Решение (комиссия) б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 18 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя комиссии: <...>, заместителя руководителя управления; Членов комиссии:<...>, заместителя начальника отдела контроля
монополистической деятельности; <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела
контроля монополистической деятельности,рассмотрев материалы дела № 059/01/10-925/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» (ОГРН: 1025900759895, ИНН: 5903004703; юридический адрес: 614068, Пермский край,
город Пермь, ул. Дзержинского, д.1) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в одностороннем установлении цены на тепловую энергию с 01.01.2023 г. в нарушение условий заключенных с потребителями договоров теплоснабжения и при отсутствии урегулирования в установленном порядке вопроса об изменении договоров теплоснабжения, а также при отсутствии заключенного соглашения об исполнении схемы теплоснабжения с муниципальным образованием «город Пермь», что приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступили заявления ИП <...>, OОО «Пятьдесят девятый регион», ООО ПКФ «ПТК», ООО «Омега-Пермь» (вх. № 5036-ЭП/23 от 10.04.2023, вх. № 5182-ЭП/23 от 11.04.2023; вх. № 5356- ЭП/23 от 13.04.2023; вх. № 5784-ЭП/23 от 20.04.2023, вх. № 5287- ИП/23 от 12.04.2023, вх. № 5427-ИП/23 от 14.04.2023, вх. № 5577-ЭП/23 от 17.04.2023) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ФГУП «Машзавод им. Ф.Э.
Дзержинского» при навязывании невыгодных условий по договорам теплоснабжения в части установления цены.
По итогам рассмотрения указанных материалов, в действиях ФГУП «Машзавод им.
Ф.Э. Дзержинского» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного
законодательства, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 10 Законом о защите конкуренции, в
осуществлении действий (бездействия), выразившихся в одностороннем установлении
цены на тепловую энергию с 01.01.2023 г. в нарушение условий заключенных с
потребителями договоров теплоснабжения и при отсутствии урегулирования в
установленном порядке вопроса об изменении договоров теплоснабжения, а также при
отсутствии заключенного соглашения об исполнении схемы теплоснабжения с
муниципальным образованием «город Пермь», что приводит или может привести к
ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей.
Пермским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в
адрес ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» 24.05.2023г. выдано предупреждение о
необходимости прекращения указанных действий (бездействия), имеющих признаки
нарушения антимонопольного законодательства.
По ходатайствам от ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» срок исполнения
предупреждения неоднократно продлевался (решения от 08.06.2023 № 5673/23 — до
03.07.2023 г.; от 05.07.2023 № 6665/23 — до 31.07.2023 г.).
Вместе с тем, ввиду непредоставления достоверных доказательств,
подтверждающих исполнение предупреждения 24.05.2023 г. № 5089/23, на основании
пункта 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Пермским УФАС России возбуждено
дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Машзавод им.
Ф.Э. Дзержинского» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите
конкуренции.
После принятия Комиссией антимонопольного органа в соответствии со ст. 48.1
Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела от 02.11.2023 и
направления его сторонам, от ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» поступили
дополнительные письменные пояснения, из которых следует, что предприятие не
уклонялось от подписания соглашения об исполнении схемы теплоснабжения
муниципального образования; указывает, что уполномоченным органом в адрес
предприятия не был своевременно направлен проект указанного соглашения, вместе с тем,
в последующем проект соглашения был незамедлительно подписан после его получения в
2023 году. В части урегулирования договорных отношений с потребителями отмечает, что
отказ от подписания дополнительных соглашений со стороны заявителей (потребителей)
обусловлен простым несогласием, и считает, что данный вопрос лежит в плоскости
гражданско-правовых отношений и подлежит разрешению в рамках гражданского
процесса.
От Администрации города Перми поступили также дополнительные письменные
пояснения, из которых следует, что Администрация не является органом, правомочным
устанавливать тарифы на тепловую энергию. Указывает, что цена на тепловую энергию
(мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в
ценовой зоне теплоснабжения определяется сторонами соглашения об исполнении схемы
теплоснабжения и в соответствии с условиями такого соглашения. Рост платы за
поставленные ресурсы конечным потребителям, приравненным к категории население,
определяется с учетом предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой
гражданами платы за коммунальные услуги (далее – предельные индексы) в
муниципальных образованиях, предусмотренных ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ. Плата
иных потребителей ограничена установленным органом тарифного регулирования
предельным уровнем цен на тепловую энергию в ценовой зоне теплоснабжения, а также
соглашением об исполнении схемы (при условии включения в него соответствующих
положений).
От заявителей и иных заинтересованных лиц письменных позиций на заключение об
обстоятельствах дела в адрес Комиссии не поступило.
В ходе рассмотрения дела, с учетом представленных сторонами документов и
сведений, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с
производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности,
теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием
и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной
власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере
теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих
организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О
теплоснабжении» (далее по тексту – Закон о теплоснабжении) антимонопольное
регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным
органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с
учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Объектами
антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в том числе являются: 1) цены; 2)
распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения; 3) соблюдение правил
(порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.
В силу принятия Федерального закона от 29 июля 2017 № 279-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере
теплоснабжения» был скорректирован Закон о теплоснабжении и иные законодательные
акты в указанной сфере, ввиду чего на территории России введены ценовые зоны
теплоснабжения. В них применяется иной порядок осуществления теплоснабжающими и
теплосетевыми организациями своей деятельности, в том числе, иной порядок
ценообразования. А именно, устанавливается только предельный уровень цены на
тепловую энергию для конечного потребителя. Такая цена определяется ценой поставки
тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение,
источника тепловой энергии (цена «альтернативной котельной»).
Пунктом 23.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении введено понятие ценовой зоны
теплоснабжения, при установлении которой на территории поселения, городского округа,
цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей
организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем
цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой
теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных настоящим
Федеральным законом.
Под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения (далее -
ЕТО) понимается теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем)
теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме
теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на
реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного
самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами
организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.
28 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 2 ст. 23.8 Закона о теплоснабжении определено, что в ценовых зонах
теплоснабжения потребители приобретают тепловую энергию (мощность) и (или)
теплоноситель только у единой теплоснабжающей организации, в зоне деятельности
которой они находятся, по договору теплоснабжения, за исключением приобретения
тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с частями 2.1 - 2.3
статьи 8 настоящего Федерального закона.
Цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам
теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией, определяются
соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию
(мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (ч. 2 ст. 23.4 Закона о
теплоснабжении).
Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) - устанавливаемый
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области
государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии со статьей 23.6 настоящего
Федерального закона максимальный уровень цены на тепловую энергию (мощность),
поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в ценовых зонах
теплоснабжения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным
законом (п. 23.2 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Нормой ч. 15 ст. 23.13 Закона о теплоснабжения установлено, что муниципальное
образование, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган
муниципального образования, и единая теплоснабжающая организация заключают
соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В переходный период такое соглашение
заключается в течение двух месяцев со дня принятия органом, уполномоченным в
соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения,
решения о ее актуализации.
Части 16, 17 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении регламентируют существенные
условия соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, а также условия, которые
могут быть включены в указанное соглашение.
Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения должно содержать следующие
существенные условия: 1) достижение целевых показателей исполнения схемы
теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией; 2) обязательства единой
теплоснабжающей организации по выполнению мероприятий по строительству,
реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения; 3) ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение условий, предусмотренных данным
соглашением, и наступившие в связи с этим последствия, в том числе ответственность
единой теплоснабжающей организации за невыполнение мероприятий по строительству,
реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для
развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы
теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения; 4) обязательство единой
теплоснабжающей организации по представлению обеспечения исполнения своих
обязательств способом, согласованным сторонами (представление банковской гарантии,
осуществление страхования риска ответственности за нарушение обязательств по
соглашению или иное); 5) распределение имущественных прав на строящиеся,
реконструируемые и (или) модернизируемые объекты системы теплоснабжения.
Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения в системе теплоснабжения может
содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в
том числе: 1) обязательства органов местного самоуправления, связанные с
финансированием работ по содержанию, обслуживанию, строительству, реконструкции и
(или) модернизации объектов теплоснабжения, условия предоставления муниципальных
гарантий; 2) обязательство единой теплоснабжающей организации при определении цен на
тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией
потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность)
коэффициент. Размер такого коэффициента и срок его применения определяются
сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке, который
установлен Правительством Российской Федерации; 3) региональные особенности
теплоснабжения, которые могут быть включены единой теплоснабжающей организацией в
стандарты качества обслуживания потребителей тепловой энергии и стандарты
взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими
организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании
источниками тепловой энергии; 4) обязательства единой теплоснабжающей организации по
поддержанию в исправном состоянии тепловых сетей, источников тепловой энергии в
системе теплоснабжения.
Пунктом ч. 7.2 ст. 29 Закона о теплоснабжении установлено, что предельный уровень
цены на тепловую энергию (мощность), определяемый впервые после отнесения
городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, утверждается органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен
(тарифов) после принятия органом, уполномоченным в соответствии с настоящим
Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, решения о ее актуализации
и заключения исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и
единой теплоснабжающей организацией соглашения об исполнении схемы
теплоснабжения в соответствии с частью 15 статьи 23.13 настоящего Федерального закона.
Указанный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается в
течение двух месяцев со дня заключения такого соглашения об исполнении схемы
теплоснабжения.
Из пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы
отношений в сфере теплоснабжения» (далее - Законопроект № 1086603-6), в рамках
функционирования ценовой зоны теплоснабжения и метода «альтернативной котельной»
ЕТО получает возможность влиять на оптимизацию и развитие системы теплоснабжения
(разрабатывает и направляет на утверждение в уполномоченные органы исполнительной
власти схему теплоснабжения, управляет загрузкой тепловых мощностей в соответствии с
критериями, установленными федеральным законом, согласовывает вывод источников
тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, выступает «одним окном»
для потребителей, в том числе по подключению к системе теплоснабжения).
Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения является механизмом контроля
(муниципальный контроль) за деятельностью ЕТО за выполнение ЕТО инвестиционных
мероприятий, определенных для нее в схеме теплоснабжения, необходимых для развития,
повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения. В
качестве дополнительного механизма законопроектом предусматривается обязательное
заключение между ЕТО и органом местного самоуправления соглашения о реализации
схемы теплоснабжения, в соответствии с которым ЕТО выполняет мероприятия,
необходимые для реализации схемы теплоснабжения, в том числе для достижения ее
целевых показателей, а уполномоченные органы местного самоуправления обеспечивают
условия для осуществления указанной деятельности (стр. 2 пояснительной записки к
Законопроекту № 1086603-6).
Из заключения Комитета Совета Федерации по экономической политике от
24.07.2017 г. № 3.6-03/1321 к указанному законопроекту следует, что в переходный период
должно быть заключено соглашение об исполнении указанной схемы теплоснабжения, в
котором закрепляются инвестиционные обязательства ЕТО, ответственность ЕТО за их
невыполнение, финансовые гарантии ЕТО по выполнению своих обязательств,
региональные особенности стандартов деятельности ЕТО, обязательства ЕТО по
поддержанию оборудования в надлежащем состоянии.
Также в названном заключении отмечено, что Федеральный закон уточняет
полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов
по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, а также
предусматривает, что органы исполнительной власти субъектов в области государственного
регулирования цен (тарифов) утверждают предельный уровень цены на тепловую энергию
(мощность). При этом закреплена возможность устанавливать предельную цену на
тепловую энергию на уровне ниже цены «альтернативной котельной» по соглашению
между ЕТО и муниципалитетом в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от
15.12.2017 № 1562 (далее – Постановление № 1562), так, в силу п. 62(1) названного
постановления предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается
впервые органом регулирования в течение 2 месяцев со дня заключения
исполнительнораспорядительным органом муниципального образования и единой
теплоснабжающей организацией соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в
соответствии с частью 15 статьи 23.13 Федерального закона «О теплоснабжении» и
вводится в действие с 1-го числа месяца, следующего за месяцем официального
опубликования и вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на
тепловую энергию (мощность).
Из толкования вышеприведенных норм следует, что заключение соглашения об
исполнении схемы теплоснабжения является обязательным для муниципального
образования и организации, которой присвоен статус ЕТО, в т.ч. соглашение должно
содержать существенные условия, в числе которых также имеется условие об
обязательствах ЕТО по выполнению мероприятий по строительству, реконструкции и (или)
модернизации объектов теплоснабжения, обязанность включения в соглашение которого
направлена на обеспечение качественного и бесперебойного теплоснабжения конечных
потребителей. При этом, заключение соглашения об исполнении схемы теплоснабжения
должно предшествовать установлению предельного уровня цены на тепловую энергию.
Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения между уполномоченными сторонами в
условиях ценовой зоны теплоснабжения, где применим метод «альтернативной котельной»,
выступает в роли механизма муниципального контроля за деятельностью единой
теплоснабжающей организации и исполнения с ее стороны обязательств, предусмотренных
законом и соглашением.
Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2021 № 1631-р муниципальное
образование «город Пермь» было отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.
Актуализированной схемой теплоснабжения города Перми на период до 2035 года
(далее - схема), утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 26.09.2022
№1006, ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» присвоен статус единой
теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения № 069.
Ранее Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики
Пермского края от 02.09.2021 № 63-т были утверждены тарифы на тепловую энергию
(мощность), поставляемую потребителям ФГУП «Машиностроительный завод имени
Ф.Э.Дзержинского» (Пермский городской округ)» на период со второй половины 2021 г. по
31.12.2024 г.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского
края от 17.02.2023 № 7-т утвержден предельный уровень цены на тепловую энергию
(мощность) для ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» в размере 3338,87 руб./Гкал (с
НДС). Данное постановление вступило в силу с 27.02.2023 г.
При этом, следует отметить, что в нарушение положений ч. 15 ст. 23.13, 7.2 ст. 29
Закона о теплоснабжении соглашение об исполнении схемы теплоснабжения между ФГУП
«Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» и муниципальным образованием «город Пермь»
заключено не было.
Из полученных материалов было установлено, что между ФГУП «Машзавод им.
Ф.Э. Дзержинского» (теплоснабжающая организация) и ИП <...>
(потребитель) заключен договор теплоснабжения № 85/15-434 от 27.09.2022 г. в отношении
объекта, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Дзержинского, д. 3, лит. В, В1 (далее –
Договор). По условиям договора теплоснабжающая организация взяла на себя
обязательство подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию
(мощность) в горячей воде для отопления нежилых административных и
производственных объектов, принадлежащих потребителю, а потребитель принял
обязательство принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) (п. 1 Договора).
Согласно п. 4.1 договора цена 1 Гкал тепловой энергии (мощности) на дату заключения
договора составляет 2366,29 рублей, НДС не облагается. Указанный тариф был ранее
утвержден постановлением Министерства от 02.09.2021 № 63-т на период с 01.07.2022 по
30.06.2023.
Действие договора распространяет силу с момента его подписания сторонами и
действует до 30.05.2023 г. Сторонами согласовано, что изменения в договор вносятся путем
подписания сторонами дополнительного соглашения (п. 6.1, 6.2 Договора).
Аналогичные договоры заключены также ФГУП «Машзавод им. Ф.Э.
Дзержинского» с ООО «Пятьдесят девятый регион» (договор № 85/15-433 от 27.09.2022 г.),
ООО ПКФ «ПТК» (договор № 85/15-426 от 27.09.2022 г.), ООО «Омега-Пермь» (договор №
85/15-428 от 27.09.2022 г.).
В январе 2023 г. ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» направило своим
потребителям уведомления, из содержания которых следовало, что в связи с получением
статуса единой теплоснабжающей организации с 01.01.2023 г. стоимость теплой энергии
устанавливается в размере 3197,95 рублей за 1 Гкал. В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 421
2023-14646 7
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические
лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не
допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор
предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание
соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным
законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его
заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме,
что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает
иное (ч. 1 ст. 452 ГГК РФ).
Гражданское законодательство исходит из принципа сохранности обязательств и их
изменения только в крайних случаях. Заключая договор, стороны принимают на себя
определенные обязательства и обязаны их исполнять.
С 01.01.2023 г. ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» в одностороннем порядке
приняло решение осуществлять расчет платы за тепловую энергию своим потребителям
исходя из цены 3197,95 рублей/Гкал. При этом, предприятием, с учетом присвоения
статуса ЕТО, не был урегулирован в установленном порядке вопрос в части изменения
цены по договору путем подписания дополнительных соглашений с потребителями, на
основании которых были бы внесены изменения в договоры теплоснабжения, ввиду чего
основания полагать, что ЕТО достигло со своими потребителями соглашения согласно ч. 2
ст. 23.4 Закона о теплоснабжении в части цены, отсутствуют.
Необходимость заключения соглашения об исполнении схемы направлена на
соблюдение общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в целях
обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических
регламентов; обеспечения энергетической эффективности теплоснабжения и потребления
тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; развития
систем централизованного теплоснабжения; соблюдения баланса экономических интересов
теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (п. 1, 2, 4, 5 ч. 1 ст. 3 Закона о
теплоснабжении), а также обусловлена обязанностью осуществления поставки (передачи)
тепловой энергии конечному потребителю надлежащего качества в соответствии с п. 1
ст.524 ГК РФ, п. 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808.
Осуществляя начисление платы потребителям тепловой энергии по ценам,
утвержденным органом тарифного регулирования субъекта РФ, без заключения
соглашения об исполнении схемы, создаются условия, при которых единая
теплоснабжающая организация своими действиями (бездействием) не может гарантировать
предоставление качественного и бесперебойного теплоснабжения конечному потребителю
в перспективе, что приводит к нарушению баланса экономических интересов
теплоснабжающей организации и интересов потребителей, возлагая на последних
обязанность осуществить плату за поставленный ресурс.
Доводы ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» об исполнении предупреждения
антимонопольного органа в части заключения соглашения об исполнении схемы
муниципального образования на момент рассмотрения дела, а также нахождения
правоотношений по урегулированию разногласий по договорам между поставщиком и
потребителями в плоскости гражданско-правовых отношений, рассмотрены Комиссией и
подлежат отклонению ввиду следующего.
Поведение ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» в части одностороннего
изменения цены по договорам с потребителями тепловой энергии, а также обстоятельства
отсутствия заключенного соглашения об исполнении схемы теплоснабжения с
муниципальным образованием рассматриваются в совокупности на момент совершения
правонарушения. По смыслу положений закона о теплоснабжении, заключение соглашения
об исполнении схемы теплоснабжения является первоочередным, при его отсутствии
применение единой теплоснабжающей организацией расчетов с конечными потребителями
тепловой энергии в рамках механизма предельных уровней противоречит принципам
действующего законодательства. А поскольку в данном случае такое обстоятельство имело
место быть, оснований для применения механизма предельного уровня цены у ФГУП
«Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» не имелось. Изложенная позиция не противоречит
положениям абз. 6 п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2
«О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного
законодательства».
Отмечается, что в нарушение положений, заключенных договоров в части порядка
внесения изменений, также в январе 2023 г. ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского»
направило в адрес потребителей платежные документы за поставленную тепловую
энергию в январе 2023 г., где итоговая сумма определена исходя из расчета стоимости 1
Гкал в размере 3197,95 рублей, что подтверждается представленными актами от 31.01.2023
г. Более того, предельный уровень цена на тепловую энергию для ФГУП «Машзавод им.
Ф.Э. Дзержинского» был утвержден только 17.02.2023 г. (Постановлением Министерства
от 17.02.2023 № 7-т) и вступил в силу 27.02.2023 г.
Доказательств того, что предприятием, как профессиональным участником рынка,
были предприняты все зависящие от него действия, необходимые для осуществления
деятельности в соответствии с действующим отраслевым законодательством в сфере
теплоснабжения, в материалы дела не представлено. Равно как ФГУП «Машзавод им. Ф.Э.
Дзержинского» не были представлены доказательства, подтверждающие, что
предприятием было восстановлено положение, существовавшее до нарушения
антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление
хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого
являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)
ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том
числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не
относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и
(или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми
актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных
федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о
передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также
согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара,
в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3).
По смыслу вышеприведенных норм закона, для квалификации нарушения ч. 1 ст. 10
Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) конкретного лица, необходимо
установить наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном
рынке, а также факт того, что совершенные им действия в виде злоупотребления таким
положением не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо
могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или)
ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В силу п. 4 ст. 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой
теплоснабжающей организации.
Пермским УФАС России, в соответствии с положениями Закона о защите
конкуренции, проведен анализ состояния конкуренции на указанном рынке. Схемой
теплоснабжения города Перми ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» присвоен статус
единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения № 069, ввиду владения
в соответствующей зоне деятельности источником тепловой энергии с наибольшей рабочей
тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью, на основании
п. 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением
Правительства РФ от 08.08.2012 № 808.
Источником тепловой энергии, от которого конечные потребители имеют
техническую возможность получать тепловой ресурс является ВК Лесозаводская, 3,
находящийся во владении и пользовании ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» на
праве собственности. Зона действия ВК Лесозаводская, 3 распространяется на
производственную площадку ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» и ряд сторонних
потребителей.
Анализ товарного рынка показал, что ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского»
занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по
теплоснабжению в границах зоны действия источника тепловой энергии ВК
Лесозаводская, 3, к которому имеют непосредственное присоединение потребители
тепловой энергии.
Злоупотребление правом, запрещенное как общими нормами (ст. 10 ГК РФ), так и
специальными (ст. 10 Закона о защите конкуренции), заключается в злоупотреблении теми
полномочиями, которые закон делегировал субъекту гражданских правоотношений. При
этом лицо, занимающее доминирующее положение на рынке, является субъектом не только
частно-правовых, но и публично-правовых, отношений.
По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во
взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского
кодекса РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение
доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в
том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных
рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на
рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим
субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории
участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет,
иное подобное ущемление прав участников рынка.
Исходя из вышеизложенного следует, что ФГУП «Машзавод им. Ф.Э.
Дзержинского» занимает доминирующее положение в силу наличия присвоенного статуса
единой теплоснабжающей организации и на него распространяются вышеуказанные
антимонопольные запреты статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев описанные действия (бездействие) ФГУП «Машзавод им. Ф.Э.
Дзержинского», Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что односторонне
изменение цены по договорам теплоснабжения с потребителями тепловой энергии без
подписания дополнительного соглашения, а также с учетом обстоятельства отсутствия
заключенного соглашения об исполнении схемы теплоснабжения с уполномоченным
органом местного самоуправления являются нарушающими требования отраслевого
законодательства в сфере теплоснабжения. ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» как
единая теплоснабжающая организация было обязано заключить дополнительные
соглашения к договорам теплоснабжения, а также заключить соглашение об исполнении
схемы теплоснабжения и предвидеть негативные последствия, связанные с нарушением
требований закона и заключенных договоров.
Результатом действий (бездействия) ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского»
является ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей,
поскольку одностороннее изменение цены на тепловую энергию и выставление платежных
документов за поставленный ресурс нарушает права потребителей, прямо
предусмотренные договорными обязательствами, в т.ч. отсутствие заключенного
соглашения с муниципальным образованием приводит или может привести к ситуации,
при которой общество ввиду присвоенного статуса ЕТО не сможет гарантировать на
долгосрочную перспективу соблюдение обязательств по выполнению мероприятий,
предусмотренных законом и схемой теплоснабжения.
На основании изложенного, Комиссия Пермского УФАС России, учитывая
совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении ФГУП
«Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции
Комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного
законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Учитывая продолжение допускаемого ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского»
нарушения, Комиссия считает необходимым выдать ему предписание об прекращении
нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного
законодательства в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48,
частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
2. Признать в действиях (бездействии) ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского»
нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в
одностороннем установлении цены на тепловую энергию с 01.01.2023 г. в нарушение
условий заключенных с потребителями договоров теплоснабжения и при отсутствии
урегулирования в установленном порядке вопроса об изменении договоров
теплоснабжения, а также при отсутствии заключенного соглашения об исполнении схемы
теплоснабжения с муниципальным образованием «город Пермь», что приводит или может
привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей.
3. Выдать ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» предписание о прекращении
допущенного нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы должностному лицу Пермского УФАС России для
рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии Кодексом РФ об
административных правонарушениях.
Председатель комиссии
<...>
Члены комиссии:
<...><...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны