Решение (комиссия) №6244/24 решение по ж ООО «Служба коммунальных платежей» на ПАО «ПЭК» от 13 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Служба коммунальных платежей» (вх. № 7199-ЭП/24)

 

«31» мая 2024 г.                                                                                                      г.Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель Руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

до объявленного перерыва, в присутствии представителей ПАО «Пермская энергосбытовая компания» <...>, <...> (по доверенности), без участия представителя ООО «Служба коммунальных платежей» (надлежащим образом уведомлен),

рассмотрев жалобу (вх. № 7199-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью «Служба коммунальных платежей» (ИНН: 9731070641 ОГРН: 1207700353255) (далее – Заявитель, ООО «Служба коммунальных платежей») на действия Публичного акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания» (ИНН: 5904123809 ОГРН: 1055902200353) (далее – Заказчик, ПАО «ПЭК»), Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по возврату просроченной задолженности физических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг (извещение № 32413559985 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

15.05.2024 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к нарушению Заказчиком порядка организации и проведения закупки.

Частью 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 5080/24 от 16.05.2024 г.), содержащее установленные ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. 27.04.2024 г. Заказчиком на официальном сайте РФ в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32413559985 (далее – Извещение) о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по возврату просроченной задолженности физических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Дата окончания срока подачи заявок – 16.05.2024 г.

Дата рассмотрения заявок – не позднее 23.05.2024 г.

Дата подведения итогов закупки – 24.05.2024 г.

Заявитель, ознакомившись с положениями Извещения, Документации о закупке, обратился в антимонопольный орган с жалобой, доводы которой сводятся к неправомерному установлению Заказчиком требования к составу заявки в части предоставления справки о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров.

Заявитель в жалобе отмечает, что установление указанного критерия, для подтверждения которому участнику необходимо представить в составе заявки сведения об аналогичных договорах, цена каждого из которых должна быть не менее 4 000 000 руб., направлено на ограничение количества участников закупки, создание преимуществ одним участникам закупки перед другими.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, а также все документы, имеющие значение для рассмотрения настоящей жалобы.

Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу, исследовав материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Подразделом 4.9.1 Документации о закупке предусмотрены общие требования к заявке.

В частности, участник должен подготовить заявку, включающую, помимо прочего, справку о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в документации (подраздел 5.6).

Пункт 4.12.8 Документации о закупке закрепляет положение, в соответствии с которым участник в целях оценки заявок дополнительно может предоставить информацию относительно критериев оценки, а именно, документы, предусмотренные п. 4.19.5.4. Также отмечается, что, в случае непредоставления указанных документов, данный факт не является основанием для отклонения заявки участника.

Пункт 4.19.5.4 Документации о закупке содержит критерии оценки заявок участников закупки. Помимо критерия «цена договора», установлен критерий оценки «Общее количество выполнения аналогичных договоров». Для подтверждения соответствия указанному критерию участнику необходимо представить справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров.

Под аналогичными договорами понимаются аналогичные (сопоставимые по предмету, характеру и объему) договоры, заключенные за 2021-2024 годы, по возврату просроченной задолженности физических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг, заключенные с ресурсоснабжающими организациями и/или организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, с ценой каждого такого договора не менее 4 000 000 руб. без учета НДС.

Оценка производится на основании справки о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров (раздел 5, форма 5.6. Документации о закупке) с возможностью предоставления по отдельному требованию копий указанных договоров и документов, подтверждающих их исполнение.

Представители ПАО «Пермская энергосбытовая компания» на заседании Комиссии Пермского УФАС России пояснили, что установление критерия оценки «Общее количество выполнения аналогичных договоров», для подтверждения соответствия которому необходимо представить сведения об аналогичных договорах, цена каждого из которых должна составлять не менее 4 000 000 руб., обусловлено спецификой предмета закупки – оказание услуг по возврату просроченной задолженности физических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 Технического задания (Приложение № 1 к Документации о закупке) целью оказания услуг в рамках обжалуемой закупки является необходимость применения дополнительных инструментов сбора задолженности физических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в периоды с 2014 г. по 2020 г.

Потребность Заказчика выражается в увеличении объема поступления денежных средств по результатам уплаты физическими лицами задолженности по оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Кроме того, представители Заказчика отмечают, что НМЦД в рамках обжалуемой закупки составляет 20 595 773,06 руб. Участники закупки должны представить в составе заявки сведения об аналогичных договорах, цена каждого такого договора должна быть не менее 4 000 000 руб., что составляет менее 20% от НМЦД.

Из анализа изложенного, Комиссией антимонопольного органа установлено, что для подтверждения соответствия критерию оценки «Общее количество выполнения аналогичных договоров», участнику закупки необходимо представить сведения о выполнении аналогичных договоров, причем как договоров, обязательства по которым исполнены в полном объеме, так и тех, которые находятся в стадии исполнения.

Для выявления хозяйствующих субъектов, соответствующих указанному критерию, Комиссией Пермского УФАС России был направлен запрос в адрес Заказчика с требованием представить сведения об аналогичных договорах, цена которых составляет не менее 4 000 000 руб.

ПАО «Пермская энергосбытовая компания» в материалы дела были представлены сведения, полученные из единой информационной системы в сфере закупок, о наличии на товарном рынке хозяйствующих субъектов, заключавших аналогичные договоры по результатам закупочных процедур.

Из анализа представленных Заказчиком сведений, Комиссией антимонопольного органа установлено, что на рынке имеются хозяйствующие субъекты ранее заключавших аналогичные договоры, цена каждого из которых превышает 4 000 000 руб., что отвечает требованиям критерия оценки «Общее количество выполнения аналогичных договоров».

Также Комиссии антимонопольного органа были представлены договоры, заключенные ООО «Служба коммунальных платежей» на оказание аналогичных услуг.

Из анализа вышеуказанных договоров, Комиссией установлено, что Заявитель выступает контрагентом по агентским договорам № 08/01/21-87 от 25.10.2021 и № 08/01/22-101 от 12.08.2022, заключенным с ООО «Экология-Новосибирск», согласно которым ООО «Служба коммунальных платежей» обязуется за вознаграждение производить мероприятия по взысканию задолженности плательщиков по оплате за коммунальные услуги. Согласно условиям настоящих договоров стоимость услуг не может превышать 10 млн. рублей.

Следовательно, допустимо сделать вывод о наличии у ООО «Экология-Новосибирск» опыта оказания аналогичных услуг.

Учитывая изложенное, Комиссией Пермского УФАС России не выявлено нарушения прав и интересов Заявителя при установлении обжалуемого критерия.

Как отмечается в Определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 г. № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчик руководствуется требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным с учетом собственных потребностей.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, при условии, что такие требования не повлекут за собой необоснованное ограничение конкуренции.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В свою очередь Комиссия антимонопольного органа отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

В настоящем случае, установленный Заказчиком критерий оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу (вх. № 7199-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью «Служба коммунальных платежей» (ИНН: 9731070641 ОГРН: 1207700353255) на действия Публичного акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания» (ИНН: 5904123809 ОГРН: 1055902200353), Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по возврату просроченной задолженности физических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг (извещение № 32413559985 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной;

  2. Снять ограничения, наложенные Письмом Пермского УФАС России исх. № 5080/24 от 16.05.2024 г.

     

Заместитель Председателя Комиссии

  <...>  

Члены Комиссии

  <...>    

 

<...>    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<...>, 8 (342) 235-10-36

 

 

2024-6883

 

 

Связанные организации

АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Служба коммунальных платежей"
ИНН 5904123809, ОГРН 1055902200353
ПАО "ПЭК"
ИНН 5904123809, ОГРН 1055902200353