Решение б/н По жалобе ООО «Остек студио» (вх. 018294), АО «Ассоциация на... от 23 января 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ по жалобам ООО «Остек студио» (вх. 018294),
АО «Ассоциация научно-технического сотрудничества «Тестрон» (вх. № 018295)
« 23 » января 2019 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Костюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,
при участии представителей: АО «ОДК-Авиадвигатель» - <…> (по доверенности от 03.07.2018), <…> (по доверенности от 02.01.2019), <…> (по доверенности от 20.12.2017); АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» - <…> (по доверенности от 12.11.2018), <…> (по доверенности от 21.08.2018); в отсутствие представителей АО «Ассоциация научно-технического сотрудничества «Тестрон» и ООО «Остек студио», извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобы ООО «Остек студио» (вх. 018294), АО «Ассоциация научно-технического сотрудничества «Тестрон» (вх. № 018295) на действия АО «ОДК-Авиадвигатель», закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» (далее – организатор торгов, закупочная комиссия) при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на заключения договора на поставку, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию системы цифрового рентгенографического контроля, а также инструктаж персонала работе на оборудовании (извещение № 31807237647 опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС),
УСТАНОВИЛА:
27.12.2018г. в Пермское УФАС России поступила жалобы ООО «Остек студио», АО «Ассоциация научно-технического сотрудничества «Тестрон» на действия АО «ОДК-Авиадвигатель», закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» при организации и проведении указанной закупки в форме конкурса. В своих жалобах заявители указали на то, что установленные заказчиком технические требования к поставляемому оборудованию соответствуют только одному рентгеновскому детектору General Electric DXR500L; критерий оценки в части опыта поставки и ввода в эксплуатацию рентгеновских аппаратов является невыполнимым; отсутствует ссылка на применяемый размер ставки НДС; просят признать жалобы обоснованными, выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
От АО «ОДК-Авиадвигатель» представлены письменные пояснения, в которых указано на необоснованность доводов жалоб.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ лицам, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Согласно ч.ч 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
03.12.2018г. АО «ОДК-Авиадвигатель» в ЕИС было опубликовано извещение 31807237647 и документация о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на заключения договора на поставку, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию системы цифрового рентгенографического контроля, а также инструктаж персонала работе на оборудовании. Сообщение о данной закупке № 1701-2018-00990 также опубликовано на сайте электронной торговой площадки ЭТП www.etprf.ru.
Согласно п. 10 информационной карты документации о закупке начальная (максимальная) цена указана в сумме 38 203 200,00 (Тридцать восемь миллионов двести три тысячи двести) рублей 00 копеек, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.
Разделом 9 документации о закупке установлены требования к поставляемой продукции, в т.ч. технические характеристики.
Рассмотрев представленные документы о проведении закупки, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что доводы жалобы заявителя не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Из смысла норм Закона о закупках следует, что требования к участникам закупки и закупаемым товарам определяются потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применены в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товарам.
Предъявляемые заказчиком требования к поставке товаров с определенными техническими и качественными характеристиками не может свидетельствовать о том, что лицо, подающее заявку на участие в закупочной процедуре, будет ограничено в праве претендовать на заключение договора. Экономическая возможность осуществления поставки того или иного товара в условиях свободного обращения товаров на рынке предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с определенными техническими и качественными характеристиками, не приводит к нарушению заказчиком прав этих лиц, а также к ограничению заказчиком числа участников закупки.
Так, рассматриваемая документация о закупке содержит необходимые технические и качественные характеристики предмета закупки, требуемые в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках. При этом, требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам заказчик в документации о закупке не обозначил, чем учел требования ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках. Следовательно, оснований считать, что заказчиком были нарушены положения Закона о закупках, не имеется.
В части довода о том, что критерий оценки опыта поставки и ввода в эксплуатацию рентгеновских аппаратов является невыполнимым, отмечается, что система цифрового рентгеновского контроля включает в себя рентгеновские аппараты, и документацией о закупке не запрещено в качестве подтверждения данного критерия предоставлять договоры на поставку систем цифрового рентгеновского контроля, в составе которых присутствуют рентгеновские аппараты.
По доводу на отсутствие ссылки на применяемый размер ставки НДС отмечается, что соответствующие положения документацией о закупке предусмотрены в п. 10 информационной карты.
При названных обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях организатора закупки нарушений при проведении закупки. Оснований для признания жалоб обоснованной не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО ООО «Остек студио» (вх. 018294), АО «Ассоциация научно-технического сотрудничества «Тестрон» (вх. № 018295) необоснованными.
Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.