Решение (комиссия) б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 29 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя комиссии: <...>, заместителя руководителя Управления; Членов комиссии: <...>, начальника отдела контроля монополистической деятельности, <...>, заместителя начальника отдела
контроля монополистической деятельности; <...>, ведущего специалиста-
эксперта отдела контроля монополистической деятельности, <...>, ведущего
специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев материалы дела № 059/01/10-442/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения ПАО «Россети Урал» (ОГРН: 1056604000970, ИНН: 6671163413; юридический адрес: 620026, Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, стр. 140) пункта 3 части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту –
Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действий по замене
расчетного прибора учета ввиду отсутствия законных оснований, определив при этом в
качестве места установки прибора учета иное место, которое не было согласовано
сторонами в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в
эксплуатацию приборов учета электрической энергии в качестве мест установки прибора
учета, что приводит или может привести к ущемлению интересов смежной сетевой
организации ООО «Энергосервис Звездного» в сфере предпринимательской деятельности
и (или) неопределенного круга потребителей, руководствуясь ч. 13 ст. 44 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
поступило заявление ООО «Энергосервис Звездного» (вх. № 1310/23 от 31.01.2023) о
нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Урал»
выразившегося в осуществлении действий по замене расчетного прибора учета ввиду
отсутствия законных оснований, определив при этом в качестве места установки прибора
учета иное место, которое не было согласовано сторонами в документах о технологическом
присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической
энергии в качестве мест установки прибора учета, что приводит или может привести к
ущемлению интересов смежной сетевой организации ООО «Энергосервис Звездного» в
сфере предпринимательской деятельности.
Из материалов по заявлению следует, что ООО «Энергосервис Звёздного»
принадлежит на праве собственности объект электросетевого хозяйства: сооружение
электроэнергетики, расположенное по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г.о.
ЗАТО Звездный, пгт. Звездный, кадастровый номер: 59:32:4610008:407 – сеть
электроснабжения: кабельные и воздушные линии электропередач 10 кВ - 754 м.; КТП №8,
площадь застройки 7,0 кв.м.
До момента перехода права собственности, указанный объект с 01.06.2021
находился во владении и пользовании ООО «Энергосервис Звёздного» на основании
договора аренды муниципального недвижимого имущества от 13.05.2021 №13-21,
заключенного с МУП ЖКХ «Гарант». В период с 01.01.2022 по 31.07.2022 объект
находился в субаренде у ООО «Краевая сетевая компания».
Объект ООО «Энергосервис Звездного» надлежащим образом подключен к
электрическим сетям ПАО «Россети Урал», что подтверждается актами об осуществлении
технологического присоединения от 06.09.2021 г. № 21-ПЭ/ЦЭС-45-35911, от 13.01.2022 г.
№ 22-ПЭ/ЦЭС-45-38251.
В соответствии с указанными актами, граница балансовой принадлежности и
эксплуатационной ответственности определена:
1. На опоре №64 ВЛ 10 кВ Комета, т.е на контактах подключения ответвления
ВЛ 10кВ в сторону ТП-00162. Установлена между ПО ЦЭС и КБУ «Связист», ОАО
«Уралсвязьинформ», Актом от 22.06.2001г.
2. На опоре №2 ВЛ 10 кВ, т.е на контактах подключения ответвления ВЛ 10кВ в
сторону ТП-00508. Установлена между КБУ «Связист», ОАО «Уралсвязьинформ» и
объектом заявителя.
Пунктом 3 актов определено, что в эксплуатации ПАО «Россети Урал» находится
ПС 110/10 кВ Янычи, КВЛ 10кВ Комета; в эксплуатации заявителя находится ТП-00508,
прибор учета.
Объем полезного отпуска по указанному объекту электросетевого хозяйства
определялся исходя из приборов учета СЕ 301 R33043 JAZ №094183626 (в период до
23.12.2021г.), Меркурий 234 ARTM2-03 DPBR.G №41979256 (в период с 23.12.2021г. по
09.02.2022г.), Меркурий 234 ARTM-03 PB.G №35317643 (в период с 09.02.2022г.), которые
были установлены в РУ-0,4 кВ ТП-00508, что подтверждается актами замены, проверки и
допуска в эксплуатацию от 23.12.2021 №45-43-58/ЛК; от 09.02.2022 №45-43-58/44 ЛК.
Указанные приборы учета были допущены в эксплуатацию в качестве расчетных, что
также следует из актов.
В январе 2023 г. ПАО «Россети Урал» осуществило замену расчетного прибора
учета Меркурий 234 ARTM-03 PB.G №35317643 на РИМ 384.02 №005051М, 005050S,
установив последний на отпайке ВЛ-10кВ, опора №2 в сторону ТП 00508 (акт замены от
11.01.2023 №А210025444). Акт составлен в присутствии представителей сторон с
разногласиями.
ПАО «Россети Урал» направило в адрес ООО «Энергосервис Звёздный»
уведомление (№ б/н от 26.01.2023г.) о демонтаже прибора учета Меркурий 234 ARTM-03
PB.G №35317643, ввиду того, что с 11.01.2023г. он не является расчетным.
ООО «Энергосеврвис Звездного» в своем заявлении указывает, что общество не
согласно с действиями ПАО «Россети Урал», указывает, что действия общества по
навязыванию использования незаконно установленного прибора учета в качестве
расчетного, допуск указанного прибора в эксплуатацию в одностороннем порядке с
нарушениями порядка допуска приборов учета в эксплуатацию, незаконное понуждение к
демонтажу расчетного прибора учета являются действиями занимающего доминирующее
положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов
других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности,
поскольку определение объемов полезного отпуска электрической энергии, а также
согласование этих объемов с ПАО «Россети Урал» с использованием незаконно
установленного и незаконно допущенного в эксплуатацию прибора учета напрямую влияет
на права и обязанности субъектов розничных рынков электрической энергии в части
размера оплаты объема полезного отпуска, объема подлежащих покупке сетевой
организацией потерь, возникающих в объектах электросетевого хозяйства.
ПАО «Россети Урал» указывает, что прибор учета РИМ 384.02 №005051М, 005050S
был установлен сетевой организацией в феврале 2022г., с целью исключения ошибок,
допущенных при составлении схемы учета электроэнергии, ввиду поступивших
обращений иных потребителей. Сетевой организацией было принято решение по допуску
спорного прибора учета в качестве расчетного в рамках реализации мероприятий по
снижению потерь электрической энергии, в том числе в сетях ООО «Энергосервис
Звездного», в связи с тем, что при проведении проверки сетевой организацией выявлено
существенное увеличение потерь на участке сети, принадлежащей заявителю.
Подтверждающих документов, с помощью которых можно определить первоначальную
дату установки спорного прибора учета, в материалах не содержится.
Вместе с тем, до 11.01.2023г. расчетные приборы учета были установлены в РУ
0,4кВ ТП-00508, т.е в границах балансовой принадлежности ООО «Энергосервис
Звездного», что подтверждается актами от 23.12.2021 №45-43-58/ЛК; от 09.02.2022 №45-
43-58/44 ЛК и допускает возможность достоверно установить информацию о местах
установки приборов учета. Однако, спорный прибор учета РИМ 384.02 №005051М,
005050S установлен на границе балансовой принадлежности субъектов.
Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках
регулируются разделом X Основных положений функционирования розничных рынков
электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442
(далее – Основные положения).
На основании п. 136 Основных положений гарантирующие поставщики и сетевые
организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на
розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в
эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также
нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета
электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе
посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):
при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или
истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или)
иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической
энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации
(гарантирующему поставщику);
в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств
(объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии
(мощности), за исключением установленных Федеральным законом «Об
электроэнергетике» случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных
жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными
(общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают
возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической
энергии (мощности).
Под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается
выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного
оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии
(мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со
дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры
прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого
учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора
учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной
поверки (абз. 8 п. 136 Основных положений).
Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы
по демонтажу ранее установленного прибора учета и (или) иного оборудования,
которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии
(мощности) и работы по установке прибора учета (абз. 10 п. 136 Основных положений).
В соответствии с абз. 2 п. 139 Основных положений собственники приборов учета
и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета
электрической энергии (мощности) на розничных рынках, а также собственники
(владельцы) и (или) пользователи объектов, на которых установлены такие приборы учета
и (или) иное оборудование, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы
учета и (или) иное оборудование, ограничивать к ним доступ, вмешиваться в процесс
удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных
трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для
обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии
(мощности), в том числе препятствовать проведению проверок целостности и
корректности их работы, использованию для этих целей данных, получаемых с
принадлежащих им приборов учета электрической энергии.
В силу положений п. 140 Основных положений определение объема потребления
(производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг
по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в
объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании: показаний приборов
учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета и
приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам
учета электрической энергии (мощности), и интеллектуальных систем учета электрической
энергии (мощности). Под показаниями прибора учета для целей настоящего документа
понимаются все показания и результаты измерений прибора учета электрической энергии,
которые используются в соответствии с настоящим документом для целей взаиморасчетов
за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными
поставками услуги.
Согласно абз. 3, 4 п. 147 Основных положений при установке приборов учета в
случаях, не связанных с технологическим присоединением, приборы учета подлежат
установке в местах, указанных в документах о технологическом присоединении и (или)
актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, при этом
необходимо руководствоваться документом (актом), который был оформлен и подписан
позднее.
При отсутствии информации о местах установки приборов учета в документах о
технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета
электрической энергии или отсутствии технической возможности установки прибора учета
в указанных местах, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета
подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики
(энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть
установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств)
смежного субъекта.
На основании п. 151 Основных положений сетевые организации и гарантирующие
поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с
технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а
также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным
лицам, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Установка прибора учета и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор
учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 1
апреля 2020 г. или ранее, должны быть осуществлены до 31 декабря 2023 г. В иных случаях
установка, замена или с учетом положений пункта 136 настоящего документа поверка
прибора учета электрической энергии и допуск к эксплуатации прибора учета
электрической энергии должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев:
с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора
учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения
(оказания услуг по передаче электрической энергии);
в иных случаях при нахождении прибора учета в границах балансовой
принадлежности энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической
энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) - с даты получения обращения
потребителя (производителя) электрической энергии, сетевой организации или иного
владельца объектов электросетевого хозяйства об истечении интервала между поверками,
срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его
неисправности. Обращение в отношении коллективного (общедомового) прибора учета
направляется лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, а при
непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме -
лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений;
с даты выявления истечения срока поверки, срока эксплуатации, неисправности
прибора учета в ходе проведения его проверки в установленном настоящим документом
порядке;
с даты признания прибора учета утраченным.
Таким образом, исходя из указанных норм следует, что приборы учета подлежат
установке в местах, указанных в документах о технологическом присоединении и (или)
актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, если иное не
определено соглашением сторон.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №
059/01/10-442/2023 Комиссией антимонопольного органа в действиях (бездействии) ПАО
«Россети Урал» было установлено иное нарушение, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона
о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление
хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого
являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)
ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том
числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не
относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и
(или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми
актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных
федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о
передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также
согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара,
в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (п. 3).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта
(группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке
определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким
хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на
общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять
с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на
этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается
положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном
рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч.ч 1, 5 ст. 5 Закона о защите
конкуренции).
Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление
хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения
или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также
иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами
монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
По смыслу вышеприведенных норм закона, для квалификации нарушения ч. 1 ст. 10
Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) конкретного лица, необходимо
установить наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном
рынке, а также факт того, что совершенные им действия в виде злоупотребления таким
положением не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо
могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или)
ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О
естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) субъектом
естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством
(реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче
электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий. ПАО
«Россети Урал», осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, является
субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на
общие условия обращения товара на этом рынке.
Из полученных материалов не следует, что прибор учета Меркурий 234 ARTM-03
PB.G №35317643 вышел из строя, срок эксплуатации и межпроверочный интервал истекли
или прибор учета не соответствует требованиям законодательства, в т.ч. в
антимонопольный орган не представлено достоверных доказательств, подтверждающих
наличие законных оснований у ПАО «Россети Урал» на осуществление установки (замены)
прибора учета, равно как и не представлено сведений о невозможности установки спорного
прибора учета в РУ 0,4кВ ТП-00508.
Исходя из этого, действия ПАО «Россети Урал» по установке (замене) расчетного
прибора учета, в т.ч. в ином месте, которое не было согласовано сторонами ранее в
документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию
приборов учета электрической энергии в качестве мест установки прибора учета, не
являются основанными на нормах действующего законодательства.
Рассмотрев полученные материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит
к выводу о навязывании ПАО «Россети Урал» невыгодных условий смежному субъекту, что
приводит или может привести к ущемлению интересов в сфере предпринимательской
деятельности.
В связи с наличием в действиях Публичного акционерного общества «Россети
Урал» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного
пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции», выразившегося в навязывании смежной территориальной сетевой
организации ООО «Энергосервис Звездного» незаконных и (или) невыгодных условий при
осуществлении установки (замены) прибора учета электрической энергии в нарушение
требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической
энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее —
Основные положения), что приводит или может привести к ущемлению интересов других
лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или)
неопределенного круга потребителей, Комиссией Пермского УФАС России на основании
части 3 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
06.09.2023 было выдано предупреждение ПАО «Россети Урал» о необходимости
прекращения указанных действий, имеющих признаки нарушения антимонопольного
законодательства (вх. № 9064/23). 22.09.2023 ПАО «Россети Урал» исполнило
предупреждение, о чем было сообщено в адрес Пермского УФАС России, а именно ПАО
«Россети Урал» издало Распоряжение от 21.09.2023 № 282 об усилении контроля за
исполнением п. 147 Основных положений № 442, а также прибор учета РИМ 384.02 №
005051 М; 005050 S, установленный на отпайке опоры № 2 в сторону ТП-00508, был
допущен к эксплуатации в качестве расчетного.
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии правовых
оснований квалифицировать действия (бездействие) ПАО «Россети Урал» как нарушающие
антимонопольное законодательство выразившегося в навязывании смежной
территориальной сетевой организации ООО «Энергосервис Звездного» незаконных и (или)
невыгодных условий при осуществлении установки (замены) прибора учета электрической
энергии, ввиду исполнения ПАО «Россети Урал» предупреждения о прекращении действий
(бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В силу ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения
предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и
лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за
нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает
рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия
нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях
(бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.4 статьи 41, статьей 48,
частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении Публичного акционерного
общества «Россети Урал» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного
законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии  <...><...><...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны