Решение б/н Дело № 059/01/17-1418/2020 о нарушении антимонопольного зако... от 8 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-1418/2020

 

« 08 » апреля 2021 года                                                                                                         г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена « 03 » февраля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено « 08 » апреля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в присутствии представителя ООО «Управляющая компания «Выбор» – <...>,  в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 059/01/17-1418/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Управлением инфраструктуры администрации Лысьвенского городского округа части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в допуске конкурсной комиссией заявки ООО «УК «Выбор» (извещение № 170820/34813171/01), фактически не соответствующей требованиям законодательства, что обеспечило преимущества участия обществу в конкурсах и привело к нарушению прав иных участников, соответствующих требованиям и занявших последующие места,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЛысьваДом» поступило обращение (вх. № 017365) о проведении проверки на соответствие антимонопольному законодательству действий (бездействия) Управления инфраструктуры администрации Лысьвенского городского округа (далее – Управление) при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

По итогам рассмотрения материалов заявления в действиях Управления были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые проявились в допуске конкурсной комиссией заявки ООО «УК «Выбор» (извещение № 170820/34813171/01), фактически не соответствующей требованиям законодательства, что обеспечило преимущества участия обществу в конкурсах и привело к нарушению прав иных участников, соответствующих требованиям и занявших последующие места.

На основании приказа от 16.12.2020 № 262-п, Пермским УФАС России в отношении Управления возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела от Управления были представлены письменные пояснения, из содержания которых следует, что нарушение антимонопольного законодательства в его действиях отсутствует; процедура проведения торгов и оценки заявок была полностью соблюдена. ООО «УК «Выбор», привлеченное в дело в качестве заинтересованного лица, указало, что заявка, поданная обществом, и само общество полностью соответствовали требованиям Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее – Жилищный кодекс РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно части 4 статьи 161 Жилищным кодекс РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – Постановление № 75) установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Распоряжением управления инфраструктуры Лысьвенского городского округа от 17 августа 2020 г. № 7 «О принятии решения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по 10 лотам» принято решение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых собственники помещений не выбрали способ управления и не заключили договор управления.

17 августа 2020 года на официальном сайте в сети Интернет: www.torgi.gov.ru Управлением размещено извещение № 170820/34813171/01 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в г. Лысьва по адресам: ул. Смышляева, 106 (лот № 1); ул. Федосеева (лот № 2); ул. Шмидта, 47 (лот № 3); ул. Жданова, 1,3,5,7 (лот № 4); ул. Тимирязева, 92,94,96,98,123,127; ул. Совхозная, 93, 95; 96, 97,98,99,100,102; ул. Строительная, 101, Горького, 100 (лот № 5); ул. Тимирязева, 100,102,129,131; ул. Совхозная, 101, 104, 106; ул. Строительная, 41,43,98,105,107; ул. Трактовая, 97, 99, 101,103, 105,106,107,108,110,112,114,116; ул. Октябрьская, 3,7,9,11; ул. Тракторная, 29; ул. Горького, 92, 94,96,98,102 (лот № 6); ул. Железнодорожная, 1Б,1В (лот № 7); ул. Багратиона, 24,26 (лот № 8); ул. Орджоникидзе 10Ж (лот №9); ул. Гайдара, 15, 15/1 (лот № 10).

Согласно протоколу № 1 вскрытия конвертов с заявками от 17.09.2020 г. на участие в конкурсе по лотам № 2 и № 10 поступили заявки Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Выбор» (далее – ООО «УК «Выбор») и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Прикамский дом» (далее – ООО «УК «Прикамский дом»). ООО «Управляющая компания «Рост» (далее – ООО «УК «Рост») подало заявки на участие в конкурсе по лотам № 6 и № 7.

Из протокола № 3 оценки и сопоставления заявок от 21.09.2020 г. следует, что по лотам № 2 и № 10 победителем признано ООО «УК «Выбор», как участник, предложивший наименьший размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока. ООО «УК «Рост» было признано победителем по лотам № 6 и № 7 как единственный участник конкурса.

По результатам проведенного конкурса по лотам № 1 и № 10 ООО «УК «Прикамский дом», а по лотам № 6 и № 7 ООО «УК «Рост» заключили с собственниками помещений в многоквартирном доме договор управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 70 Правил № 75 на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил.

При этом в силу пункта 68 Правил № 75 конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил.

Таким образом, оценка и сопоставление конкурсных заявок, утверждение результатов конкурса, признание лица его победителем являются исключительной компетенцией конкурсной комиссии.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 75 основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: 1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; 2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил; 3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

Требования к претендентам определены в пункте 15 Правил № 75, в том числе в силу подпункта 5 пункта 15 Правил одним из требований является отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (статья 14 Закона о бухгалтерском учете).

Согласно части 1 статьи 14 Закона о бухгалтерском учете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В силу части 1 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

При этом документом, подтверждающим выполнение требования подпункта 5 пункта 15 Правил № 75, является копия утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, предоставляемая организацией - участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе, что следует из содержания подпункта 2 пункта 53 Правил.

Из анализа состава заявки на участие в конкурсе ООО «УК «Выбор», установлено, что победителем конкурса представлен бухгалтерский баланс за 2019 год (в составе упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности), в котором отражены следующие показатели:

в разделе «Актив»: запасы (код строки 1210) – 149 тыс. руб., денежные средства и денежные эквиваленты (код строки 1250) – 124 тыс. руб., финансовые и другие оборотные активы (код строки 1230) – 10299 тыс. руб. (общая сумма активов 10572 тыс. руб.);

в разделе «Пассив»: кредиторская задолженность (код строки 1520) – 6215 тыс. руб.

Исходя из приведенных в представленном обществом бухгалтерском балансе данных, а также расчета, представленного Управлением по запросу антимонопольного органа, кредиторская задолженность ООО «УК «Выбор» не превышала 70 процентов балансовой стоимости активов.

В рамках настоящего дела Комиссией Пермского УФАС было проверено соответствие ООО «УК «Выбор» требованиям пп. 4 и пп. 7 п. 15 Правил № 75. Антимонопольным органом установлены факты наличия у ООО «УК «Выбор» задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за 2 и более расчетных периода, однако на момент проведения рассматриваемого конкурса они не были подтверждены актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу.

Таким образом, ООО «УК «Выбор» на момент проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами № 170820/34813171/01 соответствовало требованиям, установленным законом, и правомерно было признано победителем.

Рассмотрение и оценка антимонопольным органом заявок, поданных на участие в конкурсе по лотам, где была подана единственная заявка, не имеет правового значения, поскольку соперничества хозяйствующих субъектов по указанным лотам не было.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Перечень антимонопольных запретов, установленных в ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим и распространяется на любые торги, в том числе необязательные в соответствии с законодательством РФ. По смыслу названной статьи, недопустимыми являются любые действия (бездействие) организатора торгов, результатом которых стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение соперничества хозяйствующих субъектов.

Анализ состояния конкуренции за период, определенный с 17.09.2019 по 17.09.2020 показал, что предметом торгов является заключение договора поставки детской мебели. Согласно данным, предоставленным Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края, по состоянию на 17.09.2020 лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами имели 13 хозяйствующих субъектов на территории Лысьвенского городского округа. При этом, поскольку в рассматриваемом случае отбор управляющих организаций проводился в конкурентной форме, соперничество на открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами № 170820/34813171/01 было лишь по лотам № 2 и № 10, где ООО «УК «Выбор» было правомерно признано победителем.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, учитывая неустановление факта нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного в ст. 17 Закона о защите конкуренции, в рассматриваемых действиях, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о необходимости прекращения рассмотрения настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении Управления инфраструктуры администрации Лысьвенского городского округа в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Председатель Комиссии  

Связанные организации

Связанные организации не указаны