Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе (вх. № 019628-15 от 18.12.2015 г.) от 26 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе  (вх. № 019628-15 от 18.12.2015 г.) о нарушении законодательства о закупках

11.01.2016 г.                                                                                                                                    г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу Стрикуна С.И. (далее – Заявитель) на действия Департамента финансов администрации г.Перми (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг на техническое обслуживание и сопровождение информационной системы по автоматизации бюджетного (бухгалтерского) учета (изв. № 0156300000515000031),

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению № 0156300000515000031 Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг на техническое обслуживание и сопровождение информационной системы по автоматизации бюджетного (бухгалтерского) учета.

По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии «Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установлено следующее.

  Требования к оказываемой услуге обозначены в Техническом задании документации о закупке.

Так, в соответствии с п.1.1 Технического задания в рамках настоящего технического задания предполагается техническое обслуживание и сопровождение информационной системы департамента финансов администрации города Перми (1С:Предприятие, конфигурация БГУ 8.3) по автоматизации бюджетного (бухгалтерского, налогового, управленческого) учета муниципальных учреждений с использованием средств шифровальных (криптографических) средств (далее – Система).

Заявитель указывает, что описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку, как указано в документации, в ходе оказания услуг должна быть использована документация, разработанная в рамках 2 этапа по итогам заключения иного контракта, который,  по мнению Заявителя, не исполнен.

Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать требования к услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемой услуге.

  Комиссия,  проанализировав требования Заказчика, полагает, что описание объекта закупки в спорной части соответствует приведенным выше нормам Закона о закупках.

  Убедительных доказательств обратного не  представлено, доводы же, изложенные в жалобе, носят предположительный характер.

Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, Заказчиком проводилась закупка № 0156300000514000032  на модернизацию информационной системы департамента финансов администрации города Перми по автоматизации бухгалтерского (бюджетного) учета с использованием криптографических средств защиты, ее техническое обслуживание и сопровождение.

По результатам ее проведения 18.11.2014 г. Заказчиком с ООО «Аудит Центр-Групп» был заключен контракт. Однако, поскольку обязательства не исполнялись надлежащим образом, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое, вопреки доводам Заявителя, опубликовано на официальном сайте в установленные Законом о закупках сроках.

Вместе  с тем, Комиссией установлено и подтверждено Заказчиком, что услуга, оказанная ООО «Аудит Центр-Групп» в рамках исполнения контракта, была оказана в объеме, достаточном для использования ее результатов при осуществлении спорной закупки.

Так, в частности, описание  системы,  изложенное в п.6 Приложения № 1 к документации, соответствует технической документации, разработанной в рамках 2 этапа контракта, заключенного с ООО «Аудит Центр-Групп», например, п.6 Технического задания - возможность подключения пользователей к информационной базе по протоколу HTTP (HTTPS) – стр.6 документа «Описание программного обеспечения» возможность подключения пользователей к информационной базе по протоколу HTTP (HTTPS), стр.12 документа «Программа и методика приемочных испытаний» возможность подключения пользователей к информационной базе по протоколу HTTP (HTTPS и т.д.

Как указано выше, доказательств обратного не представлено.

При таких обстоятельствах Заказчиком нарушений требований Закона о закупках не допущено.

Согласно ч.20 ст.95 Закона о закупках,  решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

В документации о закупке (Раздел 16)  установлено положение о том, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя)  об одностороннем отказе от исполнения контракта направляется Заказчику в течение одного рабочего дня.

Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч.20 ст.95 Закона о закупках.

Комиссия признает заслуживающим внимания довод представителя Заказчика о том, что словосочетание «не позднее чем» придает норме, содержащейся в ч.20 ст.95 Закона о закупках,  диспозитивный характер, однако, полагает необходимым указывать спорное положение именно таким образом, как оно указано в Законе о закупках.

Кроме того, в данном же разделе документации установлены сроки для направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта  Заказчиком – не позднее чем в течение трех рабочих дней после его  принятия, что коррелирует с требованиями, содержащимися в ч.12 ст.95 Закона о закупках.

В соответствии с ч.2 ст.54 Закона о закупках, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч.3 названной статьи).

Аналогичные положения содержатся в конкурсной документации.

Между тем,  согласно п.8.4 проекта контракта в течение 10 дней с даты подписания контракта Исполнитель обязан представить Заказчику оригинал банковской гарантии.

Представитель Заказчика пояснила, что данное требование установлено ошибочно.

При таких обстоятельствах Заказчиком нарушены требования ч.2 и ч.3 ст.54 Закона о закупках.

Единые требования к участникам закупки обозначены в ч.1 ст.31 Закона о закупках. В частности, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п.п. «г» п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В документации о закупке (Раздел 5) установлено требование о том, что в составе заявки необходимо представить документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Лицензия ФСБ России   на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационныхсистем,  защищенных  с  использованием  шифровальных  (криптографических) средств,  выполнению  работ,  оказанию   услуг   в   области   шифрования информации, техническому  обслуживанию  шифровальных  (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем,  защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое  обслуживание  шифровальных  (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем,  защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического  лица  или  индивидуального предпринимателя).

Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком при установлении указанного выше требования не конкретизированы виды работ, которые должны быть поименованы с лицензии.

В целях принятия объективного решения по жалобе Пермским УФАС России в адрес УФСБ по Пермскому краю (орган, осуществляющий лицензирование в данной сфере) был направлен запрос (исх. №  16156-15) о предоставлении информации о том, необходима ли лицензия для оказания услуг, являющихся объектом закупки, в случае, если лицензия необходима, какие виды деятельности должны быть в ней поименованы с учетом услуг, являющихся объектом закупки.

Из представленного ответа (вх. № 02031-15 от 30.12.2015 г.) следует, что с учетом положений технического задания спорная лицензия необходима, при этом, в соответствии с перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении  шифровальных (криптографических) средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313, для осуществления услуг по техническому обслуживанию информационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, в лицензии должны быть отражены следующие виды деятельности:

-ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических)  средств информационных систем,

-работы по обслуживанию  шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Таким образом, поскольку  в документации не указано, какие виды деятельности должны содержаться в лицензии, Заказчиком нарушено положение п.п. «г» п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Стрикуна С.И. на действия Департамента финансов администрации г.Перми при проведении открытого конкурса на оказание услуг на техническое обслуживание и сопровождение информационной системы по автоматизации бюджетного (бухгалтерского) учета (изв. № 0156300000515000031) обоснованной в части доводов, касающихся предоставление обеспечения исполнения контракта, в части срока направления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в части не указания видов деятельности, которые должны содержаться в лицензии.

2. Признать в действиях Департамента финансов администрации г.Перми нарушение ч.20 ст.95  Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.

3. Признать в действиях рушение ч.2  ст.54 Закона о закупках.

4. Признать в действиях Департамента финансов администрации г.Перми нарушение ч.3  ст.54 Закона о закупках.

  1. Признать в действиях Департамента финансов администрации г.Перми нарушение п.п. «г» п.1 ч.2 ст.51  Закона о закупках.
  2. . В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать предписание Департамента финансов администрации г.Перми, Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг.
  3. . Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика  к  административной ответственности за нарушение  требований Закона о закупках.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

 

11.01.2016 г.                                                                                                                                    г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

на основании решения по жалобе Стрикуна С.И.на действия Департамента финансов администрации г.Перми при проведении открытого конкурса на оказание услуг на техническое обслуживание и сопровождение информационной системы по автоматизации бюджетного (бухгалтерского) учета (изв. № 0156300000515000031),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. В целях устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг, Департаменту финансов администрации г.Перми совершить следующие действия:

  - отменить протокол вскрытия конвертов на участие в закупке от 22.12.2015 г.,

- отменить протокол рассмотрения   оценки заявок на участие в  открытом конкурсе от 29.12.2015 г.,

   -внести изменения в документацию о закупке на оказание услуг на техническое обслуживание и сопровождение информационной системы по автоматизации бюджетного (бухгалтерского) учета (изв. № 0156300000515000031),

-вернуть заявки участникам открытого конкурса,

-продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе,

-разместить соответствующую информацию на официальном сайте в сети Интернет.

2. В срок до 22.01.2016г. Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг, Департаменту финансов администрации г.Перми  исполнить  п. 1  настоящего предписания.

  3. В срок до 26.01.2016г. Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг, Департаменту финансов администрации г.Перми представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения п.1 настоящего предписания (с указанием заявителя жалобы).

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны