Решение №04751-19 Жалоба на действия организации ВКХ признана необоснованной от 16 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ИП Полякина К.Г.
№ 059/10/18.1-251/2019
«08» апреля 2019 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Пермского УФАС России,
Члены комиссии:
Бишова И.И., начальник отдела контроля в сфере строительства Пермского УФАС России;
Ивонин А.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Пермского УФАС России,
при участии ИП Полякина К.Г. (предъявлен паспорт <...> представителей: ИП Полякина К.Г. – <ФИО1> (доверенность от ...); ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» – <ФИО2> (доверенность от ...); Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края – <ФИО3> (доверенность от ...); Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми – <ФИО4> (доверенность от ...), <ФИО5> (доверенность от ...),
рассмотрев жалобу ИП Полякина К.Г. (вх. № 003757) (далее – заявитель) на действия ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее также – ООО «НОВОГОР-Прикамье»), выразившиеся в нарушении установленного действующим законодательством порядка заключения договора об осуществлении мероприятий по подключению объекта «Многоквартирные жилые дома по ул. Есенина, 9а в Дзержинском районе г. Перми», расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Есенина, 9а (заявление от <ДАТА1> вх. № ...), к централизованным системам водоснабжения и водоотведения,
УСТАНОВИЛА:
21.03.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ИП Полякина К.Г. на действия ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» при заключении договора об осуществлении мероприятий по подключению объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Заявитель указывает, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» нарушен порядок согласования с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления корректировки проекта инвестиционной программы в целях обеспечения технической возможности подключения строящегося объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, действия ООО «НОВОГОР-Прикамье» могут привести к нарушению прав заявителя как субъекта градостроительных отношений.
ООО «НОВОГОР-Прикамье» с доводами жалобы не согласно, представило письменные возражения на жалобу, в которых ссылается на принятие всех зависящих от хозяйствующего субъекта мер по заключения договора об осуществлении мероприятий по подключению объекта заявителя к централизованным системам водоснабжения и водоотведения путем направления соответствующих обращений в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (правопреемник Региональной службы по тарифам Пермского края) во исполнение требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения. Ввиду соответствующих отказов уполномоченных органов власти в согласовании и корректировке инвестиционной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории г. Перми заявителю подготовлен правомерный процедурный документ – отказ в заключении договоров об осуществлении мероприятий по подключению объекта заявителя к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Пермского УФАС России для участия в рассмотрении жалобы привлечены Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края и Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми согласно представленным письменным пояснениям находит действия ООО «НОВОГОР-Прикамье» правомерными ввиду того, что часть мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта заявителя к сетям инженерно-технического обеспечения, оказались учтенными ранее при планировании к строительству в микрорайоне Заостровка г. Перми иного объекта – многоквартирного дома социального использования по адресу: г. Пермь, ул. Маяковского, 57.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края также находит жалобу заявителя необоснованной, поскольку ООО «НОВОГОР-Прикамье» предприняты все зависящие от него меры в части подготовки обращений в уполномоченные органы для согласования и корректировки инвестиционной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории г. Перми с целью обеспечения технической возможности подключения объекта заявителя к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, а внесение изменений в инвестиционную программу в настоящем варианте повлечет недоступность тарифа для потребителей предоставляемых ООО «НОВОГОР-Прикамье» услуг в части превышения предельного уровня необходимой валовой выручки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей), при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в части:
- нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
- предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
- незаконного отказа в приеме документов, заявлений;
- предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В силу положений ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение в соответствии с п. 2 и 3 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допускается по истечении шести месяцев со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, утвердившего исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. № 403.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, ограничены.
Согласно ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 (далее – Правила № 644), подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении и Правилами № 644, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Положениями Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 645, предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять мероприятия по созданию централизованных систем холодного водоснабжения до земельного участка заявителя.
В соответствии с п. 91 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства в том числе оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
В силу ч. 8 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, является программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем горячего водоснабжения), установлен в Правилах разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641.
Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении, п. 101 Правил № 644 при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления обращения организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу ч. 11 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) отказывает во включении в инвестиционную программу организации мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при существовании одновременно следующих оснований:
- если нет свободной мощности на момент обращения заявителя и если отсутствуют в утвержденной инвестиционной программе организации мероприятия по развитию системы и снятию технических ограничений, позволяющие обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе объекта капитального строительства;
- если есть определение органа регулирования тарифов, вынесенное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о недоступности для потребителей предоставляемых организацией товаров и услуг в случае внесения изменений в инвестиционную программу с учетом необходимости реализации мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно ч. 12 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае принятия решения об отказе во включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) обязан обосновать отказ и предоставить заявителю информацию об иных возможностях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а организация, в которую обратился заявитель, вправе отказать заявителю в подключении (технологическом присоединении).
Заключение договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения закреплено в разделе 2 «Процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием» Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. № 403 (п.п. 37, 39 указанного перечня).
В соответствии с Постановлением Администрации г. Перми от 24.07.2013 г. № 604 ООО «НОВОГОР-Прикамье» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Перми в установленных зонах деятельности, определенных указанным постановлением.
Земельные участки, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Есенина, 9а (кад. №№ 59:01:4510610:16; 59:01:4510610:18), принадлежат на праве собственности физическому лицу <ФИО6>.
Между <ФИО6> и ИП Полякиным К.Г. <ДАТА2> заключен договор аренды указанных земельных участков (далее – договор аренды). Согласно п. 1.4 договора аренды земельные участки арендуются для строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов. Кроме того, по условиям договора аренды ИП Полякин К.Г. имеет право представлять интересы <ФИО6> в организациях, государственных органах, судах по всем вопросам использования земельных участков для строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов (п. 3.2 договора аренды).
<ДАТА1> ИП Полякин К.Г. обратился в ООО «НОВОГОР-Прикамье» с заявлением о заключении договора об осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта «Многоквартирные жилые дома по ул. Есенина, 9а в Дзержинском районе г. Перми», расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Есенина, 9а, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Письмом от <ДАТА3> (исх. № ...) ООО «НОВОГОР-Прикамье» сообщило заявителю об отсутствии технической возможности подключения объекта заявителя к централизованным системам водоснабжения и водоотведения ввиду отсутствия резерва пропускной способности существующих сетей водопровода и канализации микрорайона Заостровка г. Перми и отсутствия резерва мощности существующей канализационной насосной станции (КНС) «Речник». Во исполнение создания технической возможности подключения объекта заявителя необходимо выполнить следующие мероприятия:
- Запроектировать и построить блокировочную сеть водопровода Ø 300 мм между сетью водопровода Ø 250 мм и сетью водопровода Ø 300 мм в камере на пересечении ул. Красина – ул. Маяковского ориентировочной протяженностью 1,5 м;
- Запроектировать и построить участок сети водопровода Ø 250 мм (внутренний диаметр) от здания по ул. Маяковского, 40 (с подключением к сети водопровода Ø 300 мм по ул. Маяковского) до здания по ул. Маяковского, 37/2 ориентировочной протяженностью 160 м;
- Запроектировать и выполнить реконструкцию сетей канализации от точки подключения объекта в дворовую сеть канализации Ø 200 мм здания по ул. Есенина, 11 до КНС «Речник» с увеличением диаметра до Ø 300 мм и расчетных уклонов ориентировочной протяженностью 465 м;
- Запроектировать и выполнить реконструкции КНС «Речник»;
- Построить 2-й напорный коллектор Ø 400 мм от КНС «Речник» до камеры гашения напора (КГН) перед врезкой в коллектор Ø 1500 мм на пересечении ул. Трамвайная и ул. Вишерская ориентировочной протяженностью 2785 м.
ООО «НОВОГОР-Прикамье» сообщило ИП Полякину К.Г., что в настоящее время выполнение этих мероприятий не включено в инвестиционную программу ООО «НОВОГОР-Прикамье» в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории г. Перми на период 2018-2022 г.г., однако во исполнение положений законодательства в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «НОВОГОР-Прикамье» в связи с имеющейся соответствующей публично-правовой обязанностью направит предложение в уполномоченные органы власти о включении вышеуказанных мероприятий в инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Кроме того, ООО «НОВОГОР-Прикамье» предупредило заявителя о возможности отказа в заключении договора об осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта заявителя к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в случае невключения в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения заявителя.
Также <ДАТА3> ООО «НОВОГОР-Прикамье» обратилось в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (исх. № ... от <ДАТА3>) во исполнение процедуры рассмотрения заявления ИП Полякина К.Г. В частности, ООО «НОВОГОР-Прикамье» указало на уже запланированное выполнение мероприятий по п.п. 4-5 за счет средств муниципального бюджета в рамках муниципальной программы «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми», утвержденной постановлением администрации г. Перми от 19.10.2018 г. № 794, в связи с чем для выполнения всех мероприятий, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения объекта заявителя и увеличить резерв пропускной способности существующих сетей водопровода и канализации микрорайона Заостровка г. Перми, от Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми требуется направление в адрес ООО «НОВОГОР-Прикамье» технического задания на корректировку инвестиционной программы с целью дальнейшего направления пакета документов в орган государственного власти Пермского края в сфере тарифного регулирования.
Из анализа письма департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от <ДАТА4> (исх. № ...) следует, что три из пяти планируемых мероприятий во исполнение создания технической возможности подключения объекта заявителя заложены в муниципальную программу «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми», утвержденную постановлением администрации г. Перми от 19.10.2018 г. № 794, с определенным муниципальным бюджетным источником финансирования, а включение в инвестиционную программу расходов на мероприятия, обеспеченные бюджетом г. Перми, противоречит Правилам разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641. На данном основании департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми отказал ООО «НОВОГОР-Прикамье» в разработке технического задания на корректировку инвестиционной программы в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2018-2022 г.г.
Во исполнение принятия исчерпывающих мер по процедуре обращения в уполномоченные органы власти для создания технической возможности подключения объекта заявителя к системам водоснабжения и водоотведения ООО «НОВОГОР-Прикамье» направило <ДАТА5> в Региональную службу по тарифам Пермского края проект корректировки инвестиционной программы (исх. № ...), приложив отказ департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми в разработке технического задания на корректировку инвестиционной программы.
Кроме ранее указанных доводов об отсутствии технического задания на корректировку и согласования на корректировку инвестиционной программы со стороны департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми и отсутствия технической возможности подключения объекта заявителя, Региональная служба по тарифам Пермского края в письме от <ДАТА6> (исх. № ...) указало ООО «НОВОГОР-Прикамье», что внесение изменений в инвестиционную программу повлечет недоступность тарифа для потребителей предоставляемых ООО «НОВОГОР-Прикамье» услуг, в связи с чем отказывает в корректировке инвестиционной программы ООО «НОВОГОР-Прикамье».
Комиссия Пермского УФАС России находит правомерными действия ООО «НОВОГОР-Прикамье» по процедуре направления обращений в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления в связи с отсутствием технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, поскольку в рассматриваемом случае признаки нарушения содержали бы действия (бездействие) ООО «НОВОГОР-Прикамье» в части необращения в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми и Региональную службу по тарифам Пермского края (в настоящее время – Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края) в части несоблюдения установленной законодательством процедуры корректировки инвестиционной программы организации водопроводно-канализационного хозяйства.
По результатам отказов уполномоченных органов в корректировке инвестиционной программе ООО «НОВОГОР-Прикамье» направило в адрес заявителя правомерный итоговый процессуальный документ – отказ в заключении договора об осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта заявителя к централизованным системам водоснабжения водоотведения, о чем ООО «НОВОГОР-Прикамье» заблаговременно известило заявителя в письме от <ДАТА3> исх. № ... .
На момент предоставления отказа в корректировке инвестиционной программы ООО «НОВОГОР-Прикамье» функции в сфере развития водоснабжения и водоотведения осуществляла Региональная служба по тарифам Пермского края и в соответствии с п. 3.7.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 17.05.2017 г. № 360, утверждала инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В соответствии с п. 3.1.3 решения Пермской городской Думы от 26.06.2012 г. № 138 «О создании департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми» функция по утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, возложена на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми.
Также Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что отказы департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми и Региональной службы по тарифам Пермского края в корректировке инвестиционной программы ООО «НОВОГОР-Прикамье» правомерными и имеющими соответствующее экономическое, технологическое и правовое обоснование. Указанные документы подготовлены правомочными органами государственной власти и местного самоуправления.
Доводы заявителя о том, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» нарушены положения п. 14 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641, признаются Комиссией Пермского УФАС России несостоятельными в силу того, что заявитель ошибочно квалифицирует рассматриваемые действия ООО «НОВОГОР-Прикамье» в качестве действий по согласованию проекта инвестиционной программы. При этом в п. 14 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641, описываются действия организации водопроводно-канализационного хозяйства, в отношении которых не имеется утвержденной ранее инвестиционной программы. Однако к моменту обращения заявителя в ООО «НОВОГОР-Прикамье» с заявлением о заключении договора подключения инвестиционная программа хозяйствующего субъекта уже была утверждена на период 2018-2022 г.г. приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 27.11.2017 г. № СЭД-46-04-38-11 в редакции приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 31.08.2018 г. № СЭД-46-04-38-8.
Рассматриваемые в настоящей жалобе действия ООО «НОВОГОР-Прикамье» являются действиями не по утверждению, а по корректировке инвестиционной программы. При этом действия по корректировке инвестиционной программы регулируются иными нормами Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641.
Так, законодательством предусмотрена процедура обращения ООО «НОВОГОР-Прикамье» в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми не в целях самой корректировки инвестиционной программы, а в целях выдачи технического задания, на основании которого корректируется уже утвержденная инвестиционная программа (п.п. 33, 34 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641). Без совершения департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми действий по разработке технического задания для корректировки инвестиционной программы Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (Региональная служба по тарифам Пермского края) не имеет правовых оснований для совершения последующих процессуальных действий по существу.
Из представленных в материалы жалобы документов следует, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» обратилось в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми не за согласованием проекта корректировки инвестиционной программы, а за выдачей технического задания на разработку проекта корректировки, а органом местного самоуправления в утверждении технического задания было отказано по ранее описанным основаниям.
Комиссия Пермского УФАС России не имеет оснований согласиться с доводами заявителя о наличии технической возможности подключения объекта заявителя ввиду осуществленного включения мероприятий по увеличению резерва пропускной способности существующих сетей водопровода и канализации микрорайона Заостровка г. Перми в муниципальную программу «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми», утвержденную постановлением администрации г. Перми от 19.10.2018 г. № 794. Выполнение данных мероприятий предполагает строительство и реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства, ввод в эксплуатацию которых будет подтверждаться составлением соответствующих актов о вводе в эксплуатацию на финальном этапе реализации муниципальной программы в 2020 г.
Поскольку оценка наличия технической возможности производится не с расчетом планируемых к строительству объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а исходя из фактического количества введенных в эксплуатацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства, Комиссия Пермского УФАС России повторно приходит к выводу об отсутствии на дату обращения ИП Полякина К.Г. в ООО «НОВОГОР-Прикамье» технической возможности подключения объекта заявителя к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
При этом Комиссия Пермского УФАС России не соглашается с доводами заявителя о неправомерности обращения ООО «НОВОГОР-Прикамье» в уполномоченные органы по вопросам корректировки инвестиционной программы при обладании сведениями о выполнении части мероприятий по увеличению резерва пропускной способности существующих сетей водопровода и канализации микрорайона Заостровка г. Перми за счет бюджета г. Перми, поскольку источниками финансирования инвестиционной программы могут являться собственные средства регулируемой организации, займы и кредиты, бюджетные средства по каждой централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения с выделением расходов концедента на строительство, модернизацию и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения по каждой централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения при наличии таких расходов, а также прочие источники (пп. «д» п. 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641).
Согласно ч. 5.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о том, что срок обжалования действий ООО «НОВОГОР-Прикамье» не пропущен, так как отказ в заключении договора об осуществлении мероприятий по осуществления подключения (технологического присоединении) объекта заявителя к централизованным системам водоснабжения и водоотведения подготовлен ООО «НОВОГОР-Прикамье» <ДАТА7> (повторно направлен <ДАТА8>).
Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Полякина Константина Георгиевича на действия ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» по заключению договора об осуществлении мероприятий по подключению объекта «Многоквартирные жилые дома по ул. Есенина, 9а в Дзержинском районе г. Перми», расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Есенина, 9а (заявление от <ДАТА1> вх. № ...), к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии Н.А. Хаснуллин
Члены Комиссии И.И. Бишова
А.С. Ивонин