Решение б/н Решение от 17 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
18.03.2021 г. № 003063-21
На № __________ от ________________
|
ООО «Остек студио»
192241, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, 54
Vladimir@gorbenko.pro
АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы»
614010, г. Пермь, ул. Комсомольский пр-кт, 93
yakunina@reductor-pm.com
Закупочная комиссия
АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы»
614010, г. Пермь, ул. Комсомольский пр-кт, 93
yakunina@reductor-pm.com
Электронная торговая площадка
ООО «ЭТП»
info@mail.etprf.ru
Для сведения:
Пермская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах
rezhim@prokurorperm.ru
Дело № 059/07/3-237/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Остек студио» (вх. № 003101)
«17» марта 2021 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва,
рассмотрев жалобу ООО «Остек студио» (вх. № 003101) (далее – заявитель) на действия АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» (ИНН: 5948017501) (далее – организатор торгов, Заказчик), Закупочной комиссии АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку пленки D7 для проведения рентгеноконтроля (извещение № 32109996764, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
26.02.2021 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «Остек студио» доводы которой указывают на незаконность установления в Документации запрета поставки эквивалента пленки D7 для проведения рентгеноконтроля
Заказчик с доводами жалоб не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобы, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение) и Извещением об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку пленки D7 для проведения рентгеноконтроля (далее – Извещение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 16.02.2021 г., дата окончания приема заявок – 26.02.2021 г., дата подведения итогов - 09.03.2021 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Так, пунктом 2 Технического задания указано, что предметом поставки является рентгенпленка Agfa STRUCTURIX D7 Nif 30х40
Технические характеристики
|
значение |
качество |
ISO 11699-1 |
класс качества |
С5 |
размеры |
ISO 5655 |
сенситометрия |
ISJ 7004 |
Также указано, что поставка рентгенпленки AGFA Structurix D7 Nif 30х40 осуществляется в соответствии с п. 10.3.5 (2) Положения о закупке.
В силу пп. 2 п. 10.3.5 Положения, в случае, если при проведении конкурентной закупки заказчиками I группы в описании предмета закупки используется указание на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)» за исключением случая закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Аналогичное требование содержится в части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
18.02.2021 г. организатору торгов был подан запрос на разъяснения положений Документации, в котором Заявитель просил предоставить разъяснения по требованиям ТЗ.
В ответ на запрос организатор торгов разъяснил, что оборудование предназначено для рентгенографического контроля литья. Данная пленка приобретается в целях перепродажи. Техническая документация исполнителя (собственника технологического процесса) обеспечивает техпроцесс контроля литья.
При рассмотрении жалобы, представитель организатора торгов пояснил, что рентгенпленка AGFA Structurix D7 Nif 30х40 используется в качестве расходного материала в технологическом процессе «изготовление отливок». Указанный расходный материал используется в таких операциях как «рентгенконтроль отливок на изделия: Ансат, ВР-14, ВР-8А, Ми-28-Н, ВК-2500, ВР-26, трансмиссия 8М, Ми-38, Коробка приводов ПС-90». Операция производится в АО «ОДК-ПМ» в соответствии с договором кооперации № ОДК 658/01-28-20-19/Ро11СН2020 от 05.08.2020 г. (далее - Договор). Поставщик операции АО «ОДК-ПМ» определен Перечнем поставщиков услуг по выполнению технологических процессов ПЧ 275.019-2010.
Таким образом, АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» проводит настоящую закупочную процедуру с целью приобретения рентгенпленки AGFA Structurix D7 Nif 30х40 для контроля литья.
В целях установления целей закупки данной пленки, Комиссией Пермского УФАС России был направлен организатору торгов запрос о предоставлении договора о кооперации № ОДК 658/01-28-20-19/Ро11СН2020 от 05.08.2020 г.
Пунктом 1.1 Договора АО «ОДК-ПМ» обязуется выполнить по заявкам Покупателя работы, изготовить и поставить по заявкам АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» детали и сборочные единициы, полуфабрикаты, оказать технологические услуги производственного характера, поименованные в Перечне ПЧ275.019-2010 и положении П275.009-2006
В соответствии с пунктом 2.1.5. Договора АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» обязано обеспечить АО «ОДК-ПМ» в рамках настоящего договора материалами, заготовками и полуфабрикатами для изготовления товаров, в соответствии с заявкой.
Согласно пункта 2.2.2 Договора АО «ОДК-ПМ» обязано изготовить товар согласно действующим на момент изготовления ТУ. ГОСТ. ОСТ, КД. Оказать Услуги, выполнить Работы в соответствии с конструкторско-технологической документацией.
Заявку в рамках пункта 2.1.5 Договора АО «ОДК-ПМ» направило 17.12.2020 г. (№ 012-04/620) о необходимости обеспечения рентгенпленкой AGFA Structurix D7 в количестве 200 коробок, для выполнения плана производства 2021 года. В соответствии с данной заявкой была проведена настоящая закупка.
Из указанных обстоятельств следует, что АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» организовал и провел закупочную процедуру с целью приобретения рентгенпленки и дальнейшей передачи ее АО «ОДК-ПМ» для проведения работ в рамках пункта 2.2.2 Договора. Указанные работы будут проводится в интересах АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы», выступающем в спорном закупке на стороне Заказчика.
Поскольку в пп. б, п. 3, ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках отсутствует указание на то, каким образом должен использовать Заказчик запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию – лично или при участии заинтересованных лиц, презюмируется, что любой из указанных способов соответствует целям пп. б, п. 3, ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, так как Заказчик производит использование этих материалов для собственных целей и нужд.
Таким образом, АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» имело все правовые основания установить запрет поставки эквивалента рентгенпленки AGFA Structurix D7, поскольку указанный товар является расходным материалом в смысле пп. б, п. 3, ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках. Следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия Пермского УФАС России в данном случае руководствуется приоритетом наличия конкуренции и соперничества среди поставщиков, а не конкуренции среди производителей товара.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Остек студио» (вх. № 003101) на действия АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» (ИНН: 5948017501), Закупочной комиссии АО «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку пленки D7 для проведения рентгеноконтроля (извещение № 32109996764, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
- Предписание не выдавать
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.