Решение №03148-21 Решение по жалобе от 19 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
_______ № __________
На № __________ от ________________
|
ООО «ПИК-Эксперт»
117036, г. Москва, ул. Гримау,
д. 10а стр., часть ком. 5
ФБУ «Пермский ЦСМ»
614068, г. Пермь, ул. Борчанинова, 85
Электронная торговая площадка
АО «Сбербанк-АСТ»
Дело № 059/07/3-228/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ПИК-Эксперт» (вх. № 003041)
«16» марта 2021 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<…>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,
Члены комиссии:
<…>, заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
после перерыва, посредством видеоконференцсвязи, без участия сторон,
рассмотрев жалобу ООО «ПИК-Эксперт» (вх. № 003041) (далее – заявитель) на действия ФБУ «Пермский ЦСМ», Закупочной комиссии (далее – организатор торгов) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку компаратора массы МСМ или эквивалента (извещение № 32109932999, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
25.02.2021 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к тому, что под условия Технического задания подпадает только один производитель, что приводит к ограничению конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае" (далее – Положение) и Документацией об открытом аукционе (далее – Документация), опубликованной на официальном сайте закупок 28.01.2021г. (с учетом изменений от 10.02.2021г.).
Согласно извещению дата окончания подачи заявок – 19.02.2021г., дата подведения итогов - 25.02.2021 г.
Как следует из протоколов по закупке от 20.02.2021г. для участия в закупке поступила, была рассмотрена и соответствовала требованиям одна заявка – ООО «САРТОРИУС РУС» с которой было решено заключить договор.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах, в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 5 Информационной карты раздела «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки" предусмотрено, что заявка подготавливается в соответствии с формами Раздела II.
Так, п. 2 Формы № 1 Раздела II Документации содержит необходимость согласия участника участвовать в аукционе на условиях, установленных в извещении и документации, а также согласие поставить товар в соответствии с требованиями документации.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Аналогичное указано в п. 3 ч. 3 ст. 13 Положения о закупке.
Пунктом 5 Документации установлено, что в составе заявки на участие в аукционе участник должен представить предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара и иные предложения об условиях исполнения договора по Форме 2 «Предложение на поставку товара».
В Форме 2 Документации указано, что значение товара заполняется в соответствии с Разделом III «Техническое задание».
Так, п. 2 Раздела III Документации «Техническое задание» предусмотрены требования к метрологическим и техническим характеристикам товара, в том числе:
№ п/п |
Наименование параметра (характеристики) |
Значение характеристики |
1 |
Значение максимальной нагрузки, не более, г |
2 500 |
2 |
Электрический диапазон взвешивания и тарирования, г |
от 0 до 2 500 |
3 |
Действительная цена деления d, не более, мг |
0,1 |
4 |
Среднее квадратичное отклонение показаний (СКО), не более, ± мг: до 250 г вкл. свыше 250 г, |
0,07 0,1 |
5 |
Номинальные значения массы поверяемых гирь (при минимальном числе циклов согласно ГОСТ OIML R 111-1-2009) – Класс точности поверяемых гирь: Е1 Е2 F1 F2 M1 |
1 кг, 2 кг 500 г – 2 кг 100 г – 2 кг 5 г – 2 кг 500 мг – 2 кг |
Основной уставной деятельностью Заказчика является оказание услуг в области обеспечения единства измерений, т.е. услуг по поверке средств измерений.
Так, Уставом ФБУ «Пермский ЦСМ» предусмотрено, что задачей учреждения является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений.
С учетом специфики использования приобретаемого товара Заказчиком при описании закупки были сформированы требования к техническим характеристикам товара. Поверка гирь класса точности F2 входит в область аккредитации Заказчика и в данном случае, согласно пояснениям Заказчика, закупаемый компаратор массы приобретается для Березниковского филиала ФБУ «Пермский ЦСМ», где имеется высокая потребность в его приобретении для проведения поверки гирь класса точности F2, а потребности заказчика является определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки.
Как пояснил Заказчик, в соответствии с п. 2.2.1.4 «Государственная поверочная схема для средств измерений массы», утвержденная приказом Росстандарта № 2818 от 29.12.2018г., пределы допускаемых значений СКО компаратора для поверки гирь различных классов точности должны соответствовать значениям:
200 грамм F1 – СКО одного цикла АВА должно быть меньше или равно – 0,133 мг
200 грамм F2 – СКО одного цикла АВА должно быть меньше или равно – 0,400 мг
200 грамм M1 – СКО для одного цикла АВА должно быть меньше или равно – 0,133 мг,
Кроме того, п. 3.3.5 «Государственная поверочная схема для средств измерений массы» предусмотрено, что для гирь с классом точности F2, пределы допускаемых значений СКО компаратора должны соответствовать значениям:
10 грамм F2 – СКО для одного цикла АВВА должно быть меньше или равно – 0,08 мг.
В пп. 5 п. 2 «Технического задания» Документации Заказчиком указаны требования к данным поверяемым гирям, а также предусмотрено право предложения эквивалента.
Позиция Заявителя относительно необходимости изменить диапазон СКО с «до 250 г вкл.» установленных Заказчиком на диапазон СКО «до 100 г вкл.» не может свидетельствовать о незаконности действий Заказчика и признается необоснованной, ввиду того, что установленный Заказчиком диапазон СКО включает, в том числе 100 г.
Кроме того, Заявитель в своих возражениях от 16.03.2021г. указывает, что меньший диапазон: до 100 г вкл. - 0,07 ; свыше 100 г - 0,1 не ухудшает технические характеристики компаратора и не ограничивает конкуренцию.
При этом, в материалах жалобы не имеется доказательств нарушения прав Заявителя, невозможности поставки эквивалента, ограничения конкуренции, отклонения заявки по причине указания меньшего диапазона, отсутствия иных производителей.
Так, в силу п. 16 Раздела I Информационной карты заявка признается несоответствующей требованиям в случае:
- непредставления обязательных документов либо наличия в них недостоверных сведений;
- несоответствия участника требованиям, установленным в п. 10 Информационной карты;
- невнесения денежных средств.
Отказ в допуске по иным основаниям не допускается.
Более того, из анализа материалов жалобы следует, что жалоба Заявителя, где, фактически, выражалось несогласие с установленными Заказчиком в техническом задании требованиями к поставляемому товару, в связи с чем, невозможно поставить оборудование с эквивалентными характеристиками, поступила в адрес Пермского УФАС России 25.02.2021 г. тогда как, дата окончания подачи заявок - 19.02.2021 г. Соответственно, жалоба Заявителя поступила после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Дополнительно отмечаем, что Заявитель заявку на участие в такой процедуре не подавал и не обосновал соотношение обжалуемых действий с основаниями, указанными в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, где полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в рамках указанного Закона ограничены. Норма ч. 10 ст. 3 Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим. Соответственно, заявленные доводы жалобы надлежит признать необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ПИК-Эксперт» (вх. № 003041) на действия ФБУ «Пермский ЦСМ», Закупочной комиссии при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку компаратора массы МСМ или эквивалента (извещение № 32109932999, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
- Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<….>, (342) 235-10-36