Решение №15155/22 Дело № 059/07/3-1305/2022 от 27 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Дело № 059/07/3-1305/2022


ООО «АСК Лидер»

649007, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Красная, д. 5, кв. 2

vitaly.kokpoev@yandex.ru


ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница №4»,

Закупочная комиссия

ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница №4»

614107, г. Пермь, ул. Ким, д. 2

hosp4perm@mail.ru


Электронная торговая площадка

АО «Единая электронная торговая площадка»

info@roseltorg.ru

ko@roseltorg.ru



РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «АСК Лидер» (вх. № 18311-ЭП/22)


«21» декабря 2022 г. г. Пермь


Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Раев М.А., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Авлиярова В.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Карпова С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, при участии представителей Заказчика (по доверенности), без участия представителя Заявителя (надлежащим образом уведомлены);

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АСК Лидер» (ИНН 0400010758, ОГРН 1190400000966) (вх. № 18311-ЭП/22) (далее – Заявитель, ООО «АСК Лидер») на действия Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4» (ИНН 5906149305, ОГРН 1175958036121) (далее – Заказчик, ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница №4»), Закупочной комиссии ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница №4» при организации и проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт кардиологического отделения для лечения больных инфарктом миокарда по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д. 2 (извещение № 32211848591, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – закупка),


УСТАНОВИЛА:


05.12.2022 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, комиссии по осуществлению закупок при организации и проведении конкурса, доводы которой сводятся к обжалованию положений Конкурсной документации.

Заказчик, не согласившись с доводами Заявителя, представил письменный отзыв на жалобу.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 14421/22 от 08.12.2022 г.), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении конкурса Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница №4» (далее — Положение о закупке, Положение), Извещением о проведении закупки (далее – Извещение), Конкурсной документацией (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте ЕИС - 24.11.2022г.

Дата начала срока подачи заявок – 15.11.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 05.12.2022 г.

Дата подведения итогов закупки – 06.12.2022 г.

По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения при установлении порядка оценки заявок участников закупки по подкритерию «Наличие опыта», а именно к участникам неправомерно предъявляется условие о представлении максимального (предельного) количества договоров – 7, с ценой по каждому не менее начальной (максимальной) цены закупки, поскольку данное условие не позволяет объективно сопоставить предложения участников и выявить лучшее предложение исполнения договора.

Также Заявитель отмечает, что в Документации указано два значения максимального (предельного) количества договоров по подкритерию «Наличие опыта» – 7 и 5, что вводит участников в заблуждение.

2.1. Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу и исследовав положения Документации о закупке, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами (ч. 3.1, 3.2. ст. 3 Закона о закупках), порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок проведения конкурса в электронной форме регулируется разделом 3.4 Положения о закупке Заказчика.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и иные сведения, определенные Положением о закупке.

В силу пп. 4 п. 2.12.1 Положения критерием оценки заявок на участие в закупке может быть квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом закупки, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В Документации о закупке устанавливаются показатели, раскрывающие содержание критериев оценки заявок на участие в закупке. Такие показатели должны быть измеряемыми (п. 2.12.2 Положения).

В соответствие с п. 2.12.4 Положения оценка заявок на участие в закупке, окончательных предложений осуществляется комиссией в порядке, установленном в Документации о закупке в соответствии с настоящим Положением.

Согласно Приложению 8 к Документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:

1. Цена договора – 60%;

2. Квалификация участника закупки – 40%,

2.1. Наличие опыта (коэффициент значимости = 1,0):

Предмет оценки опыта – количество заключенных в соответствии с Федеральными законами № 223-ФЗ и/или № 44-ФЗ и исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров) со всеми приложениями по выполнению работ, являющихся аналогичными предмету конкурса в электронной форме за период с 01.01.2017 г. до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме без привлечения исполнителя (подрядчика) к гражданско-правовой ответственности с ценой по каждому контракту (договору) не менее начальной (максимальной) цены договора. Возможно предоставление государственных (муниципальных) контрактов (договоров), действующих на дату подачи заявки, при условии их исполнения не менее начальной (максимальной) цены договора

* Работами аналогичными предмету конкурса считаются следующие работы: выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции, строительству объектов капитального строительства, выполненные за период с 01.01.2017 г. по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме, с ценой по каждому контракту (договору) не менее начальной (максимальной) цены договора, данные работы должны быть поименованы в предмете контракта (договора) и (или) техническом задании.

Предельное необходимое максимальное количество контрактов (договоров) – 7 договоров (контрактов) - (Кпред).

Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса опыта по выполнению работ, являющихся аналогичными предмету конкурса.

При этом, согласно расчету баллов, указанному в Документации, по данному подкритерию участники могут представить превышающее максимальное (предельное) значение количество контрактов (договоров).

Таким образом, участникам закупки, сделавшим предложения равное максимальному (предельному) количеству контрактов (договоров) или большее предложение присваивается 100 баллов по подкритерию «Наличие опыта».

В соответствии с п. 7 р. 5 «Требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе в электронной форме» Документации в составе заявки участники представляют документы, подтверждающие их опыт (контракты (договоры) на выполнение соответствующих работ, копии актов сдачи-приемки выполненных работ, декларацию участника закупки в произвольной форме о не привлечении его к гражданско-правовой ответственности при исполнении контрактов (договоров)).

Отсутствие в составе заявки сведений и документов, предусмотренных данным пунктом, не является основанием для отказа в допуске участнику закупок к участию в конкурсе в электронной форме.

Документацией регламентировано, что участниками закупки могут быть несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (р. 3 «Требования к участникам закупки»), что также является дополнительной возможностью подтвердить участникам свое соответствие установленным требованиям Заказчика и получить баллы по соответствующим критериям оценки.

Рассматривая настоящий довод, Комиссия антимонопольного органа руководствуется, прежде всего, требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения Заказчиком порядка проведения оценки заявок.

Действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки в соответствие с Положением и Документацией о закупке.

Как было указано в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 № 305-ЭС21-5801, от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065, от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423, Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В свою очередь Комиссия отмечает, что, в случае, если установленные критерии оценки носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно, то выбор Заказчиком таких критериев оценки не является нарушением (п. 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

В возражениях на жалобу Заказчик пояснил, что предельное значение 7 контрактов (договоров) с ценой по каждому не менее НМЦД подтверждает тот факт, что у участника имеется необходимый опыт для исполнения договора в полном объеме, а также снижает риск ненадлежащего исполнения договора или его неисполнение, в том числе после оплаты аванса в размере 30%.

Также Заказчик пояснил, что Документацией предусмотрена возможность участия нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника, что было сделано двумя участниками закупки.

Из информации, размещенной в ЕИС, Комиссией Пермского УФАС России установлено, что по оспариваемой закупке Заказчиком были подведены итоги 06.12.2022 г.

Из размещенного Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме № 32211848591/285/ЭК от 06.12.2022 г. следует, что на участие в настоящей закупке было подано 4 заявки. Заявитель участником конкурса не являлся.

Согласно приложению № 2 к Протоколу участнику № 1 было засчитано 7 из 7 представленных контрактов (договоров) и присвоено 100 баллов по критерию «Квалификация участников конкурса», участнику № 3 было засчитано 9 из 9 представленных контрактов (договоров) и присвоено также 100 баллов, а участнику № 2 было засчитано 2 из 2 представленных контрактов (договоров) и присвоено 28,58 баллов.

Таким образом, 3 из 4 участников конкурса представили документы, соответствующие установленному условию Заказчику по подкритерию «Наличие опыта», в том числе условию о предельном количестве контрактов (договоров) с ценой по каждому не менее начальной (максимальной) цены договора, что свидетельствует о наличии достаточного количества хозяйствующих субъектов, обладающих необходимым Заказчику опытом оказания аналогичных услуг.

При этом, Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие оспариваемые обстоятельства, в том числе нарушающие его права и законные интересы как потенциального участника закупки. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий Комиссии антимонопольного органа не представлено.

Учитывая положения ч. 10 ст. 3 Закона о закупках о том, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке ст. 18.1 Закона защите конкуренции действия (бездействие) Заказчика при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы как участника закупки, Комиссией Пермского УФАС России был направлен запрос в адрес Заявителя (исх. № 14674/22 от 15.12.2022 г.) в том числе о его намерении принять участие в оспариваемой закупки.

В адрес антимонопольного органа ответ на запрос не поступил, в рассмотрении жалобы Заявитель не принимал участие, и соответственно, не доказал наличие нарушений его прав и законных интересов как участника закупки в действиях Заказчика при установлении условия о представлении максимального (предельного) количества договоров – 7, с ценой по каждому не менее начальной (максимальной) цены договора, а также не представил доказательств невозможности подачи им заявки на участие.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Документации о закупке положения нарушают права и законные интересы Заявителя, создают преимущество отдельным участникам либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем в составе жалобы не представлено.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что условие о необходимости представления контрактов (договоров) в требуемых характере и объеме не нарушает права и законные интересы Заявителя жалобы как участника закупки, не свидетельствует о создании неоправданных ограничений иным хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. Кроме того, не усматривается обстоятельств направленности действий Заказчика на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции с учетом вышеприведенных обстоятельств.

Данный вывод также отражен в Определениях Верховного суда № 305-ЭС21-21513 от 10.03.2022 г., № 307-ЭС22-3800 от 18.04.2022 г.

Относительно указания Заказчиком в Документации двух различных значений максимального (предельного) количества договоров по подкритерию «Наличие опыта» – 7 и 5 Комиссия антимонопольного органа сообщает, что в Приложении № 8 по подкритерию 2.1 «Наличие опыта» в содержании расчета баллов, действительно, указано, что Кпред - предельно необходимое максимальное значение, установленное Заказчиком (5 контрактов (договоров)). Однако, в предмете оценке настоящего подкритерия указано, что предельное необходимое максимальное количество контрактов (договоров) – 7 договоров (контрактов) — (Кпред).

Заказчик на рассмотрении жалобы пояснил, что предельно необходимым максимальным количеством контрактов (договоров) является число 7, а в расчете баллов допущена опечатка и к оценке принималось 7 и более документов от участников.

Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком к оценке принимались 7 и более контрактов (договоров) от участников, что подтверждается Протоколом № 32211848591/285/ЭК от 06.12.2022 г., согласно которому двум участникам за представленные 7 и 9 документов было начислено 100 баллов.

При этом, обстоятельств и доказательств о том, что допущенная Заказчиком опечатка каким-либо образом нарушила права и законные интересы Заявителя жалобы, а также повлияла на итоги закупки и в материалах дела не содержится.

На основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности данной жалобы.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АСК Лидер» (ИНН 0400010758, ОГРН 1190400000966) (вх. № 18311-ЭП/22) на действия Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4» (ИНН 5906149305, ОГРН 1175958036121), Закупочной комиссии ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница №4» при организации и проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт кардиологического отделения для лечения больных инфарктом миокарда по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д. 2 (извещение № 32211848591, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Пермского УФАС России исх. № 14421/22 от 08.12.2022 г.


Заместитель Председателя Комиссии М.А. Раев



Члены Комиссии В.А. Авлиярова


С.В. Карпова



Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.







Исп.Карпова С.В.

тел.8(342) 235-10-36


2022-4516


Связанные организации

ГАУЗ ПК "ГКБ №4"
ИНН 5906149305, ОГРН 1175958036121
ООО «АСК Лидер»
ИНН 0400010758, ОГРН 1190400000966
АО «Единая электронная торговая площадка»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353