Решение б/н Решение от 9 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                                  

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

 09.04.2020 г. № 04754-20 

         

На №  __________  от  ________________

 

ИП Артемов И.А.

614012, г . Пермь. ул. Норильская, 11-130

<...>

 

АО «Гознак»

617060, г. Краснокамск, улица Школьная, 13

Kovalenko_M_N@goznak.ru

 

Закупочная комиссия АО «Гознак»

617060, г. Краснокамск, улица Школьная, 13

Kovalenko_M_N@goznak.ru

 

Электронная торговая площадка

ООО «Фабрикант.ру»

info@fabrikant.ru

 

Дело № 059/07/3-346/2020

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ИП Артемов И.А. (вх. № 004204)

 

«09» апреля 2020 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев  жалобу ИП Артемов И.А. (ИНН: 590500459040) (вх. № 004204) (далее – заявитель) на действия АО «Гознак» (ИНН: 7813252159), Закупочной комиссии АО «Гознак»  (далее – организатор торгов) при организации и проведении прямого поиска поставщиков на выполнение годового комплекса мероприятий по дератизации, дезинсекции и акаризации (извещение № 2650836, опубликовано на сайте электронной торговой площадки ООО «Фабрикант.ру» - www.fabrikant.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.03.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на наличие в Извещении и документации по проведению прямого поиска в п.2.7 неправомерного требования, относительно лицензии на осуществлении медицинской деятельности.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Гознак» (далее – Положение) и Извещением и документацией по проведению прямого поиска (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 10.03.2020 г., дата окончания приема заявок - 17.03.2020 г., дата подведения итогов - 20.03.2020 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Пунктом 27.1 Положения предусмотрено, что Прямой поиск – неконкурентный способ Закупки, не являющийся формой проведения торгов. Заявку на участие в прямом поиске может подать любое лицо. Наилучшим предложением Участника признается то, которое содержит лучшие условия исполнения Договора (Договоров) в соответствии с критериями и порядком Закупки (оценки и сопоставления Заявок), которые установлены Документацией о проведении Прямого поиска на основании настоящего Положения.

Так, пункт 2 раздела 2 Документации устанавливает требования к содержанию заявки. Так, в состав заявки входят:

– Фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица), номер контактного телефона;

– Выписку из единого государственного реестра юридических лиц или заверенную Участником копию такой выписки, полученную не ранее чем за месяц до дня размещения на Официальном сайте извещения о проведении закупки (для юридических лиц);

– Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или заверенную Участником копию такой выписки, полученную не ранее чем за месяц до дня размещения на Официальном сайте извещения о проведении закупки (для индивидуальных предпринимателей);

– Копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), согласие на обработку персональных данных.

– Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Участника закупки-юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Участника закупки без доверенности). В случае, если от имени Участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени Участника закупки, оформленную в установленном законодательством порядке и подписанную руководителем Участника закупки (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем Участника закупки, заявка на участие в закупке должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

– Заверенные Участником копии учредительных документов Участника закупки (для юридических лиц) в действующей редакции и содержащие отметку налогового органа о государственной регистрации таких документов;

– Документы, подтверждающие соответствие Участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в закупке в соответствии закупочной документацией, Копию лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории Пермского края;

– Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках Продукции и иные предложения об условиях исполнения договора, необходимо предоставить в соответствии с формой  Приложений 3/1 и 3/2.

– Декларацию о принадлежности участника к субъектам малого и среднего предпринимательства (для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей или вновь созданных юридических лиц (по форме согласно приложению к закупочной документации) или сведения из единого реестра субъектов малого предпринимательства.

В жалобе Заявитель указал, что считает требование о копии лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории Пермского края незаконным, поскольку услуги по дезинфектологии (дератизации, дезинсекции и акаризации) подлежат лицензированию лишь в тех случаях, когда они оказываются в рамках оказания медицинской помощи, что не имеет отношения к спорным торгам.

В силу п. 7.3 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.12.2012 № 1040н выдача лицензий на медицинскую деятельность осуществляется территориальными органами Росздравнадзора.

В связи с этим, Пермским УФАС России был сделан запрос в Территориальный орган росздравнадзора по Пермскому краю (исх. № 04126-20 от 27.03.2020 г.) о необходимости участникам спорной закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности.

01.04.2020 г. в адрес Пермского УФАС России поступил ответ (исх. №02/13-968) в котором было указано следующее.

Необходимость лицензирования отдельных видов деятельности закреплена в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с п.п. 46 п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании, в том числе санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.

Как следует из указанного постановления Правительства № 291, работы (услуги) по специальности «Дезинфектология», оказываемые в рамках медицинской помощи, являются лицензируемыми работами (услугами).

Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Определением Верховного суда РФ от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344 установлено, что поскольку дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

Также данным Определением Верховного суда РФ установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и, следовательно, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию. Схожа позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073 по делу № А60-27966/2016.

Учитывая изложенное довод о наличии в Извещении и документации неправомерного требования о копии лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории Пермского края является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Артемов И.А. (ИНН: 590500459040) (вх. № 004204) на действия АО «Гознак» (ИНН: 7813252159), Закупочной комиссии АО «Гознак»  при организации и проведении прямого поиска поставщиков на выполнение годового комплекса мероприятий по дератизации, дезинсекции и акаризации (извещение № 2650836, опубликовано на сайте электронной торговой площадки ООО «Фабрикант.ру» - www.fabrikant.ru), необоснованной;
  2. Предписание не выдавать.

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                 <...>

 

 

                                                                                                                                 <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны