Решение б/н жалоба ООО «ЭКВИТ» (вх. № 005785) (далее – заявитель) на дей... от 22 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «ЭКВИТ»

info@equit.pro  

 

АО «ОДК- СТАР»

bezentseva-lm@ao-star.ru   

 

Закупочная комиссия АО «ОДК-СТАР»

bezentseva-lm@ao-star.ru  

 

Электронная торговая площадка

ООО «ЭТП»                        

info@mail.etprf.ru

 

Для сведения:

Пермская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах

                                                                                     rezhim@prokurorperm.ru

 

Дело № 059/07/3-407/2021

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ЭКВИТ» (вх. № 005785)                 

«19» апреля 2021 г.                                                                                                                   г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва, без участия сторон, надлежащим образом уведомлены,

рассмотрев жалобу ООО «ЭКВИТ» (вх. № 005785) (далее – заявитель) на действия АО «ОДК- СТАР», Закупочной комиссии АО «ОДК- СТАР» (ИНН: 5904100329) (далее – организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств технологического оснащения "Horn" (извещение № 32110126385, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.04.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, который ссылается на наличие в Извещении указания на конкретного производителя, исключающего возможность предложения эквивалентной продукции.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Единым положением о закупке государственной корпорации «РОСТЕХ» (далее – Положение), Извещением об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку средств технологического оснащения «Horn» (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 26.03.2021 г., дата окончания подачи заявок – 07.04.2021 г., дата подведения итогов закупки – 20.04.2021 г.

Заявитель, несогласившись с условиями Документации, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает (с учётом дополнений) на неправомерное включение в описание товара, заключение договора на поставку которого является предметом закупки, товарного знака "Horn", а также на то, что в Техническом задании указана продукция (перечень продукции, установленный п. 2 Технического задания), для предложения которой необходимы чертежи, что, по мнению Заявителя, является препятствием для потенциальных участников при предложении продукции.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами

Аналогичные требования установлены п. 10.3.5 Положения.

Подпунктом 1 раздела 6 Извещения, предмет договора, право на заключение которого является предметом закупки, сформулирован следующим образом: «1705-2021-00102 Поставка средств технологического оснащения "Horn"».

Согласно разделу 9 Извещения, технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения №2 к Извещению.

Приложение №2 к Извещению представляет Техническое задание, п. 1 которого устанавливает, что предметом закупки является средства технологического оснащения товарного знака «Horn»; эквивалент не допустим в соответствии с п. 10.3.5.(1) Положения о закупке ГК «РОСТЕХ» ввиду того, что только средства технологического оснащения данного товарного знака, указанные в технологических процессах АО «ОДК-СТАР», совместимы с товарами (в т.ч. с технологической документацией), используемыми АО «ОДК-СТАР».

В соответствии с данным положением, закупка проводится с целью заключения договора с единичными расценками без фиксированного объема продукции. В период действия договора Покупатель может затребовать поставку продукции по любой номенклатурной позиции из указанного перечня продукции (п.2 Технического задания) в пределах суммы договора.

Из сведений, представленных Заказчиком, следует, что Заказчик в производственных процессах использует средства технологического оснащения (державки, пластины, запасные части и прочие средства технологического оснащения) товарного знака «Horn».  Продукция товарного знака «Horn» имеет конструкционные особенности, касающиеся формы, размеров, соединений элементов. Например, пластину «HORN» невозможно установить в державку других товарных знаков, а в державку «HORN» невозможно установить пластины других товарных знаков.

Ввиду необходимости обеспечения совместимости и взаимодействия средств технологического оснащения, уже используемых Заказчиком, и закупаемых, Заказчику необходима продукция именно товарного знака «Horn».

Таким образом, учитывая положения п.п. б п. 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Пермского УФАС приходит в выводу о том, что установление Заказчиком требований о необходимости поставки продукции товарного знака «Horn» является правомерным.

В отношении доводов заявителя о том, что в Техническом задании указана продукция (перечень продукции, установленный п. 2 Технического задания), для предложения которой необходимы чертежи, что, по мнению Заявителя, является препятствием для потенциальных участников при предложении продукции, Комиссия Пермского УФАС поясняет, что объектом закупки является поставка средств технологического оснащения "Horn", а не их изготовление, в связи с чем поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и лицо, не являющееся производителем таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «ЭКВИТ» (вх. № 005785) (далее – заявитель) на действия АО «ОДК- СТАР», Закупочной комиссии АО «ОДК- СТАР» (ИНН: 5904100329) (далее – организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств технологического оснащения "Horn" (извещение № 32110126385, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2.Предписание не выдавать.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

 

                                                                                                                                        <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны