Решение б/н По жалобе ООО «ПрестижСтройСервис» (ИНН: 5904135096) (вх. № ... от 15 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело № 059/07/18.1-311/2019

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ПрестижСтройСервис» (вх. № 004620)

 

« 15 » апреля 2019 г.                                                                                                                       г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

Костюк А.В.,  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
при участии представителей:

ООО «ПрестижСтройСервис» - <…> (по доверенности);

ООО «Теплосервис» - <…> (по доверенности); <…> (по доверенности),

 

рассмотрев жалобу ООО «ПрестижСтройСервис» (ИНН: 5904135096) (вх. № 004620) (далее – заявитель) на действия ООО «Теплосервис» (ИНН: 5957008140); Комиссии по осуществлению закупок ООО «Теплосервис» (далее – заказчик, закупочная комиссия) при организации и проведении мониторинга рынка на Поставку расходных материалов для принтеров и копировально-множительной техники (извещение № 31907594725, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.04.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на неправомерное, по мнению заявителя, отстранение от участия в закупке заявки ООО «ПрестижСтройСервис» по основанию, указанному в протоколах по закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменный отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при оценке заявки заявителя – ООО «ПрестижСтройСервис».

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

          2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Теплосервис» (далее – Положение) и Документацией о закупке Мониторинг рынка «Поставка расходных материалов для принтеров и копировально-множительной техники» (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 01.03.2019г., дата окончания приема заявок - 19.03.2019, дата вскрытия и рассмотрения заявок – 20.03.2019, дата оценки заявок и подведения итогов закупки – 27.03.2019г.

На момент рассмотрения жалобы, договор по результатам закупки не заключен.

Проанализировав доводы жалобы, возражения заказчика, иные документы, представленные в материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителя обоснованными в виду следующего.

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 18 от 20.03.2019, заявка ООО «ПрестижСтройСервис» признана не соответствующей требованиям документации в части:

- пп. «г», п. 1.5.2, подраздела  1.5 документации о закупке ( заявка участника не содержит сквозную нумерацию листов);

- пп. «е», п.1.5.2, подраздела 1.5 документации о закупке (отсутствует дата заверения).

Также, в протоколе было указано, что в составе заявки заявителя отсутствуют следующие документы:

-оригинал справки об исполнении участником закупки - налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов,

сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданной налоговым органом на бумажном носителе не ранее, чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки (предоставлен электронный документ, содержащий справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в формате PDF и не имеет электронной подписи, поэтому проверить подлинность документа не представляется возможным).

- согласие на обработку персональных данных согласно форме 10.1, собственноручно заполненное и подписанное субъектом персональных данных.

Согласно протоколу, закупочная комиссия решила указать Заказчику направить, в том числе, ООО «ПрестижСтройСервис» письмо о предоставлении недостающих документов и об оформлении заявок в срок до 17:00 26.03.2019 в соответствии с пп. «а» п.12.2.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Теплосервис».

Согласно письму Заказчика от 22.03.2019 № И-349/19, адресованному ООО «ПрестижСтройСервис» следует, что «Комиссия по осуществлению конкурентных закупок ООО «Теплосервис» рассмотрела поступившую от ООО «ПрестижСтройСервис» (ИНН 5904135096) заявку на участие мониторинге рынка «Поставка расходных материалов для принтеров и копировально- множительной техники» и выявила несоответствия требованиям документации о закупке, а именно:

- заявка участника не содержит сквозную нумерацию листов;

- отсутствует дата заверения копий документов;

- отсутствует оригинал справки об исполнении участником закупки налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

-отсутствует согласие на обработку персональных данных по форме 10.1, собственноручно заполненное и подписанное субъектом персональных данных.

Предлагаем Вам, в срок до 17:00 часов 26 марта 2019 года по местному времени, предоставить недостающие документы и оформить заявку в соответствии с требованиями документации о закупке.»

         Согласно протоколу оценки заявок и подведения итогов закупки № 21 от 27.03.2019, закупочной комиссией заказчика было установлено следующее: «В ответ на запрос о предоставлении недостающих документов и оформлении заявки ООО «ПрестижСтройСервис» не предоставило запрашиваемые документы, заявка не оформлена в соответствии с пп. «г», п. 1.5.2, подраздела  1.5 документации о закупке ( заявка участника не содержит сквозную нумерацию листов), пп. «е», п.1.5.2, подраздела 1.5 документации о закупке (отсутствует дата заверения). Предоставлена новая заявка на участие в Мониторинге рынка на Поставку расходных материалов для принтеров и копировально-множительной техники, что не соответствует подразделу 6.3.2 раздела 6.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Теплосервис»».

         Также, закупочной комиссией было принято решение о том, что «Заявка, поступившая от ООО «ПрестижСтройСервис» на основании подраздела 1.9, п.1.9.6, пп. а, пп. в, пп. ж Документации о закупке и п. 12.2.8 пп. а, пп. в, пп. ж Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Теплосервис» признана не соответствующей требованиям документации о закупке. ООО «ПрестижСтройСервис» не допущено к участию в закупке.»

         Комиссия Пермского УФАС России, из анализа действий закупочной комиссии заказчика, приходит к выводу о наличии в ее действиях нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 11.2.4 Положения о закупках заказчика, выражающиеся в следующем.

         Пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, одним из принципов закупок товаров, работ, услуг установлен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

         В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

         Согласно п. 11.2.4 Положения о закупках заказчика, в ходе рассмотрения заявок Заказчик по решению комиссии вправе, в случае если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке, направить письменные запросы участникам закупки (при этом Организатором закупки не должны создаваться преимущественные условия участнику или нескольким участникам закупки):

         а) о предоставлении не представленных, представленных не в полном объеме или в нечитаемом виде сведений и документов;

         б) об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе заявки и направлении Заказчику исправленных документов. При исправлении арифметических ошибок в заявках применяется следующие правила: при наличии разночтений между суммой, указанной словами, и суммой, указанной цифрами, преимущество имеет сумма, указанная словами; при наличии разночтений между ценой, указанной в заявке и ценой, получаемой путем суммирования итоговых сумм по каждой строке, преимущество имеет итоговая цена, указанная в заявке; при несоответствии итогов умножения единичной цены на количество исправление арифметической ошибки производится исходя из преимущества общей итоговой цены, указанной в заявке. Представленные документы могут быть изменены только в части исправления, указанных Заказчиком арифметических и грамматических ошибок, в случае выявления иных противоречий в представленных документах такой участник не допускается к участию в мониторинге рынка;

         в) о разъяснении положений заявок.

         Так, из буквального толкования норм Положения не следует, что Заказчик вправе направлять участнику закупки письменный запрос с целью предложения участнику закупки дооформить заявку в соответствии с требованиями документации, например, в случае выявления заказчиком того, что заявка участника закупки не сшита в единую книгу, отсутствует дата заверения, отсутствует указание должности лица, заверившего копии предоставляемые в составе заявки или заявка участника не содержит сквозную нумерацию листов.

Право закупочной комиссии на направление участникам закупки запросов после этапа рассмотрения заявок ограничивается лишь возможностью запроса не представленных в составе заявки документов, в случае если требование об их представлении содержалось в документации по закупке, запроса об исправлении выявленных арифметических и грамматических ошибок, а также разъяснений положений заявок.

Между тем, при рассмотрении всех трех поданных на участие в закупке заявок (ООО «Актив Интек», ООО «ПрестижСтройСервис» и ООО «Комус-Кама»), закупочной комиссией заказчика были выявлены нарушения требований к порядку оформления заявки на участие в закупки, которые невозможно исправить путем дополнительного направления заказчику недостающих документов, либо исправления арифметических и грамматических ошибок в документах, в силу п. 11.2.4 Положения. При этом, закупочной комиссией заказчика было принято решение о предоставлении участникам закупки возможности прибыть к заказчику и получения заявок для внесения в них исправлений, не относящихся к исправлению арифметических или грамматических ошибок или предоставлению документов, не представленных в составе заявки согласно требованиям закупочной документации.

Порядка исправления таких нарушений к порядку оформления заявок на участие в закупке, как сшитие документов в единую книгу, дополнительная нумерация страниц, проставление даты заверения копий документов, путем прибытия представителей участников закупки к заказчику и получению на руки заявок для их исправления, Положение о закупках и Документация не предусматривает.

Таким образом, заказчиком неправомерно предоставлена возможность участникам закупки внести изменения в поданные заявки в порядке, не предусмотренном Положением о закупках и документацией по закупке, что нарушает ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 11.2.4 Положения о закупках заказчика.

Кроме того, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что предоставление участникам закупки возможности внесения изменений в поданные заявки, в части приведения их в соответствие установленным требованиям к их оформлению на этапе рассмотрения заявок противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В целях устранения выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи закупочной комиссии заказчика обязательного для исполнения предписания, направленного на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки (№ 18 от 20.03.2019; № 21 от 27.03.2019), и рассмотрения заявок участников закупки поданных первоначально, без учета исправлений, внесенных участниками закупки в целях исправления выявленных нарушений к порядку оформления заявок на участие в закупке, но с учетом предоставленных дополнительно документов, требование о предоставлении которых предусмотрено закупочной документацией и запрошенных заказчиком руководствуясь подп. а) п. 11.2.4 Положения.

Иные доводы жалобы заявителя и возражения заказчика приняты к оценке Комиссией Пермского УФАС России при принятии настоящего решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПрестижСтройСервис» (ИНН: 5904135096) (вх. № 004620) на действия ООО «Теплосервис» (ИНН: 5957008140); Комиссии по осуществлению закупок ООО «Теплосервис» при организации и проведении мониторинга рынка на Поставку расходных материалов для принтеров и копировально-множительной техники (извещение № 31907594725, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Установить в действиях Комиссии по осуществлению закупок ООО «Теплосервис» факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; п. 11.2.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Теплосервис»
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны