Решение б/н дело № 059/01/17-1233/2019, возбужденное по признакам наруше... от 23 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-1233/2019

 

« 23 » июня 2020 года                                                                                                             г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена « 19 » июня 2020 года

В полном объеме решение изготовлено « 23 » июня 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии до перерыва представителей:

МАУ «СШОР «Орленок» - <...> (по доверенности);

Контрольно-счетной палаты города Перми – <...> (по доверенности),

рассмотрев дело № 059/01/17-1233/2019, возбужденное по признакам нарушения МАУ «СШОР «Орленок» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в выборе способа закупки у единственного поставщика при отсутствии на то законных оснований и тем самым создании преимущественных условий для деятельности хозяйствующим субъектам, что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) из Контрольно-счетной палаты города Перми поступили материалы о проведении проверки на соответствие антимонопольному законодательству действий (бездействия) муниципального автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Орленок» г. Перми (далее также – МАУ «СШОР «Орленок», Учреждение) при проведении закупок у единственного поставщика, в частности указано на искусственное дробление проведенных Учреждением закупок, составляющих один предмет.

По итогам рассмотрения материалов заявления в действиях Учреждения были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые проявились в выборе способа закупки у единственного поставщика при отсутствии на то законных оснований и тем самым создании преимущественных условий для деятельности указанным хозяйствующим субъектам, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке оказания услуг на территории Пермского края.

На основании приказа от 02.12.2019 № 465-п, Пермским УФАС России в отношении Учреждения возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела от Учреждения были представлены письменные, из содержания которых следует, что нарушение антимонопольного законодательства в его действиях отсутствует; все закупки проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства и Положения о закупках Учреждения; при заключении договоров с единственным поставщиком Учреждением направлялись запросы коммерческих предложений; заключение договоров проводилось с различными организациями по секторам маршрута марафона. Кроме того, представителем Учреждения было указано на невозможность проведения конкурентной процедуры ввиду сжатых сроков.

После принятия Комиссией антимонопольного органа в соответствии со ст. 48.1 Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела от 27.05.2020 и направления его сторонам, МАУ «СШОР «Орленок» была представлена позиция о согласии с выводами, изложенными в заключении, просьба учесть сжатые сроки проведения закупочных процедур . Представитель Контрольно-счетной палаты города Перми устно пояснил, что полностью поддерживает обстоятельства, изложенные в заключении.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п. 4. Постановлением Администрации г. Перми от 16.02.2018 №86 «О подготовке и проведении спортивно-массового мероприятия «Пермский международный марафон» организаторами массового спортивного мероприятия «Пермский международный марафон» являлись комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми, муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Орленок» г. Перми. Пунктом 5 указанного постановления на организаторов массового спортивного мероприятия «Пермский международный марафон» была возложена обязанность обеспечить выполнение Постановления Администрации г. Перми от 06.12.2017 N 1098 «О мерах при проведении на территории города Перми мероприятий с массовым пребыванием людей».

В соответствии с п. 1 Постановления Администрации г. Перми от 06.12.2017 №1098 функциональным и территориальным органам администрации города Перми, муниципальным учреждениям, подведомственным им, а также муниципальным учреждениям, подведомственным администрации города Перми, при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей на территории города Перми необходимо руководствоваться Положением о проведении мероприятий с массовым пребыванием людей на территории Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 20 июня 2017 г. N 546-п «О мерах при проведении на территории Пермского края мероприятий с массовым пребыванием людей». Согласно п. 1.9 указанного Положения о проведении мероприятий с массовым пребыванием людей на территории Пермского края организаторы мероприятий несут ответственность за создание необходимых условий для личной безопасности участников и зрителей мероприятий, соблюдение требований действующего законодательства и настоящего Положения

Для обеспечения поддержания общественного порядка и сохранности имущества, во время проведения «Пермского международного марафона» в 2018 году МАУ «СШОР «Орленок» были заключены следующие договоры посредством проведения закупок у единственного поставщика, а именно:

1) с ООО «Частная охранное организация «Алькор» заключены договоры № 03/44-179, 03/44-180, 03/44-181 от 6 августа 2018 года. Предметом договоров являлось обеспечение поддержания общественного порядка и сохранности имущества, во время проведения «Пермского международного марафона» МАУ «СШОР «Орленок». Общая сумма договоров составила 299 280 рублей;

2) с ООО «Частная охранное организация «Борей» заключены договоры № 03/44-182, № 03/44-183, № 03/44-184, 03/44-185, 03/44-186 от 6 августа 2018 года. Предметом договоров являлось обеспечение поддержания общественного порядка и сохранности имущества, во время проведения «Пермского международного марафона» МАУ «СШОР «Орленок». Общая сумма договоров составила 439 980 рублей;

3) с ООО «Частная охранное организация «Заря» заключены договоры №03/44-176, №03/44-177, № 03/44-178 от 6 августа 2018 года. Предметом договоров являлось обеспечение поддержания общественного порядка и сохранности имущества, во время проведения «Пермского международного марафона» МАУ «СШОР «Орленок». Общая сумма договоров составила 299 280 рублей;

4) с ООО «Цербер» заключены договоры № 03/44-172, № 03/44-173, № 03/44-174, № 03/44-175 от 6 августа 2018 года. Предметом договоров являлось обеспечение поддержания общественного порядка и сохранности имущества, во время проведения «Пермского международного марафона» МАУ «СШОР «Орленок». Общая сумма договоров составила 399 040 рублей.

Таким образом, общая сумма договоров, заключенных 6 августа 2018 года способом у единственного поставщика составила 1 436 880 рублей.

Общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей определенных данным законом юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (ч. 1 ст. 2 Закона о закупках).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке МАУ «СШОР «Орленок», утвержденное решением  наблюдательного совета от «28» июня 2018 г. (протокол № 5), на момент заключения спорных договоров являлось документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (далее – Положение о закупке в редакции от «28» июня 2018 г.).

Согласно пункту 28.2 Положения о закупке в редакции от «28» июня 2018 г. закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется, в том числе в случае, если такая закупка товара, работы или услуги не превышает четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика.

В соответствии с п. 3.5 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», идентичными признаются: товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться; работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

 Между тем, договоры на оказание услуг охраны и контролеров, заключенные между МАУ «СШОР «Орленок» и указанными хозяйствующими субъектами 6 августа 2018 года (цена каждого не превышает сумму 400 тысяч рублей), направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом – обеспечения поддержания общественного порядка и сохранности имущества, во время проведения «Пермского международного марафона», в связи с чем фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами.

В качестве подтверждения позиции о том, что МАУ «СШОР «Орленок» при заключении договоров в целях обеспечения поддержания общественного порядка и сохранности имущества во время проведения «Пермского международного марафона» в 2018 году преследовал единую цель, свидетельствуют действия  МАУ «СШОР «Орленок» при закупке в 2019 году аналогичных услуг. В частности Комиссией Пермского УФАС России при рассмотрении дела было установлено, что при организации и проведении массового спортивного мероприятия «Пермский международный марафон» в 2019 году МАУ «СШОР «Орленок» был проведен открытый конкурс (извещение № 31908107996 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru). Согласно извещению и конкурсной документации предметом закупки являлось оказание услуг охраны и контролеров, в рамках организации и проведения спортивно-массового мероприятия «Пермский международный марафон» в том числе:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с техническим зданием Общее количество оказываемых услуг охраны и контролеров на территории Объектов в период с 06.09.2019г. по 08.09.2019г. составляет 8 250 чел/час. При этом график обеспечения услуг охраны и контролеров в 2019 году выглядел следующим образом:

 

Дата

Время

Сотрудник охраны/

контролер

Кол-во чел.

 

Кол-во час.

 

Итого

Чел/час

06.09.2019г.

23.00 – 07:00

Сотрудник охраны

5

8

40

07.09.2019г.

07.00 – 21.00

Сотрудник охраны

контролер

40

40

14

14

560

560

07.09.2019г.

12.00 – 16.00

Сотрудник охраны

10

4

40

07.09.2019г.

21.00 – 07.00

Сотрудник охраны

5

10

50

08.09.2019г.

07.00 – 17.00

Сотрудник охраны

контролер

350

350

10

10

3500

3500

 

 

ИТОГО (чел/час):

сотрудник охраны

контролер

8 250

4 190

4 060

 

При анализе в совокупности договоров на обеспечение поддержания общественного порядка и сохранности имущества, заключенных 06.08.2018 с ООО «Частная охранное организация «Алькор», ООО «Частная охранное организация «Борей», ООО «Частная охранное организация «Заря», ООО «Цербер», а также договора на обеспечение поддержания общественного порядка и сохранности имущества, заключенного 07.09.2018 с ООО «Цербер», можно сделать вывод, что график обеспечения услуг охраны и контролеров в 2018 году выглядел следующим образом:

 

Дата и время

Сотрудник охраны/

контролер

Кол-во чел.

 

Кол-во час.

 

Итого

Чел/час

07.09.2018 с 23:00 до 01:00 08.09.2018

Сотрудник охраны

2

2

4

07.09.2018 с 22:00 до 08:00 08.09.2018

Сотрудник охраны

3

10

30

08.09.2018 с 06:00 до 09:00

Сотрудник охраны

2

3

6

08.09.2018 с 09:00 до 20:00

Сотрудник охраны

2

11

22

08.09.2018 с 09:00 до 23:00

Сотрудник охраны

1

14

14

08.09.2018 с 08:00 до 20:00

Сотрудник охраны

контролер

38

38

12

12

456

456

08.09.2018 с 08:00 до 16:00

Сотрудник охраны

контролер

19

19

8

8

152

152

08.09.2018 с 20:00 до 08:00 09.09.2018

Сотрудник охраны

10

12

120

08.09.2018 с 23:00 до 01:00 09.09.2018

Сотрудник охраны

1

2

2

08.09.2018 с 23:00 до 07:00 09.09.2018

Сотрудник охраны

2

8

16

09.09.2018 с 05:00 до 07:00

Сотрудник охраны

1

2

2

09.09.2018 с 07:00 до 16:00

Сотрудник охраны

2

9

18

09.09.2018 с 07:00 до 14:00

Сотрудник охраны

2

7

14

09.09.2018 с 08:00 до 16:00

Сотрудник охраны

контролер

331

331

8

8

2648

2648

 

ИТОГО (чел/час):

сотрудник охраны

контролер

6760

3504

3256

 

Таким образом, нужда МАУ «СШОР «Орленок» при обеспечении поддержания общественного порядка и сохранности имущества, во время проведения «Пермского международного марафона» в 2018 году и в 2019 году имело однородную цель заключения договора, потребность в количестве сотрудников охраны и контролеров носит сопостовимый характер. При этом в 2019 году Учреждение смогло провести единую закупку конкурентным способом, что также свидетельствует об искусственном раздроблении в 2018 году сделки и оформлении ее несколькими самостоятельными договорами.

В ходе анализа конкурсной документации по закупке № 31908107996 было также установлено, что согласно разделу III документации участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки. Таким образом, в указанной закупке предусмотрена возможность подачи коллективной заявки, что позволило бы участвовать организациям, привлеченным в 2018 году для обеспечения поддержания общественного порядка и сохранности имущества во время проведения «Пермского международного марафона», в закупке, проводимой конкурентным способом, даже при отсутствии в штате необходимого количество сотрудников. Данный тезис также подтверждает информация, предоставленная ООО «Цербер», с которым по итогам закупки № 31908107996 в 2019 году был заключен единый договор на оказание услуг охраны и контролеров. По запросу Пермского УФАС России ООО «Цербер» сообщил, что при оказании услуг в 2019 году в качестве контролеров обществом были привлечены иные граждане Российской Федерации, соответствующие требованиям договора.

Относительно довода Учреждения о том, что заключение договоров проводилось с различными организациями по секторам маршрута марафона, Пермское УФАС России отмечает, что указанные сектора были также раздроблены. Согласно договорам, заключенным МАУ «СШОР «Орленок» с ООО «Частная охранное организация «Алькор», ООО «Частная охранное организация «Борей», ООО «Частная охранное организация «Заря», ООО «Цербер», поддержание общественного порядка и сохранности имущества осуществлялось на следующих территориях:

Контрагент

№ договора

Место (сектор)

ООО ЧОО Алькор

03-44/180 от 06.08.2018

ул. Ленина от «Театра-Театра» до ул. Попова

03-44/179 от 06.08.2018

ул. Ленина от ул. Попова до ул. Комсомольский проспект

03-44/181 от 06.08.2018

ул. Комсомольский проспект от ул. Ленина до ул. Пушкина

ООО ЧОО Борей

03-44/208 от 07.09.2018

Площадь возле «Театра-Театра» по ул. Борчанинова, ул. Ленина

03-44/184 от 06.08.2018

Площадь возле «Театра-Театра»

Ул. Сибирская от ул. Пушкина до ул. Ленина

03-44/185 от 06.08.2018

Площадь возле «Театра-Театра» по ул. Петропавловская

03-44/186 от 06.08.2018

Площадь возле «Театра-Театра» по ул. Борчанинова, ул. Ленина

03-44/182 от 06.08.2018

Площадь возле «Театра-Театра» по ул. Борчанинова, ул. Ленина

03-44/182 от 06.08.2018

ул. Ленина от ул. Сибирская до ул. Комсомольский проспект

03-44/183 от 06.08.2018

Площадь возле «Театра-Театра» по ул. Петропавловская

Ул. Сибирская от ул. Пушкина до ул. Ленина

ООО ЧОО Заря

03-44/178 от 06.08.2018

ул. Комсомольский проспект от ул. Пушкина до ул. Революции

03-44/177 от 06.08.2018

ул. Комсомольский проспект от ул. Революции до ул. Глеба Успенского

03-44/176 от 06.08.2018

ул. Комсомольский проспект от ул. Глеба Успенского до ул. Полины Осипенко

ООО Цербер

03-44/175 от 06.08.2018

Ул. Сибирская от ул. Глеба Успенского до ул. Революции

03-44/174 от 06.08.2018

Ул. Сибирская от ул. Полины Осипенко до ул. Глеба Успенского

03-44/173 от 06.08.2018

Ул. Сибирская от ул. Полины Осипенко до ул. Глеба Успенского

03-44/172 от 06.08.2018

ул. Полины Осипенко от ул. Комсомольский проспект до ул. Сибирская

 

Договоры, заключенные с ООО Частная охранное организация «Алькор», АО сути заключены для охраны следующих друг за другом секторов. Аналогичная ситуация сложилась с договорами, заключенными с ООО «Цербер», ООО «Частная охранное организация «Заря», ООО «Частная охранное организация «Борей». Данный факт свидетельствует о намерении Учреждения скрыть единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами, не только за разными контрагентами, но также за разными периметрами охраны.

Довод МАУ «СШОР «Орленок» о невозможности проведения конкурентной процедуры из-за поздних сроков утверждения трассы марафона также несостоятелен. В ходе анализа протоколов заседания организационного комитета по подготовке к проведению спортивно-массового мероприятия «Пермский международный марафон» Комиссией Пермского УФАС России было установлено, что спорные договоры были заключены 06.08.2018. При этом схема организации периметра охраны была утверждена только 24.08.2018 протоколом № 3 заседания организационного комитета по подготовке к проведению спортивно-массового мероприятия «Пермский международный марафон». Следовательно, на момент заключения спорных договоров как таковая схема организации периметра охраны трассы марафона отсутствовала. Отсутствие утвержденной схемы на момент заключения спорных договоров не может служить обоснованием необходимости дробления договоров по секторам.

 Кроме того согласно п. 2.1 протокола № 2 заседания организационного комитета по подготовке к проведению спортивно-массового мероприятия «Пермский международный марафон» от 06.04.2018 было согласовано финансирование на обеспечение безопасности проведения марафона (охрана общественного порядка, установка дорожных знаков, мателлорамок и металлических ограждений). Можно сделать вывод о том, что при согласовании финансирования был известен объем необходимых услуг, а значит у МАУ «СШОР «Орленок» была реальная возможность проведения конкурентной процедуры.

Довод Учреждения о направлении запросов коммерческих предложений также не нашел подтверждения в материалах дела. МАУ «СШОР «Орленок» были представлены лишь предложения о цене ООО «Частная охранное организация «Алькор», ООО «Частная охранное организация «Борей», ООО «Частная охранное организация «Заря», ООО «Цербер», а также служебная записка специалиста по связям с общественностью М.В. Тарасовой, в которой в качестве критериев отбора организаций были выделены: наличие действующей лицензии, наличие необходимого количества сотрудников охраны, наличие радиосвязи. Таким образом, невозможно сделать однозначный вывод о заключении договоров по конкурентной цене.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что общая стоимость оспариваемых договоров превышает предельно допустимый размер закупки у единственного поставщика, Пермское УФАС России усматривает в указанных действиях Учреждения признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Перечень антимонопольных запретов, установленных в ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим и распространяется на любые торги, в том числе необязательные в соответствии с законодательством РФ. По смыслу названной статьи, недопустимыми являются любые действия (бездействие) организатора торгов, результатом которых стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение соперничества хозяйствующих субъектов.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве лиц, за право заключения договора на оказание услуг охраны и контролеров.

Проанализировав предмет и содержание вышеперечисленных договоров на оказание услуг охраны и контролеров, заключенных между МАУ «СШОР «Орленок» и ООО «Частная охранное организация «Алькор», ООО «Частная охранное организация «Борей», ООО «Частная охранное организация «Заря», ООО «Цербер» 6 августа 2018 года (цена каждого не превышает сумму 400 тысяч рублей), Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что данные договоры направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом – обеспечения поддержания общественного порядка и сохранности имущества, во время проведения «Пермского международного марафона», в связи с чем фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами. Объективных условий, препятствовавших Учреждению провести одну закупочную процедуру в конкурентной форме вместо нескольких процедур в неконкурентной форме, ввиду причин технологического, экономического или иного характера, не обнаруживается.

Доводы Учреждения, изложенные в ходе рассмотрения дела, рассмотрены и учтены. Убедительных доказательств того, что заключенные договоры направлены на достижение различных хозяйственных целей и имеют разный интерес, не представлено.

Анализ состояния конкуренции за период, определенный с 06.08.2017 по 06.08.2018 показал, что предметом торгов является заключение договора на оказание услуг охраны и контролеров в рамках организации и проведения спортивно-массового мероприятия. Согласно открытым сведениям, предоставляемым Центром лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Пермскому краю, на территории Пермского края порядка восьмидесяти организаций имеют лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а значит проведение конкурентной процедуры в рассматриваемом случае могло привести к участию в такой закупке большего числа участников и установлению более низкой цены.

Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции не установлено.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства. Комиссия антимонопольного органа полагает необходимым выдать МАУ «СШОР «Орленок» предписание об устранении причин и условий допущенного нарушения путем принятия мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, ответственным за проведение торгов, о необходимости неукоснительного соблюдения требований антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

 

2. Признать в действиях (бездействии) МАУ «СШОР «Орленок» нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении порядка определении победителя, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке оказания услуг на территории Пермского края.

 

3. Выдать МАУ «СШОР «Орленок» предписание об устранении причин и условий допущенного нарушения путем принятия мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, ответственным за проведение торгов, о необходимости неукоснительного соблюдения требований антимонопольного законодательства.

 

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

5. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны