Решение №6147/23 Признана ненадлежащей реклама, размещенная посредством листо... от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 059/05/7-509/2023

 

21 июня 2023 года                                                                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии: А.Н. Белова, заместитель руководителя управления

Члены Комиссии: М.А. Герасимова, начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;  

С.С. Сергеев, специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

рассмотрев дело № 059/05/7-509/2023 в отношении ИП К. по факту распространения рекламы с признаками нарушения п. 6 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

- в отсутствие ИП К.

Согласно сведениям сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» АО «Почта России» определение о возбуждении дела № 059/05/07-509/2023 было направлено по адресу регистрации ИП К. (185014, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, д. 17, к. 1, кв. 40, ШПИ 80087784819451) и на 24.05.2023 г. имеет отметку «Вручение адресату почтальоном».

Следовательно, ИП К. считается надлежащим образом извещенным о дате, времени и формате рассмотрения дела № 059/05/7-509/2023.

Ходатайств об отложении рассмотрения дела № 059/05/7-509/2023 не поступало.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступили обращения гр. С. (вх. № 4587-ИП/23 от 03.04.2023 г.), гр. С. (вх. № 5025-ЭП/23 от 07.04.2023 г.), гр. Т., направленное ФАС России (вх. № 5870/23 от 21.04.2023 г.), гр. К., направленное прокуратурой Ленинского района (вх. № 5987/23 от 24.04.2023 г.), с жалобой на ненадлежащую рекламу, распространенную посредством листовок по почтовым ящикам жителей многоквартирных домов г. Перми.

Как следует из содержания заявлений, в многоквартирных жилых домах г. Перми в апреле 2023 г. распространялись листовки с информацией следующего содержания:

«Предписание от 03 апреля 2023 г. согласно № 102-ФЗ г. Пермь

Федеральный закон РФ об обеспечении единства измерений…

Согласно Федеральному закону от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, индивидуальные приборы учета должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической поверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для водопотребления.

Обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения поверки приборов учета воды в вашем доме: работы по поверке будут производиться с 03 апреля по 30 апреля 2023 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации рекомендуем Вам обратиться для оформления заявки по телефону: 8 (342) 203-11-60.

Данное предписание направлено повторно.

Составил Кузнецов В.А.»

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 указанной статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Следовательно, рекламой будет являться информация, имеющая объект рекламирования и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Рассматривая информация является рекламой, так как удовлетворяет всем вышеперечисленным признакам, и имеет объект рекламирования – услуги по проверке приборов учета водопотребления.

Согласно п. 6 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее по тексту также – 102-ФЗ) поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 г. № 2510 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» также установлена обязанность по проведению поверки средств измерения только аккредитованными хозяйствующими субъектами.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 102-ФЗ аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Рамочным документом, регламентирующим порядок аккредитации в области обеспечения единства измерений, являются Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1999 г. № 72. В силу них основными целями аккредитации являются обеспечение доверия потребителей к деятельности по подтверждению соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям; создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на национальном и международном уровне. Критерии аккредитации, на основании которых оценивается компетентность ее аккредитации, установлены в Государственных стандартах России прямого применения Руководств ИСО/МЭК и нормативных документах, разработанных аккредитующим органом с учетом специфики вида деятельности субъекта аккредитации. При проведении аккредитации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну заявителя. Функции аккредитующего органа приведены в п. 3.1.1 указанного выше Постановления.

Эксперты по аккредитации принимают участие в рассмотрении документов заявителя, его аттестации и в инспекционном контроле за аккредитованными субъектами.

Заявитель, претендующий на аккредитацию, должен подать в аккредитующий орган официально оформленную заявку и комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки его готовности к аккредитации. Работа по аккредитации включает рассмотрение заявки и представленных документов; аттестацию заявителя; принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации, оформление и выдачу аттестата аккредитации. Рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем, проводит аккредитующий орган с привлечением экспертов по аккредитации, результаты оформляют экспертным заключением. При установлении несоответствия заявителя критериям аккредитации на каком-либо этапе работ по аккредитации аккредитующий орган должен информировать заявителя об отказе в аккредитации с указанием причин отказа.

Аттестацию проводит комиссия, официально назначенная аккредитующим органом, ее состав должен определяться таким образом, чтобы обеспечить компетентную и объективную оценку аккредитуемого субъекта. Состав комиссии и сроки проведения аттестации должны быть согласованы с заявителем. Заявитель вправе представить возражения относительно участия отдельных членов комиссии и сроков проведения аттестации с обоснованием причин возражения. Результаты аттестации оформляют актом. Решение об аккредитации или об отказе в ней принимает аккредитующий орган. Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию субъекта, является аттестат аккредитации, вступающий в действие с даты его регистрации в реестре аккредитующего органа. Инспекционный контроль за аккредитованным субъектом организует и проводит в установленном порядке аккредитующий орган. При обнаружении несоответствия аккредитованного субъекта требованиям аккредитации аккредитующий орган в установленном порядке принимает решение о сокращении области аккредитации либо о приостановлении или отмене действия аттестата аккредитации.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о лице, осуществляющем поверку средств измерения, ссылка на аттестат аккредитации, следовательно, в данной рекламе содержится нарушение требований п. 6 ст. 7 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ст. 7 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Так, рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Для решения вопроса о рекламодателе рассматриваемой рекламы, Управлением сделан запрос дополнительной информации в адрес ПАО «МТС» (исх. № 3918/23 от 21.04.2023 г.). В ответ на запрос ПАО «МТС» указало (вх. № 6065/23 от 25.04.2023 г.), что абонентом телефонного номера, указанного в рекламной листовке, является ИП К.

С учетом указанных норм, рекламодателем является лицо, в чьих интересах распространяется реклама, в данном случае ИП К.

ИП К. документы, запрошенные определением о возбуждении дела № 059/05/7-509/2023 и назначении его к рассмотрению, не представил, равно как и документальные доказательства прекращения распространения рекламы с нарушением требований Закона о рекламе.

С учетом того изложенного, Комиссия считает необходимым выдать ИП К. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе, и в соответствии с п. 42 Правил рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу со следующим содержанием: «Предписание от 03 апреля 2023 г. согласно № 102-ФЗ г. Пермь Федеральный закон РФ об обеспечении единства измерений…», размещенную посредством листовок в почтовых ящиках многоквартирных жилых домов в г. Перми, в том числе в апреле 2023 г., поскольку она нарушает требования п. 6 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП К. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3.   Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пермского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны