Решение №03148-21 Решение по жалобе от 19 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 


                                                                                               

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

_______  № __________

         

На №  __________  от  ________________

 

 

ООО «ПИК-Эксперт»

117036, г. Москва, ул. Гримау,

д. 10а стр., часть ком. 5


ФБУ «Пермский ЦСМ»

614068, г. Пермь, ул. Борчанинова, 85

 

Электронная торговая площадка

АО «Сбербанк-АСТ»                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Дело № 059/07/3-228/2021

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ПИК-Эксперт» (вх. № 003041)

 

«16» марта 2021 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<…>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Члены комиссии:

<…>, заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

после перерыва, посредством видеоконференцсвязи, без участия сторон,

рассмотрев жалобу ООО «ПИК-Эксперт» (вх. № 003041) (далее – заявитель) на действия ФБУ «Пермский ЦСМ», Закупочной комиссии (далее – организатор торгов) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку компаратора массы МСМ или эквивалента (извещение № 32109932999, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.02.2021 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к тому, что под условия Технического задания подпадает только один производитель, что  приводит к ограничению конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае" (далее – Положение) и Документацией об открытом аукционе (далее – Документация), опубликованной на официальном сайте закупок 28.01.2021г. (с учетом изменений от 10.02.2021г.).

Согласно извещению дата окончания подачи заявок – 19.02.2021г., дата подведения итогов - 25.02.2021 г.

Как следует из протоколов по закупке от 20.02.2021г. для участия в закупке поступила, была рассмотрена и соответствовала требованиям одна заявка – ООО «САРТОРИУС РУС» с которой было решено заключить договор.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах, в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 5 Информационной карты раздела «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки" предусмотрено, что заявка подготавливается в соответствии с формами Раздела II.

Так, п. 2 Формы № 1 Раздела II Документации содержит необходимость согласия участника участвовать в аукционе на условиях, установленных в извещении и документации, а также согласие поставить товар в соответствии с требованиями документации.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Аналогичное указано в п. 3 ч. 3 ст. 13 Положения о закупке.

Пунктом 5 Документации установлено, что в составе заявки на участие в аукционе участник должен представить предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара и иные предложения об условиях исполнения договора по Форме 2 «Предложение на поставку товара».

В Форме 2 Документации указано, что значение товара заполняется в соответствии с Разделом III «Техническое задание».

Так, п. 2 Раздела III Документации «Техническое задание» предусмотрены требования к метрологическим и техническим характеристикам товара, в том числе:

 

№ п/п

Наименование параметра (характеристики)

Значение

характеристики

1

Значение максимальной нагрузки, не более, г

2 500

2

Электрический диапазон взвешивания и тарирования, г

от 0 до 2 500

3

Действительная цена деления d, не более, мг

0,1

4

Среднее квадратичное отклонение показаний (СКО), не более, ± мг:

до 250 г вкл.

свыше 250 г,

 

 

0,07

0,1

5

Номинальные значения массы поверяемых гирь (при минимальном числе циклов согласно ГОСТ OIML R 111-1-2009) – Класс точности поверяемых гирь:

Е1

Е2

F1

F2

M1

 

 

 

1 кг, 2 кг

500 г – 2 кг

100 г – 2 кг

5 г – 2 кг

500 мг – 2 кг

 

Основной уставной деятельностью Заказчика является оказание услуг в области обеспечения единства измерений, т.е. услуг по поверке средств измерений.

Так, Уставом ФБУ «Пермский ЦСМ» предусмотрено, что задачей учреждения является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений.

С учетом специфики использования приобретаемого товара Заказчиком при описании закупки были сформированы требования к техническим характеристикам товара. Поверка гирь класса точности F2 входит в область аккредитации Заказчика и в данном случае, согласно пояснениям Заказчика, закупаемый компаратор массы приобретается для Березниковского филиала ФБУ «Пермский ЦСМ», где имеется высокая потребность в его приобретении для проведения поверки гирь класса точности F2, а потребности заказчика является определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки.

Как пояснил Заказчик, в соответствии с п. 2.2.1.4 «Государственная поверочная схема для средств измерений массы», утвержденная приказом Росстандарта № 2818 от 29.12.2018г., пределы допускаемых значений СКО компаратора для поверки гирь различных классов точности должны соответствовать значениям:

200 грамм F1 – СКО одного цикла АВА должно быть меньше или равно – 0,133 мг

200 грамм F2 – СКО одного цикла АВА должно быть меньше или равно – 0,400 мг

200 грамм M1 – СКО для одного цикла АВА должно быть меньше или равно – 0,133 мг,

Кроме того, п. 3.3.5 «Государственная поверочная схема для средств измерений массы» предусмотрено, что для гирь с классом точности F2, пределы допускаемых значений СКО компаратора должны соответствовать значениям:

10 грамм F2 – СКО для одного цикла АВВА должно быть меньше или равно – 0,08 мг.

В пп. 5 п. 2 «Технического задания» Документации Заказчиком указаны требования к данным поверяемым гирям, а также предусмотрено право предложения эквивалента.

Позиция Заявителя относительно необходимости изменить диапазон СКО с «до 250 г вкл.» установленных Заказчиком на диапазон СКО «до 100 г вкл.» не может свидетельствовать о незаконности действий Заказчика и признается необоснованной, ввиду того, что установленный Заказчиком диапазон СКО включает, в том числе 100 г.

Кроме того, Заявитель в своих возражениях от 16.03.2021г. указывает, что меньший диапазон: до 100 г вкл. -  0,07 ;  свыше 100 г  - 0,1 не ухудшает технические характеристики компаратора и не ограничивает конкуренцию.

При этом, в материалах жалобы не имеется доказательств нарушения прав Заявителя, невозможности поставки эквивалента, ограничения конкуренции, отклонения заявки по причине указания меньшего диапазона, отсутствия иных производителей.  

 Так, в силу п. 16 Раздела I Информационной карты заявка признается несоответствующей требованиям в случае:

- непредставления обязательных документов либо наличия в них недостоверных сведений;

- несоответствия участника требованиям, установленным в п. 10 Информационной карты;

- невнесения денежных средств.

Отказ в допуске по иным основаниям не допускается.

Более того, из анализа материалов жалобы следует, что жалоба Заявителя, где, фактически, выражалось несогласие с установленными Заказчиком в техническом задании требованиями к поставляемому товару, в связи с чем, невозможно поставить оборудование с эквивалентными характеристиками,  поступила в адрес Пермского УФАС России 25.02.2021 г. тогда как, дата окончания подачи заявок - 19.02.2021 г. Соответственно, жалоба Заявителя поступила после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Дополнительно отмечаем, что Заявитель заявку на участие в такой процедуре не подавал и не обосновал соотношение обжалуемых действий с основаниями, указанными в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, где полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в рамках указанного Закона ограничены. Норма ч. 10 ст. 3 Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим. Соответственно, заявленные доводы жалобы надлежит признать необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПИК-Эксперт» (вх. № 003041) на действия ФБУ «Пермский ЦСМ», Закупочной комиссии  при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку компаратора массы МСМ или эквивалента (извещение № 32109932999, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
  2. Предписание не выдавать.

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                         <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                <…>

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                     <…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<….>, (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны