передаваться в нарушение (обход) установленных законом порядком.

Так, неиспользование закрепленного за МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» имущества по целевому назначению, незначительные сроки, прошедшие от закрепления до продажи муниципального имущества, а также изложенная в материалах позиция администрации свидетельствует о намеренной передачи администрацией имущества для его последующей продажи Предприятием в обход процедур, установленных Законом о приватизации.

При таких обстоятельствах совместные действия Администрации и Предприятия, направленные на продажу муниципального имущества, должны соответствовать, установленным Законом о приватизации требованиям, в том числе в части предусмотренного законом порядка приватизации имущества.

К таким требованиям, в частности относятся требования об информационном обеспечении приватизации государственного и муниципального имущества, под которым понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети «Интернет» прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества (статья 15 Закона о приватизации).

Из анализа утвержденного решением Чайковской городской думы прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности Чайковского городского округа на 2019-2021 годы № 210 от 22.05.2019 следует, что приватизированное муниципальное недвижимое имущество (часть одноэтажного здания общей площадью 160,9 кв.м. с кадастровым номером 59:12:001:0727:970) не содержится в перечне объектов, входящих в прогнозный план приватизации.

Проведение Предприятием конкурентной процедуры продажи закрепленного за ним муниципального имущества не может расцениваться как соблюдение процедуры реализации имущества в порядке приватизации. Как уже отмечалось, определение порядка приватизации муниципального имущества является полномочием думы Чайковского городского округа. Согласно информации, предоставленной думой Чайковского городского округа по запросу антимонопольного органа, вопрос о продаже муниципального Имущества Лот № 1 на рассмотрение думы Чайковского городского округа не выносился. Таким образом, продажа муниципального имущества, осуществленная в обход Закона о приватизации, основывалась на актах органа местного самоуправления, не уполномоченного на принятие такого решения, что служит подтверждением нарушения порядка его реализации.

Таким образом, учитывая сроки, в которые были совершены действия администрации и Предприятия, направленные на отчуждение муниципального недвижимого имущества, а также отсутствие доказательств использования имущества для осуществления уставной деятельности Предприятия, позволяют сделать вывод о том, что передача указанного выше имущества на праве хозяйственного ведения была произведена не с целью использования для уставной деятельности Предприятия, а с целью продажи муниципального имущества в обход норм законодательства, регулирующего его продажу.

Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что согласно положениям статьи 1, пункта 2 статьи 2 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату).

При установленных выше обстоятельствах, действия администрации Чайковского городского округа действующей, в том числе через свой функциональный орган - Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, по передаче муниципального имущества для последующей его продажи МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро», которое в понимании Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом, для погашения Предприятием своих долгов, не отвечает целям Закона о приватизации. Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что закрепление муниципального имущества за МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» было совершено для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия в виде использования переданного имущества в хозяйственной деятельности унитарного предприятия. Рассматриваемые Комиссией Пермского УФАС России действия Администрации и МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» были направлены на реализацию муниципального имущества Предприятием с целью погашения долгов последнего, что явилось обходом процедуры, предусмотренной Законом о приватизации.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По смыслу указанных норм закона, для выявления нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов и (или) организаций, осуществляющих властные функции, или хозяйствующих субъектов, необходимо установить, что такие действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к тому, что хозяйствующие субъекты оказываются поставленными в неравное положение по сравнению с друг с другом, результатом чего стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке в определенных географических границах.

Исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц. В части согласованных действий определяется, что такие действия должны быть заранее известны каждой из сторон, результаты которых соответствовали бы интересу этих сторон – ограничить конкуренцию. Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Согласно п. 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа поведения субъектов такого соглашения, в т.ч. в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

В рассматриваемом случае заключение недопустимого с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения выразилось в передаче Администрацией Чайковского городского округа, действующей, в том числе через свой функциональный орган - Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, в МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» муниципального имущества не в целях использования указанного имущества в хозяйственной деятельности, а с целью создания Предприятию преимущественных условий в виде продажи в обход Закона о приватизации муниципального имущества и получения денежных средств от его продажи в целях погашения догов хозяйствующего субъекта.

О наличии такого намерения со стороны как администрации Чайковского городского округа, так и МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» свидетельствуют также следующие факты:

- внесение платы по коммунальным платежам администрацией Чайковского городского округа за имущество, закрепленное за МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро»;

- включение в состав ликвидационной комиссии МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» должностных лиц Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, чьей компетенцией является осуществление деятельности по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом и земельными участками;

- короткие сроки, в которые были совершены действия администрации и Предприятия, направленные на отчуждение муниципального недвижимого имущества;

- отсутствие доказательств использования имущества для осуществления уставной деятельности Предприятия.

Изложенное свидетельствует о наличии в действиях администрации Чайковского городского округа Администрацией Чайковского городского округа, действующей, в том числе через свой функциональный орган - Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, и МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Рассмотрев обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что имеющиеся материалы указывают на наличие недопустимого с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения между администрацией Чайковского городского округа, действующей в том числе через свой функциональный орган - Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, и МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро», в результате исполнения которого Предприятие получило преимущества.

В результате заключения запрещённого ст. 16 Закона о защите конкуренции соглашения, Администрацией Чайковского городского округа, действующей в том числе через свой функциональный орган - Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, мог быть причинён ущерб бюджету Чайковского городского округа в размере не полученных от продажи Имущества Лот № 1 денежных средств и нарушен публичный порядок приватизации имущества, а МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» получило необоснованную выгоду от продажи Имущества Лот № 1.

Доводы ответчиков относительно отсутствия с их стороны нарушения антимонопольного законодательства рассмотрены и отклоняются как противоречащие фактически установленным обстоятельствам дела.

Анализ состояния конкуренции за период, определенный с 13.03.2018 по 13.03.2019 показал, что товарным рынком в настоящем деле является приватизации муниципального имущества. Согласно ст. 1 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица (ст. 5 Закона о приватизации). Таким образом, учитывая положения закона о том, что покупателями муниципального имущества может быть неограниченный круг лиц, соблюдение установленного Законом о приватизации порядка приватизации муниципального имущества, в том числе обеспечение включения соответствующего имущества в прогнозный план приватизации муниципального имущества,  могло бы обеспечить конкурентную продажу муниципального имущества по адресу: адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, д. 1 а. Вместе с тем, МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» в результате совершенных действий было поставлено в преимущественное положение перед другими участниками рынка.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Установив указанное нарушение, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым выдать администрации Чайковского городского округа предписание об устранении причин и последствий допущенного нарушения антимонопольного законодательства, в т.ч. принятии мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, о необходимости неукоснительного соблюдения требований установленного порядка закрепления и реализации муниципального имущества и антимонопольного законодательства, в т.ч. недопустимости заключения недопустимого с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения. МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» предписание не выдавать в связи с его ликвидацией 09.11.2020.

Комиссия антимонопольного органа при принятии настоящего решения учитывала добровольное заявление о заключении и участии в соглашении, ограничивающем конкуренцию. В соответствии с примечанием к статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации должностное лицо администрации Чайковского городского округа освобождается от административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

 

2. Признать в действиях Администрации Чайковского городского округа, действующей в том числе через свой функциональный орган - Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, и МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения при передаче муниципального имущества (часть одноэтажного здания хозяйственные мастерские - склады, общей площадью 160,9 кв.м., расположенная по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, д. 1 а) для последующей его продажи МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» для погашения предприятием своих долгов, которое привело либо могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

3. Выдать Администрации Чайковского городского округа предписание об устранении причин и последствий допущенного нарушения антимонопольного законодательства, в т.ч. принятии мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, о необходимости неукоснительного соблюдения требований установленного порядка закрепления и реализации муниципального имущества и антимонопольного законодательства, в т.ч. недопустимости заключения недопустимого с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения. Муниципальному унитарному предприятию «Чайковское земельное кадастровое бюро» предписание не выдавать в связи с его ликвидацией 09.11.2020.

 

4. Материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностного лица администрации Чайковского городского округа к административной ответственности по части 7 статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не передавать в связи с добровольным заявлением о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения в рамках примечания к статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

5. Материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении муниципального унитарного предприятия «Чайковское земельное кадастровое бюро» к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не передавать в связи с ликвидацией предприятия 09.11.2020.

 

Председатель Комиссии                                                                                      <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                   <...>

       

                                                                                                                                  <...>

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны