Решение б/н Решение от 3 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                                

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

_________________________________

         

На №  __________  от  ________________

 

ИП Полыгалова О.А.

<...>

 

АО «Пермский завод «Машиностроитель»

614014, г. Пермь, ул. Новозвягинская, д. 57

btnetorg@pzmash.perm.ru

 

Закупочная комиссия АО «Пермский завод «Машиностроитель»

614014, г. Пермь, ул. Новозвягинская, д. 57

btnetorg@pzmash.perm.ru

 

Электронная торговая площадка

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

 

Для сведения:

Пермская прокуратура по надзору за

исполнением законов на особорежимных

объектах

rezhim@prokurorperm.ru

Дело № 059/07/3-594/2021

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ИП Полыгаловой О.А. (вх. № 008672)

«01» июня 2021 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу ИП Полыгаловой О.А. (вх. № 008672) (далее – заявитель) на действия АО «Пермский завод «Машиностроитель», Закупочной комиссии АО «Пермский завод «Машиностроитель» (далее – организатор торгов), при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог и тротуаров (извещение № 32110270472, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.05.2021 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ИП Полыгаловой О.А., доводы которой указывают на наличие в тексте Документации некорректного критерия оценки деловой репутации.

Заказчик с доводами жалоб не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобы, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках АО "Пермский завод "Машиностроитель" (далее – Положение), Документацией о проведении конкурса в электронной форме (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 12.05.2021 г., дата окончания приема заявок – 24.05.2021 г., дата подведения итогов – 27.05.2021 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в  документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Так, в составе Документации, установлены следующие требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пп. 2.5. пункта 15): Сведения для оценки заявки Участника по критерию подтвержденная деловая репутация производится на основании стоимости договоров, выполненных Участником закупки, по которым контрагентами являются Общество, Общества входящие в состав интегрированной структуры Корпорации или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни корпорации за последние 3 (три) года, документ которыми может быть подтверждена деловая репутация Участника: копии договоров с приложениями; копии документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг и поставку товара, подписанных сторонами договора (по форме 9 Приложения 1 к документации «Образцы форм и документов») (при наличии).

По мнению Заявителя, данный критерий нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, устанавливающим, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия антимонопольного органа проанализировав указанный довод пришла к следующему выводу.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках текст Документации разрабатывается в соответствии с Положением о закупках.

Положением о закупках товаров, работ, услуг Заказчик утвердил Порядок оценки и сопоставления заявок (Приложение 2 к Положению). Согласно п. 4 Порядка критерии оценки могут выбираться Обществом индивидуально для каждой закупки, при этом, сумма критериев должна составлять 100 баллов. Согласно п. 5 для оценки заявок, окончательных предложений Участников закупки Обществом в документации о закупке могут быть установлены следующие критерии:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

‑ «цена»;

‑  «стоимость владения, обслуживания»;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

‑  «опыт работы по профилю закупки»;

‑  «подтвержденная деловая репутация»;

‑  «срок службы/гарантийный срок»;

‑  «срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг»;

‑  «дополнительные услуги (преимущества) не предусмотренные документацией о закупке»;

‑  «квалификация Участника закупки».

Согласно п. 10 Порядка проводится оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки». По п. 10.2. проводится оценка по критерию «подтвержденная деловая репутация». Оценка производится на основании стоимости договоров, выполненных Участником закупки, по которым, контрагентами являются Общество, Общества входящие в состав интегрированной структуры Корпорации или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации за последние несколько лет (период времени который необходимо подтвердить, а также критерии лимитов по сумме договоров указывается в документации о закупке), документы которыми может быть подтверждена деловая репутация Участника:

‑ копии договоров с приложениями;

‑ копии документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг и поставку товара, подписанных сторонами договора (перечень необходимых документов указывается в документации о закупке, в зависимости от профиля закупки).

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «опыт работы по профилю закупки», определяется по формуле:

КО уч. = О уч. * КО зд. О лр.

где: КО уч. – оценка по критерию «опыт работы по профилю закупки» заявки Участника закупки (баллы);

О лр – лучший результат среди допущенных Участников закупки к стадии оценки и сопоставления заявок, касающийся стоимости ранее выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, сданных потребителям, которые являются аналогичными предмету закупки Общества;

О уч. – суммарная стоимость ранее выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, сданных потребителям, которые являются аналогичными предмету закупки Общества, Участником закупки, предложение которого оценивается;

КО зд. – максимальное значение критерия «опыт работы по профилю закупки», предусмотренное документацией о закупке.

В случае отсутствия у Участника закупки, подтвержденного документами опыта выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, являющихся предметом закупки, заявке такого Участника по данному критерию присваивается оценка «0».

Аналогичное требование установлено закупочной документацией. Установление требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечня документов, представляемых участниками закупки, является компетенцией исключительно Заказчика. Иные лица, либо принимают установленные документацией требования, либо вправе не участвовать в процедуре закупки.

Кроме того, такой критерий оценки как «деловая репутация» не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен прежде всего на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.

Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу № А53-1094/2018, Определении Верховного Суда РФ от 13.02.2019 № 308-КГ18-25420, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2019 по делу № А53-39360/2017, от 22.03.2019 по делу № А53-1094/2018, от 08.10.2018 по делу № А53-1096/2018.

Из указанного следует, что спорные положения Документации разработаны в соответствии с Положением о закупках и являются правомерными. Доводы жалобы являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Полыгаловой О.А. (вх. № 008672) на действия АО «Пермский завод «Машиностроитель», Закупочной комиссии АО «Пермский завод «Машиностроитель», при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог и тротуаров (извещение № 32110270472, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
  2. Предписание не выдавать.

 

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                         <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                          <...>

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                  <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны