Акт внеплановой камеральной проверки №35 Акт проверки Министерства тарифного регулирования и энергети... от 9 февраля 2024 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Пермь                                                                                                  « 09 » февраля 2024 года

Проверка проведена на основании приказа Пермского УФАС России от 21.12.2023 №111/23

Продолжительность проверки: с «15» января 2024 года по «09» февраля 2024 года, общая продолжительность проверки - 20 рабочих дней.

Контролируемое лицо: Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН/КПП 5902184588/590201001, адрес и место нахождения: 614015, Пермский край, г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 14, офис 402).

С копией приказа о проведении проверки ознакомлено: 10.01.2024 г.

Лица, проводившие проверку:

Руководитель Инспекции: <...>, заместитель руководителя Пермского УФАС России,

Члены Инспекции:

<...>, начальник отдела контроля монополистической деятельности Пермского УФАС России,

<...>, заместитель начальника отдела контроля

монополистической деятельности Пермского УФАС России,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности Пермского УФАС России.

При проведении внеплановой проверки совершены следующие контрольные (надзорные) действия: истребование документов.

В ходе проведения проверки Инспекцией Пермского УФАС России выявлено следующее.

Для потребителей Публичного акционерного общества «Т Плюс» (ПАО «Т Плюс», ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946; юридический адрес: 143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория Бизнес-Центр Рига-Ленд, д. 3) в лице филиала «Пермский» ПАО «Т Плюс» на территории Лысьвенского городского округа на 2024 год постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 06.12.2023 № 228-т «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 08.08.2022 № 19-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Публичного акционерного общества «Т Плюс», филиал «Пермский» (Лысьвенский городской округ)» установлены следующие тарифы на тепловую энергию: с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 2 046,51 руб./Гкал (без НДС), 2 455,81 руб./Гкал (с НДС); с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 2 255,25 руб./Гкал (без НДС), 2 706,30 руб./Гкал (с НДС).

Тарифы в сфере теплоснабжения в отношении филиала «Пермский» ПАО «Т Плюс» установлены Министерством с применением метода индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг., 2022 год является базовым (первым) годом очередного долгосрочного периода регулирования.

Необходимая валовая выручка, учтенная органом регулирования при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении филиала «Пермский» ПАО «Т Плюс» на 2024 год, составляет <...> тыс. руб. (без НДС).

Инспекцией Пермского УФАС России были проанализированы следующие документы органа регулирования, представленные в ходе проверки:

- постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 06.12.2023 № 228-т «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 08.08.2022 № 19-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Публичного акционерного общества «Т Плюс», филиал «Пермский» (Лысьвенский городской округ)»;

- протокол заседания правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 06.12.2023 (далее – протокол);

- экспертное заключение по результатам экспертизы предложений об установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию, отпускаемую филиалом «Пермский» ПАО «Т Плюс» на 2024 год (далее – экспертное заключение);

- концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и централизованной системы горячего водоснабжения г. Лысьва N 7U00-FA036/05-013/0003-2022 от 17.06.2022;

- договоры поставки газа ПАО «Т Плюс» с ООО «НОВАТЭК»;

- паспорта качества газа, расчет калорийности газа;

- реестр счетов-фактур по приобретенному топливу филиалом «Пермский» ПАО «Т Плюс»;

- иные документы и материалы,

и установлено следующее.

I. Тарифы на услуги в сфере теплоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Постановлением Правительства Российской Федерации 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, (далее – Правила регулирования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 29 Правил регулирования экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).

Также в соответствии с подпунктом «л» пункта 32 Правил регулирования протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее – протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Так, расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение), на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа).

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ (утверждается на 1-е полугодие планового года, на 2-е полугодие индексируется в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации), ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

Согласно п. 1.1.2 раздела IX экспертного заключения цена природного газа рассчитана регулятором в размере <...> руб./тыс. м3. В обосновании указано, что цена природного газа с учетом его транспортировки определена в соответствии с приказами ФАС России от 16.11.2022 N 820/22 и от 12.07.2023 N 456/23, приказом ФАС России от 31.10.2022 N 775/22, приказом ФАС России от 13.10.2022 N 741/22, постановлением МТРиЭ ПК от 29.12.2022 № 7-г, с применением прогнозных индексов Минэкономразвития РФ.

Подробный расчет составляющих полученной величины цены природного газа в обосновании не приведен. Основания, по которым отклонен расчет, предложенный регулируемой организацией, в протоколе не указаны.

Следует отметить, что приказ ФАС России от 16.11.2022 N 820/22 утратил силу с 01 декабря 2023 года в связи с изданием Приказа ФАС России от 28.11.2023 N 907/23.

Приказ ФАС России от 12.07.2023 N 456/23 должен был вступить в силу с 01 июля 2024 года, однако фактически не действовал в связи с его отменой Приказом ФАС России от 28.11.2023 N 907/23, вступившим в силу с 01 декабря 2023 года.

Поскольку тарифное решение было принято Министерством 06.12.2023 г., на указанную дату положения приказов ФАС России от 16.11.2022 N 820/22, от 12.07.2023 N456/23 не подлежали применению для расчета цены на природный газ.

Таким образом, расчет цены природного газа осуществлен с нарушением п. 28 Основ ценообразования, а также п.п. «а» п. 29, п.п. «л» п. 32 Правил регулирования.

II. Теплоснабжающие организации ПМУП «ГКТХ» и ПАО «Т Плюс» филиал «Пермский» действуют также на территории г. Перми, г. Березники, Краснокамского городского округа, Чайковского городского округа Пермского края.

В соответствии со ст. 23.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ценовых зонах не подлежат государственному регулированию в том числе цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, цены на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Инспекция Пермского УФАС России отмечает, что к ценовой зоне теплоснабжения были отнесены территории следующих муниципальных образований Пермского края:

1) город Пермь (распоряжение Правительства РФ от 17.06.2021 N 1631-р),

2) город Березники (распоряжение Правительства РФ от 08.12.2023 N 3526-р),

3) Краснокамский городской округ (распоряжение Правительства РФ от 06.04.2023 N 830-р),

4) Чайковский городской округ (распоряжение Правительства РФ от 02.11.2021 N3126-р).

Таким образом, в указанных муниципальных образованиях государственное регулирование тарифов отсутствует, что исключает проведение проверки в отношении цен (тарифов), применяемых там ПМУП «ГКТХ» и ПАО «Т Плюс» филиал «Пермский».

Результаты проверки:

В действиях Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края усматриваются признаки нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно: п. 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, а также п.п. «а» п. 29, п.п. «л» п. 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ 22.10.2012 № 1075, в части рассчитанной цены на природный газ при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Т Плюс» филиал «Пермский» (Лысьвенский городской округ)».

Прилагаемые документы:

- постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 06.12.2023 № 228-т «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 08.08.2022 № 19-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Публичного акционерного общества «Т Плюс», филиал «Пермский» (Лысьвенский городской округ)»;

- протокол заседания правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 06.12.2023 (далее – протокол);

- экспертное заключение по результатам экспертизы предложений об установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию, отпускаемую филиалом «Пермский» ПАО «Т Плюс» на 2024 год (далее – экспертное заключение);

- иные документы и материалы.

Подписи лиц, проводивших проверку:

Руководитель инспекции:

<...>    

Члены инспекции:

<...>

Связанные организации

Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574