Решение б/н жалоба ООО «Динамикс Групп» (вх. № 018835), на действия АО «... от 25 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «Динамикс Групп»

614010, г. Пермь, Комсомольский проспект, 85

dyngr59@gmail.com

 

АО «БСЗ»

618400, г. Березники, ул. Новосодовая, 19

Zalimov.RR@soda.ru

mail@bsz.ru

 

Закупочная комиссия АО «БСЗ»

618400, г. Березники, ул. Новосодовая, 19

Zalimov.RR@soda.ru

mail@bsz.ru

 

Электронная торговая площадка

АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

info@mail.zakazrf.ru

 

Дело № 059/07/3-1205/2021

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Динамикс Групп» (вх. № 018835)       

 

«22» ноября 2021 г.                                                                                                                       г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ООО «Динамикс Групп» - <...> (по доверенности), представителей АО «БСЗ» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), при участии представителей АО «БСК» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Динамикс Групп» (вх. № 018835) (далее – Заявитель), на действия АО «БСЗ» (ИНН: 5911013780), Закупочной комиссии АО «БСЗ» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурентного отбора на выполнение комплекса проектно-изыскательских работ по строительству объекта: "Отделение фильтрации дистиллерной жидкости" (извещение № 32110782823, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.11.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к обжалованию положений закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке АО «БСК» (далее – Положение), Извещением о проведении конкурентного отбора (далее – Извещение), Документацией о закупке - конкурентный отбор в электронной форме (с использованием функционала ЭП) на право заключения договора на выполнение комплекса проектно-изыскательских работ по строительству объекта «Отделение фильтрации дистиллерной жидкости» (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 29.10.2021 г., дата окончания подачи заявок – 15.11.2021 г., дата подведения итогов закупки – 23.11.2021 г.

Согласно опубликованным сведениям, Заказчиком является АО «БСЗ», Организатором закупки – АО «БСК».

Заявитель, ознакомившись с положениями Извещения и Документации, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, доводы которой сводятся к следующему:

1) Из положений Документации невозможно определить полный перечень требований, предъявляемых к участнику закупки, а также то, какими документами стоит подтверждать соответствие данным требованиям;

2) Заказчиком некорректно сформулировано требование, предусмотренное подпунктом 1 пункта 10 Приложения № 1 к Документации, а именно: невозможно установить, что понимается под «минимальными требованиями по промышленной безопасности», как подтвердить соответствие данному требованию;

3) Из закрепленного подпунктом 2 пункта 10 Приложения № 1 к Документации требования неясно, опыт каких работ требуется подтвердить участнику закупки;

4) Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении отзывов от Заказчиков по выполнению проектно-изыскательстких работ;

5) Подпунктом 5 пункта 10 Приложения №1 к Документации предусмотрено неправомерное требование в части членства участника в СРО, свидетельствующего, в том числе о наличии права на выполнение работ по договору подряда на выполнение инженерных изыскании.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2), требования к участникам такой закупки (п. 9).

2.1. В соответствии с пунктом 2.1.2 Документации подробные требования к участникам, а также к документам, подтверждающим соответствие установленным требованиям, приведены в разделе 3. Порядок проведения закупки и участия в ней, инструкции по подготовке заявок, а также последующий порядок заключения договора приведены в разделах 4 – 4.18. Порядок применения отдельных дополнительных элементов проводимой закупки изложен в разделе 6. Образцы форм документов, которые необходимо подготовить и включить в состав заявки, приведены в разделе 7.

Разделом 3 Документации регламентировано установление требований к участникам закупки.

Согласно пункту 3.1.3 Документации полный перечень обязательных требований к участникам указан в Приложении № 3 к настоящей документации о закупке (подраздел 10.1).

Пунктом 3.1.4 Документации установлено, что наличие у участника положительного статуса о прохождении аккредитации, срок действие которого на момент окончания подачи заявок не истек, является достаточным подтверждением соответствия участника всем обязательным требованиям к участникам. Информации о прохождении участником аккредитации должны быть указана в Письме о подаче оферты (подраздел 7.2).

В силу пункта 3.1.5 Документации помимо обязательных требований к участникам, в Приложении № 3 к настоящей документации о закупке могут быть установлены дополнительные требования (подраздел 10.2), исходя из предмета закупки, которым также должны соответствовать участники.

В соответствии с пунктом 3.1.6 Документации для подтверждения соответствия установленным требованиям участник обязан приложить в составе заявки документы, перечисленные в Приложении № 3 к настоящей документации о закупке (раздел 10).

Разделом 10 Документации закреплено Приложение № 3, предусматривающее требования к участникам (далее – Приложение №3).

Так, подпунктами 1-8 пункта 10.1 Приложения № 3 установлены обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки, а также закреплен перечень документов, подтверждающих соответствие участников каждому из указанных требований.

При этом пунктом 10.2 Приложения № 3 закреплены дополнительны требования к участникам:

1) Наличие специальной правоспособности, в том числе наличие специальных разрешений, лицензий, требующихся в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) Наличие опыта успешной поставки продукции (включая выполнение работ, услуг) сопоставимого характера и объема;

3) Обеспеченность кадровыми (трудовыми) ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

4) Обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

5) Удовлетворительное финансово-экономическое состояние, позволяющее выполнить договор, в том числе:

- у участника не должно более 25% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату находиться под арестом по решению суда и/или постановлению судебного пристава,

- у участника на последнюю отчетную дату не должно быть отрицательных чистых активов,

- у участника на момент принятия решения по результатам рассмотрения заявок не должно быть непогашенной просроченной задолженности свыше 12 (двенадцати) календарных месяцев перед Акционерным обществом «Башкирская содовая компания» и его дочерними хозяйственными обществами (подконтрольными обществами);

6) Обеспеченность иными ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

7) Наличие системы менеджмента качества, системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды;

8) Наличие документов, подтверждающих фактическое местонахождение участника: свидетельство о праве собственности и/или договор аренды;

9) Отсутствие сведений о паспорте лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица – участника закупки, в списке недействительных российских паспортов, введение которого осуществляет Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации;

10) Соответствие иным дополнительным требованиям к участнику, установленным в документации о закупке.

Из положений пункта 10.2 Приложения № 3 следует, что наряду с дополнительными требованиями, предъявляемыми к участникам закупки, указанный пункт также должен закреплять перечень документов, которыми участники могут подтвердить соответствие таким требованиям.

Однако, в соответствующем столбце табличной части пункта 10.2 Приложения № 3, который должен закреплять перечень подтверждающих документов, закреплены правила формирования установленных требований, без указания на какие-либо документы, которые должен предоставить участник закупки.

При этом, пунктом 10 Приложения № 1 к Документации (Техническое задание) также установлены дополнительные требования к участникам закупки:

1) Участник закупки должен подтвердить минимальные требования по промышленной безопасности;

2) Участник закупки должен иметь совокупный опыт выполнения работ, соответствующих виду работ, указанному в пункте № 4 настоящего Технического требования.

При этом совокупный опыт в рамках одного или нескольких договоров должен быть не менее 75% от НМЦ  по настоящей закупке за предшествующие 24 месяца до даты окончания подачи заявки на участие в настоящей закупке.

Опыт участника закупки должен подтверждаться копиями заключенных договоров с приложением закрывающих документов, подтверждающих надлежащие исполнения договорных обязательств (в копиях указанных документов участником может быть удалена конфиденциальная информация, в том числе в части коммерческой тайны);

3) Наличие в составе своего предложения отзывов от Заказчиков по выполнению проектно-изыскательстких работ опасных производственных объектов с прохождением и получением положительного заключения государственной экологической и государственной/негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

4) Участник закупки на этапе подачи заявки должен предоставить Бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату с приложением квитанции о приеме налоговым органом:

- форма 0710001 по ОКУД - Бухгалтерский баланс;

- форма 0710002 по ОКУД - Отчет о финансовых результатах.

    На последнюю отчетную дату должны отсутствовать отрицательные чистые активы;

5) Участник закупки должен предоставить выписку из реестра членов соответствующей СРО, в которой отражаются сведения о наличии у участника закупки права выполнять работы по договору подряда на выполнение инженерных изыскании, подготовку проектной документации, соответствующие уровню ответственности члена саморегулируемой организации с обязательствами, не ниже представленной в коммерческом предложении цены работ по выполнению инженерных изысканий и проектированию, заключаемому конкурентным способом и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесён взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. Дата выписки не должна превышать одного месяца на дату подачи заявки Участника закупки;

6) Участник закупки должен предоставить Заказчику документы (копии сертификатов, лицензий, свидетельств, справки, подписанные уполномоченным лицом, иные документы), подтверждающие требование п. 11.2.

Таким образом, вышеуказанным пунктом установлена обязанность участника закупки представить подтверждение установленным Заказчиком требованиям. Вместе с этим, из данного пункта не ясно, соответствие каким именно требованиям подтвердит участник при предоставлении подтверждающих документов. Также не представляется возможным определить, дополняют ли требования к участникам закупки, указанные в настоящем пункте, требования, предусмотренные пунктом 10.2 Документации.

Вместе с этим, Документацией установлено, что образцы форм документов, которые необходимо подготовить и включить в состав заявки, приведены в разделе 7.

Из раздела 7 Документации следует, что в состав заявки должны быть включены документы, в том числе представляемые по установленным формам, предусмотренным пунктами 7.1 – 7.12 Документации, в том числе:

- предусмотренная пунктом 7.8 справка об опыте участника (форма 8);

- предусмотренная пунктом 7.9 справка о материально-технических ресурсах (форма 9);

- предусмотренная пунктом 7.10 справка о кадровых ресурсах (форма 10).

В примечаниях к формам 8-10 указано, что указанные справки заполняются участником и включаются в состав заявки, в случае если в Технических требованиях (Приложение №1 к Документации о закупке) предусмотрены соответствующие требования и/или в Приложении №6 к Документации о закупке установлен соответствующий критерий оценки.

При этом, неясно, будет ли представление указанных справок подтверждать соответствие установленным требованиям.

С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам:

Подпунктами 1-8 пункта 10.1 Приложения № 3 установлены обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки, а также закреплен перечень документов, подтверждающих соответствие участников каждому из указанных обязательных требований.

Пунктом 10.2 Документации закреплены дополнительные требования, предъявляемые к участникам, однако, не указаны документы, которые должны представить участники для подтверждения соответствующим требованиям. При этом, пунктом 10 Приложения № 1 к Документации (Техническое задание) установлены иные дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с которыми участникам необходимо включить в состав заявки определенный Заказчиком перечень документов.

В свою очередь, Документация не содержит положений, позволяющих определить исчерпывающий перечень дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, а также соотношение требований, установленных Пунктом 10.2 Документации и пунктом 10 Приложения № 1 к Документации. Также Документацией не установлен перечень документов, которые следует представить участнику закупки для соответствия установленным требованиям.

Вместе с тем, Приложением № 1 к Документации, равно как и другими положениями Документации, не закреплено, что перечень документов, включаемый в состав заявки на основании Приложения № 1 к Документации, будет свидетельствовать о подтверждении участником закупки соответствия требованиям, изложенным в пункте 10.2 Документации.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о том, что положения Документации, устанавливающие требования к участникам закупки, не позволяют определить полный перечень требований, предъявляемых к участникам закупки, а также установить, чем подтверждается соответствие установленным требованиям.

2.2. Подпунктом 1 пункта 10 Приложения № 1 к Документации установлено, что участник закупки должен подтвердить минимальные требования по промышленной безопасности. При этом, указанный подпункт не содержит указаний на конкретный пункт Документации, закрепляющий данные минимальные требования.

Комиссией установлено, что пунктом 6.3 Приложения № 1 к Документации предусмотрены требования промышленной безопасности и охраны труда:

Соблюдение требований, норм промышленной безопасности и охраны труда в соответствии с действующим законодательством РФ, соблюдение требований, регламентов и действующих стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда АО «БСЗ», соблюдение требований нормативных документов АО «БСЗ» в области промышленной безопасности и охраны труда на территории действующего предприятия.  

Перед началом производства работ Подрядчик обязан предоставить Заказчику список должностных лиц, отвечающих за вопросы промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды с описанием их полномочий, обязанностей и зон ответственности, (в том числе копии приказов о назначении лиц, ответственных за подготовку мест производства работ повышенной опасности и непосредственно производство работ повышенной опасности, а также иных приказов о назначении лиц, ответственных за безопасное производство работ, содержание оборудования, сооружений, технических устройств в исправном состоянии, за безопасную их эксплуатацию, о назначении ответственных по обращению с отходами производства и потребления и других, регламентированных нормами и правилами по промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, копии протоколов и удостоверений, подтверждающих аттестацию (обучение и проверку знаний) ответственных лиц, а также всех лиц привлекаемых к работам на объектах АО «БСЗ» по промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды), списком контактных телефонов.

Прежде чем приступить к работе на объекте Заказчика (в том числе, переданном на время производства работ Подрядчику), руководитель подрядной организации обязан обеспечить прохождение персоналом, прибывающим на рабочую площадку, инструктажа по безопасности труда, пожарной и экологической безопасности от руководителя (либо лица им назначенного) производственного подразделения Заказчика, где будут выполняться работы.

Подрядчик при необходимости обязан проводить с персоналом вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Подрядчик обязан направлять на объекты Заказчика квалифицированных работников, обученных правилам безопасного ведения работ и имеющих все необходимые допуски к производству работ, а также предоставлять документы, подтверждающие аттестацию работников на проведение соответствующих видов работ.

Работники, занимающие руководящие должности, руководители и специалисты Подрядчика должны пройти подготовку и аттестацию по законодательству в области охраны труда, в соответствии с постановлением от 13 января 2003 года № 1/29 Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Подрядчик обязан обеспечить выполнение исполнителями работ, свойственных только их основной профессии. Привлечение исполнителей Подрядчика к выполнению работ, не свойственных их основной профессии не допускается, за исключением аварийной ситуации (при условии прохождения соответствующего инструктажа).

Подрядчик обязан обеспечивать каждый объект, на котором работают его работники, аптечками с медикаментами и средствами для оказания первой доврачебной помощи.

Из анализа приведенных положений, Комиссия делает вывод о том, что указанные требования преимущественно связаны непосредственно с исполнением договора, заключаемого по итогам закупки. Вместе с этим, данные требования обозначены именно как требования к участникам закупки.

Помимо этого, из содержания установленных Пунктом 6.3 Приложения № 1 к Документации требований невозможно установить, что Заказчик подразумевает под «минимальными требованиями по промышленной безопасности», которые необходимо подтвердить. Также из содержания положений Документации неясно, каким образом осуществляется подтверждение данных требований.

2.3. Подпунктом 2 пункта 10 Приложения № 1 к Документации установлено следующее:

Участник закупки должен иметь совокупный опыт выполнения работ, соответствующих виду работ, указанному в пункте № 4 настоящего Технического требования.

При этом совокупный опыт в рамках одного или нескольких договоров должен быть не менее 75% от НМЦ по настоящей закупке за предшествующие 24 месяца до даты окончания подачи заявки на участие в настоящей закупке.

Опыт участника закупки должен подтверждаться копиями заключенных договоров с приложением закрывающих документов, подтверждающих надлежащие исполнения договорных обязательств (в копиях указанных документов участником может быть удалена конфиденциальная информация, в том числе в части коммерческой тайны).

Пунктом 4 Приложения № 1 к Документации предусмотрены виды работ, оказываемых услуг:

1. «Отделение фильтрации дистиллерной жидкости»:

1) Сбор исходных данных, обмерные работы;

2) Согласование организации земельных участков;

3) Инженерные изыскания;

4) Горно-геологическое обоснование;

5) Разработка ОВОС;

6) Разработка проектной документации;

7) Сопровождение при прохождении экологической экспертизы проектной документации с получением положительного заключения;

8) Разработка рабочей документации;

9) Разработка технического задания на создание автоматизированной системы управления по ГОСТ 34.602-89;

10) Разработка сметной документации;

11) Сопровождение при прохождении государственной экспертизы (в рамках требований действующего законодательства) проектно-сметной документации (разработанной с учетом согласованной рабочей документации) и результатов инженерных изысканий с получением положительного заключения;

2. «Техническое перевооружение эстакад»:

1) Обследования технического состояния и обмерных работ для разработки необходимых чертежей по существующим эстакадам. Составление итогового документа (технический отчет) с выводами по результату обследования;

2) Разработка рабочей документации;

3) Разработка сметной документации.

С учетом того, что требование о наличии опыта работ сформулировано таким образом, что выполненные работы должны соответствовать «виду работ», указанных в пункте 4 Приложения № 1 к Документации, а также то обстоятельство, что подтверждением такого опыта будут являться копии заключенных договоров с приложением закрывающих документов, подтверждающих надлежащее исполнения договорных обязательств, принимая во внимание, что пунктом 4 Приложения № 1 к Документации предусмотрен обширный перечень разнообразных работ, Комиссия отмечает, что из положений Документации невозможно установить, опыт выполнения каких работ – любого вида из представленного списка или совокупности всех указанных видов данных работ в рамках одного заключенного договора требуется Заказчиком.

Из изложенного следует, что указанные положения также не позволяют участнику закупки определить, копии каких именно договоров и подтверждающих их исполнение документов необходимо включать в состав заявки для подтверждения соответствия требованию, установленному Подпунктом 2 пункта 10 Приложения № 1 к Документации.

С учетом вышеизложенного, оценив представленные доводы Заявителя (доводы 1-3), Комиссия поясняет следующее:

Комиссией установлено, что спорные положения Документации не позволяют определить полный свод требований, предъявляемых к участникам закупки, а также перечень подтверждающих соответствие установленным требованиям документов. При этом, требование, предусмотренное подпунктом 1 пункта 10 Приложения № 1 к Документации не позволяет исчерпывающим образом определить, соответствие каким именно «минимальным требованиям» должен подтвердить участник, подающий заявку, а также то, каким образом это необходимо сделать. Также из подпункта 2 пункта 10 Приложения № 1 к Документации невозможно установить, опыт выполнения каких работ должен быть у участника, и, как следствие, копии договоров на выполнение каких видов работ следует представить в составе заявки.

Таким образом, положения Документации свидетельствуют о неопределенности Заказчика в отношении предъявляемых требований и подтверждения соответствия этим требованиям.

При этом, пунктом 4.9.6 Документации закреплено, что несоответствие участника (в том числе коллективного участника) и/или заявленных субподрядчиков (соисполнителей) предъявленным требованиям является основанием для отклонения заявки такого участника.

Комиссия отмечает, что Документация, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

Исходя из изложенного, представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что спорные положения Документации, с одной стороны, вводят в заблуждение лиц, намеревающихся подать заявки на участие в спорной закупке, а, с другой стороны, создают предпосылки для принятия Заказчиком необъективного, основанного на собственном правоусмотрении решения о допуске (недопуске) той или иной заявки. В целом имеется ситуация при которой нарушается принцип правовой определенности.

В связи с этим, действия Заказчика по формированию положений Документации не согласуются с принципами, изложенными в статье 3 Закона о закупках, а также противоречат требованиям, предъявляемым к закупочной документации и закрепленным в части 10 статьи 4 Закона о закупках, в связи с чем, заявленный довод признан Комиссией обоснованным.

2.4. Подпунктом 3 пункта 10 Приложения № 1 к Документации закреплено требование к участнику о наличии в составе своего предложения отзывов от заказчиков по выполнению проектно-изыскательстких работ опасных производственных объектов с прохождением и получением положительного заключения государственной экологической и государственной/негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Проанализировав установленное требование, Комиссия Пермского УФАС России сообщает, что предоставление отзывов заказчиками является правом, а не обязанностью таких заказчиков, при этом, у подрядчика отсутствует возможность в одностороннем порядке влиять на выдачу заказчиком отзыва по результатам исполнения договора.

 Соответственно, выдача (невыдача) таких отзывов по результатам выполнения работ в рамках договоров осуществляется исключительно по усмотрению заказчика, зависит от отношений между сторонами, сложившихся в процессе исполнения договора, или иных обстоятельств, и не может быть поставлено в прямую зависимость от соблюдения участником условий договора. В этой связи, отзыв от заказчика не может являться документом, свидетельствующим о том, насколько надлежащим или ненадлежащим образом были выполнены соответствующие работы.

Комиссия обращает внимание, что целью закрепления данного требования является именно подтверждение опыта участника по надлежащему выполнению работ, являющихся предметом закупки. При этом, установление подобного требования может привести к тому, что участник закупки, ранее выступающий контрагентом по договору, предусматривающему выполнение соответствующих работ, и надлежащим образом исполнивший такой договор, однако, в силу не зависящих от него обстоятельств, а именно желания заказчика, не получивший от последнего соответствующий отзыв, не будет соответствовать установленным требованиям.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что закрепление данного требования противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

2.5. Подпунктом 5 пункта 10 Приложения № 1 к Документации установлено, что участник закупки должен предоставить выписку из реестра членов соответствующей СРО, в которой отражаются сведения о наличии у участника закупки права выполнять работы по договору подряда на выполнение инженерных изыскании, подготовку проектной документации, соответствующие уровню ответственности члена саморегулируемой организации с обязательствами, не ниже представленной в коммерческом предложении цены работ по выполнению инженерных изысканий и проектированию, заключаемому конкурентным способом и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесён взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. Дата выписки не должна превышать одного месяца на дату подачи заявки Участника закупки.

При этом в силу статьи 55.3 ГрК РФ саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.

Таким образом, Заказчиком установлено требование о членстве участника в нескольких СРО – по выполнению инженерных изысканий, по подготовке проектной документации.

Согласно части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

В силу части 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Из изложенного следует, что Техническим заданием предусмотрено несколько видов работ: по подготовке проектной документации, а также по выполнению инженерных изысканий, каждый из которых предполагает у участника наличие специальной правоспособности – членства в СРО. В этой связи, установление указанных требований Документации влечет невозможность участия в такой закупке участника, не обладающего правом выполнения части работ, предусмотренных техническим заданием (либо по подготовке проектной документации, либо по выполнению инженерных изысканий) (аналогичные выводы отражены в Решении ФАС России от 13.07.2020 № 223ФЗ-550/20, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2021 № Ф05-14360/2021 по делу № А40-131675/2020).

Комиссия также отмечает, что согласно пункту 3.1.1 Документации участвовать в закупке может юридическое / физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или несколько юридических / физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, из числа лиц, указанных в пункте 1.2.6.

Пунктом 3.2.7 Документации установлено, что не подлежащие суммированию показатели, в том числе показатели, относящиеся к качественным характеристикам требуемого опыта работы, а также наличие специальных допусков, лицензий, членства в саморегулируемых организациях, других разрешительных документов (при установлении соответствующих требований в подразделе 10.2), должны быть в наличии у членов коллективного участника, которым в соответствии с Планом распределения объемов поставки продукции внутри коллективного участника будет поручена непосредственная поставка продукции, требующая наличия указанных опыта работы, а также специальных допусков, лицензий, разрешительных документов, членства в саморегулируемых организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации (с уровнем ответственности пропорционально порученному объему поставки продукции) и других показателей, не подлежащих суммированию.

Однако, Комиссия обращает внимание, что допустимость предоставления подтверждающих документов только членами коллективного участника, на которых будет возложена обязанность по выполнению соответствующих работ (либо по подготовке проектной документации, либо по выполнению инженерных изысканий) установлена только в отношении требований, установленных в подразделе 10.2 Документации, а спорное требование закреплено в Подпункте 5 пункта 10 Приложения № 1 к Документации, что не позволяет сделать вывод о том, что указанное требование не распространяется на всех членов коллективного участника.

При этом, пункт 4.9.6 Документации устанавливает, что несоответствие участника (в том числе коллективного участника) и/или заявленных субподрядчиков (соисполнителей) предъявленным требованиям является основанием для отклонения поданной заявки.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установление спорного требования противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Динамикс Групп» (вх. № 018835), на действия АО «БСЗ» (ИНН: 5911013780), Закупочной комиссии АО «БСЗ» при организации и проведении конкурентного отбора на выполнение комплекса проектно-изыскательских работ по строительству объекта: "Отделение фильтрации дистиллерной жидкости" (извещение № 32110782823, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Установить в действиях АО «БСЗ», Закупочной комиссии АО «БСЗ» нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать АО «БСЗ», Закупочной комиссии АО «БСЗ» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.  

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                 <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

 

                                                                                                                                        <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...> (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны