Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «МОБИЛ СИСТЕМС» (вх. № 019921) от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «МОБИЛ СИСТЕМС» (вх. № 019921)

«11» января 2016 г.                                                                                                                          г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д. Е., начальник отдела контроля органов власти;

Члены комиссии:

Белова А. Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Ваганова Е. Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев жалобу ООО «МОБИЛ СИСТЕМ» (вх. № 019921) (далее – заявитель) на действия ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ (далее – заказчик, организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок на техническое обслуживание контрольно-кассовых машин на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин для нужд ГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, извещение              № 31503058436 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка, торги),

УСТАНОВИЛА:

23.12.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика, при проведении торгов. В жалобе указано на несогласие с действиями организатора торгов при приёме заявок, а именно с требованием ответственного сотрудника заказчика сдать заявку на участие в запросе котировок в открытом виде (т.е. достать её из конверта и предъявить в незапечатанном виде). Заявитель просит учесть, что подал заявку во второй половине дня, последнего для подачи заявок, а победителем торгов признан участник, заявка которого поступила ещё позже, т.е. после того, как заказчику уже было известна цена договора заявителя. Изложенное, по мнению заявителя, противоречит требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения (от 11.01.2016 г. №08), в которых указывает на соответствие процедуры проведения торгов действующему законодательству, и обращает внимание, что в рассматриваемая закупка не подпадает под действие Закона о контрактной системе.

Представитель ООО «Уралтехника» поддержал позицию заказчика.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями в определенных случаях установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее также – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений, осуществляемых, в т.ч. в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – бюджетное учреждение обязан руководствоваться утверждённым и размещённым на официальном сайте Положением о закупках, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

08.12.2015 г. заказчиком на официальном сайте опубликованы извещение о торгах, закупочная документация (в т.ч. проект договора), техническое задание, иные документы и сведения. Датой окончания подачи заявок указано 15.12.2015 г., рассмотрение заявок и подведения итогов назначено на 16.12.2015 г. Также предусмотрено, что заявка на участие в запросе котировок подается участником процедуры согласно установленной формы и должна содержать предложение о цене договора.

Положение о закупках заказчика утверждено заместителем Министра здравоохранения РФ 31.03.2014 г. и в тот же день размещено на официальном сайте. Пунктом 6.2 Положения предусмотрено осуществление закупок путём проведения запроса котировок, т.е. конкурентным  способом закупок, при котором победителем признаётся участник, предложивший самую низкую цену. Также данным пунктом Положения предусмотрено, что заявки на участие в запросе котировок подаются в письменной форме

Пунктом 7.2 Положения установлено, что договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключатся такой договор должен быть заключен заказчиком не ранее 5 (дней) не позднее 20 (двадцати) дней со дня подписания итогового протокола..

16.12.2015 г. на официальном сайте размещён протокол закупки №К 51_12_15/223 согласно которого на участие в торгах поступили заявки от двух участников (ООО «Мобил Системс» - 15.12.2015 г. в 14:25 с ценой равной 326340 руб. и ООО»Уралтехника» - 15.12.2015 г. в 15:50 с ценой равной 312325 руб.). Победителем признано ООО «Уралтехника».

28.12.2015 г. по результатам закупки сторонами заключен договор возмездного оказания услуг №ЦБУТ0691.

Комиссия Пермского УФАС России не находит оснований для признания жалобы обоснованной, поскольку как верно отмечено заказчиком, в рассматриваемом случае положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не применимы.

В то же время нельзя  согласиться с законностью и обоснованностью такого порядка проведения процедуры запроса котировок, поскольку в нарушение требований ч. 2  ст. 1, ч. 3 ст. 3, п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках ни Положение о закупках заказчика, ни закупочная документация не регламентируют в достаточной степени процедуру подачи заявок на участие в закупке – способом запроса котировок. Подтверждением данному выводу являются и письменные пояснения организатора торгов по настоящей жалобе, в которых нет однозначного ответа, каким-образом следует подавать соответствующие заявки (в конверте либо в незапечатанном виде).

Также нельзя не учесть, что нарушением антимонопольного законодательства являются как действия, которые приводят к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на торгах, так и те которые могут иметь указанные негативные последствия. Следовательно, заказчику для соблюдения требований ст. 17 Закона о защите конкуренции необходимо организовать процедуру закупки таким образом, чтобы была максимально исключена возможность недобросовестной конкуренции, в т.ч. со стороны отдельных участников торгов, либо отдельных сотрудников заказчика, которым становятся известны условия заявок участников закупки до даты окончания срока их подачи.

Комиссия Пермского УФАС России соглашается с доводами заказчика, что заявителем не представлено каких-либо доказательств сговора между заказчиком и победителем торгов и фактической передачей сведений, содержащихся в заявке заявителя. Однако как указано выше, для признания нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, достаточно установить факт возможности наступления негативных последствий.

Нет оснований утверждать, что проведение закупки соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, если установлено, что имела место ситуация при которой заказчик имел возможность передать сведения о цене, содержащейся в заявке одного участника торгов, иным лицам, в т.ч. потенциальным участникам торгов – конкурентам первого.

Обращает на себя внимание, что заказчик при рассмотрении жалобы не оспаривал факт предъявления своим сотрудником, ответственным за приём заявок на участие в закупке, требования к представителю заявителя о подачи заявки в незапечатанном виде.

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании условий, при организации и проведении запроса котировок по извещению № 31503058436, результатом которых стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на торгах, в т.ч. путём предоставления отдельным участникам закупки преимущественных условий участия в закупке – предоставления доступа к информации о составе заявок иных участников закупки до окончания срока подачи соответствующих заявок.

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом, в ч.ч. 18, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. В связи с чем, исходя из содержания ч. 1, ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупках должно соответствовать положениям Гражданского кодекса РФ, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика не содержит положений в части установления срока не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор.

Учитывая вышеуказанные нормы, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать заказчику предписание о совершении действий, направленных на внесение изменений в Положение о закупке в части установления срока (не менее десяти дней) со дня размещения итогового протокола на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор.

Антимонопольным органом учтено, что в материалы дела представлен договор, заключенный по результатам торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МОБИЛ СИСТЕМ» (вх. № 019921) на действия ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ при организации и проведении запроса котировок на техническое обслуживание контрольно-кассовых машин на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин для нужд ГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, извещение № 31503058436 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», необоснованной.

2. Признать в действиях ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании условий, при организации и проведении запроса котировок по извещению № 31503058436, результатом которых стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на торгах, в т.ч. путём предоставления отдельным участникам закупки преимущественных условий участия в закупке – предоставления доступа к информации о составе заявок иных участников закупки до окончания срока подачи соответствующих заявок.

3. Выдать ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ обязательное для исполнения предписание о совершений действий, направленных на устранение допущенного нарушения, в т.ч. путём внесения изменений в Положение о закупках Учреждения.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                Д. Е. Баранов

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                        А.Н. Белова

 

 

                                    Е. Д. Ваганова                                                   

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Д. Е. Баранов, (342) 235-10-36.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе по жалобе ООО «МОБИЛ СИСТЕМС» (вх. № 019921)

 

«11» января 2016 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д. Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Ваганова Е. Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Белова А. Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов,

на основании решения Комиссии от 11.01.2016 г. по жалобе ООО «МОБИЛ СИСТЕМС» (вх. № 019921),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ в срок до 05.02.2016 г.:

 

1. Совершить действия, направленные обеспечение участникам закупок возможности реализации прав на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,              ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно внести изменения в Положение о закупках ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ утвержденное заместителем Министра здравоохранения РФ 31.03.2014 г., в части заключения договора по результатам закупок не ранее 10 дней, с момента размещения итогового протокола торгов на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет».

 

2. В срок до 12.02.2016 г. представить в адрес Пермского УФАС России подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.

 

Примечание. Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечет ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                  Д. Е. Баранов

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                    Е. Д. Ваганова

 

 

                                                                                                                                                       А. Н. Белова

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Д. Е. Баранов,

тел.(342) 235-10-36.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны