Решение (комиссия) №6477/24 решение одк пм от 20 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Русэнерго» (вх. № 8269-ЭП/24)

 

«13» июня 2024 г. г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Пермского УФАС) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., Заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

при участии представителя АО «ОДК-Пермские моторы» <...> (по доверенности), представителя ООО «Русэнерго» <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу (вх. № 8269-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью «Русэнерго» (ИНН: 5908024358 ОГРН: 1025901613737) (далее – Заявитель, ООО «Русэнерго») на действия Акционерного общества «ОДК-Пермские моторы» (ИНН: 5904007312 ОГРН: 1025900893864) (далее – Заказчик, АО «ОДК-Пермские моторы»), Закупочной комиссии при организации и проведении закрытого конкурса в электронной форме одноэтапного без квалифицированного отбора на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции трансформаторной подстанции ТП-23 цеха № 14 корп. 1 (инв. № 170805) АО «ОДК-ПМ» (извещение № 32413515033 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.05.2024 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении закупки.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 5869/24 от 04.06.2024 г.), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

2. При проведении рассматриваемой закупки, заказчик руководствовался Положением Государственной корпорации «Ростех» № 1180147112 (далее – Положение), Извещением об проведении закрытого конкурса в электронной форме одноэтапного без квалифицированного отбора (далее - Извещение), Документацией о закупке (далее - Документация).

В соответствии с Извещением, Протоколами, составленными при определении поставщика:

Извещение о проведении закупки от 17.04.2024 г.

Дата начала срока подачи заявок – 17.04.2024 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 06.05.2024 г.

Дата переторжки – 17.05.2024 г.

Дата подведения итогов – 20.05.2024 г.

Доводы заявителя жалобы сводятся к нарушению порядка организации и проведения закупки, выразившемуся в отсутствии возможности улучшить ценовое предложение в рамках переторжки путем подачи окончательного предложения без НДС, что нарушило права и законные интересы Заявителя.

Заказчик представил в материалы дела необходимые документы, а также возражения, в которых указывает на отсутствие нарушения порядка проведения закупки.

Из анализа представленных в материалы дела документов Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

В силу пунктов 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена НДС.

В соответствии с Извещением, Документацией о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 58 624 261 (Пятьдесят восемь миллиона шестьсот двадцать четыре тысячи двести шестьдесят один) рубль 22 копейки, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

Согласно пункту 10.13.8 Положения, при определении порядка оценки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» заказчик, при условии возможности и экономической эффективности применения налогового вычета, вправе в извещении, документации о закупке предусмотреть порядок оценки заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС. Если заказчик не имеет права применять налоговый вычет НДС, а также в случаях, когда у заказчика отсутствует однозначная информация о наличии права применить налоговый вычет НДС, либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, то порядок оценки заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС не может быть установлен в извещении, документации о закупке и в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений должны использоваться цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством.

В соответствии с пп. 12.9.3-12.9.4 Положения о закупке установлено, что в случае, если в извещении, документации о закупке предусмотрен порядок оценки заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС, расчет рейтинга заявок по критерию оценки «Цена договора или цена за единицу продукции» осуществляется после приведения предложений участников закупки к единому базису оценки без учета НДС; договор с победителем закупки, являющимся плательщиком НДС, заключается по цене, предложенной им в заявке на участие в закупке с учетом суммы НДС.

В соответствии с пунктом 4.15.2 Документации переторжка проводится однократно при выполнении в совокупности следующих условий, если иное не предусмотрено в п. 28 информационной карты:

(1) по результатам рассмотрения заявок до дальнейшего участия в процедуре закупки допущено не менее 2 (двух) участников закупки;

(2) отклонение средней цены заявок участников закупки от размера НМЦ, установленной в извещении и п. 10 информационной карты, составляет менее 15% (пятнадцати процентов) от данной НМЦ. В переторжке имеют право участвовать все участники закупки, чьи заявки (как основные, так и альтернативные) не были отклонены по итогам рассмотрения заявок.

Согласно п. 4.15.4 Документации, в переторжке имеют право участвовать все участники закупки, чьи заявки (как основные, так и альтернативные) не были отклонены по итогам рассмотрения заявок. В переторжке может участвовать любое количество участников закупки из числа допущенных. Участник вправе не участвовать в переторжке, тогда его заявка остается действующей с ценой, указанной в составе заявки.

Согласно Документации, переторжка – специальная процедура, направленная на добровольное повышение участниками закупки предпочтительности ранее поданных ими заявок путем снижения первоначальной цены заявки, при условии сохранения всех остальных предложений, изложенных в заявке, без изменений.

Пунктом 4.15.6 Документации установлен исчерпывающий перечень случаев, когда предложения участника закупки в рамках переторжки не рассматриваются, а его заявка остается действующей с ранее объявленной ценой - если предложение направлено на увеличение первоначальной цены заявки.

Согласно пункту 4.15.7 Документации, в период с момента начала переторжки на ЗЭТП участник закупки, желающий повысить предпочтительность своей заявки, должен до установленного срока представить посредством функционала ЗЭТП обновленную цену заявки, подписанную ЭП уполномоченного лица участника закупки. Порядок снижения цены заявки определяется регламентом ЗЭТП, на которой проводится закупка, при этом участник закупки вправе снизить текущее минимальное предложение о цене договора (цене лота), на величину не менее 0,5% (половина процента) от текущего минимального предложения о цене договора (цене лота). Снижение цены заявки может осуществляться неограниченное количество раз до момента окончания переторжки. Т.е. в течение 3 часов.

Сведения о начальной (максимальной) цене каждой единицы продукции, являющейся предметом закупки, указаны приложении № 4 к информационной карте документации о закупке и содержат сведения о включении в НМЦД НДС в размере 20%.

Согласно Приложению № 2 к информационной карте документации о закупке в случае, если среди допущенных заявок имеются заявки участников закупки, применяющих упрощенный режим налогообложения, то сравнение цен заявок производится без учета НДС.

При этом установлено, что Рейтинг заявки корректируется на коэффициент значимости критерия с целью получения рейтинга заявки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» по формуле:

РЗКЦД = РЗЦД × КЗКЦД, где: РЗКЦД – рейтинг заявки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции»;

РЗЦД – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки.

По результатам проведенного Комиссией анализа положений Документации, Комиссией не установлено наличие положений, предусматривающих возможность подачи предложения о цене в рамках процедуры переторжки без учета налога на добавленную стоимость.

Документация, предусматривающая порядок проведения обжалуемой процедуры, только устанавливает возможность производить сравнение цен заявок без учета налога на добавленную стоимость в случае, если среди допущенных заявок имеются заявки участников закупки, применяющих упрощенный режим налогообложения.

Вместе с тем наличие вышеуказанного права Закупочной комиссии не свидетельствует о возможности при проведении переторжки подачи предложения о цене без учета налога на добавленную стоимость.

Согласно представленным Электронной торговой площадкой ООО «АСТ ГОЗ» пояснениям в рамках обжалуемой процедуры Заказчиком (Организатором торгов) не установлено условие, что в составе заявки вместе с предлагаемой ценой, включающей в себя все расходы, предусмотренные проектом договора, и налоги, подлежащие уплате в соответствии с нормами законодательства, необходимо дополнительно указывать цену без НДС.

Таким образом, в действиях Заказчика, Закупочной комиссии не было допущено нарушений порядка организации и проведения закупки, в связи с чем доводы жалобы признаны Комиссией Пермского УФАС России необоснованными.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Русэнерго» (ИНН: 5908024358 ОГРН: 1025901613737) на действия Акционерного общества «ОДК-Пермские моторы» (ИНН: 5904007312 ОГРН: 1025900893864), Закупочной комиссии при организации и проведении закрытого конкурса в электронной форме одноэтапного без квалифицированного отбора на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции трансформаторной подстанции ТП-23 цеха № 14 корп. 1 (инв. № 170805) АО «ОДК-ПМ» (извещение № 32413515033 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной;

2.Снять ограничения, наложенные письмом Пермского УФАС России исх. № 5869/24 от 04.06.2024 г.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

тел.8(342) 235-10-36

 

 

 

Связанные организации

ООО «Русэнерго»
ИНН 5908024358, ОГРН 1025901613737
ООО «АСТ ГОЗ»
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
АО "ОДК-ПМ"
ИНН 5904007312, ОГРН 1025900893864