Предупреждение б/н Предупреждение ДВУ Госморнадзора от 26 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) рассмотрено заявление ООО «Азиатско-Тихоокеанская Танкерная компания» от 14.01.2016 № 102 (вх. № 179 от 14.01.2016) о нарушении ДВУ Госморнадзора антимонопольного законодательства в связи с принятием незаконного решения, оформленного приказом от 04.12.2015 № 149-ЛД, об отказе в выдаче лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
Исследованием материалов (документов, информации, пояснений), представленных ООО «АТТК» и ДВУ Госморнадзора, Приморским УФАС России установлено наличие признаков нарушения ДВУ Госморнадзора части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее-Закон о защите конкуренции), выразившегося в принятии незаконного решения, оформленного приказом от 04.12.2015 № 149-ЛД, об отказе в выдаче ООО «Азиатско-Тихоокеанская Танкерная компания» (далее - ООО «АТТК») лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (далее-лицензия), что ограничило конкуренцию и создало угрозу конкуренции (ограничило возможность осуществления хозяйствующим субъектом деятельности на соответствующем товарном рынке).
Приморским УФАС России вывод о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в указанных действиях ДВУ Госморнадзора сделан, исходя из следующего.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции) запрещает государственным органам (уполномоченным органам) совершать действия (бездействие), принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности пункт 2 часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержит прямой запрет органам власти (государственным органам и органам местного самоуправления) необоснованно препятствовать хозяйствующим субъектам в осуществлении деятельности, в то числе путем установления не предусмотренных законодательством требований.
Пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции прямо определяет, что установление государственным органом, предоставляющим государственные услуги, требований, не предусмотренных законодательством РФ, является признаком ограничения конкуренции.
Из пояснения ДВУ Госморнадзора от 09.02.2016 № 356 (вх. № 1068 от 15.02.2016) следует, что основанием для принятия решения, оформленного приказом от 04.12.2015 № 149-ЛД, об отказе в выдаче ООО «АТТК» лицензии явилось непредставление плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (плана ЛАРН), утвержденного и согласованного в установленном законодательством порядке, а именно непредставление положительного заключения экологической экспертизы плана ЛАРН.
Согласно правовой позиции, отраженной в судебных актах по делу № А51-10472/2015 и № А51-15998/2015, требование о представлении положительного заключения плана ЛАРН, не предусмотренного законодательством РФ, регулирующим предоставление государственной услуги - лицензирование погрузочно-разгрузочной (бункеровочной) деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, является неправомерным, план ЛАРН, необходимый для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, а равно для осуществления такой деятельности, не является объектом государственной экологической экспертизы, получение испрашиваемой ООО «АТТК» лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту не обусловлено и не зависит от наличия или отсутствия положительного заключения экологической экспертизы плана ЛАРН.
Правовая позиция относительно того, что план ЛАРН, предусматривающий мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов во время бункеровочных операций при эксплуатации танкера в границах акваторий морских портов, не является объектом государственной экологической экспертизы, отражена в письмах Минтранса России и Росприроднадзора, которые являются регуляторами, соответственно, в сфере морского транспорта и охраны окружающей среды (письма Минтранса России от 05.03.2015 и Росприродназора от 18.09.2015).
Доказательствами, представленными ООО «АТТК», подтверждено, что хозяйствующий субъект, являющийся собственником судна «Николай Кудаковский», выполнил все требования, предоставил все документы, предусмотренные Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193, и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензирования погрузочно – разгрузочной деятельности, утвержденным приказом Минтранса России от 30 апреля 2013 года № 160, в том числе план ЛАРН, в отношении которого не требуется прохождения государственной экологической экспертизы.
ДВУ Госморнадзором не предоставлено доказательств правомерности принятия решения, оформленного приказом от 04.12.2016 № 149-ЛД, об отказе в выдаче ООО «АТТК» лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морском порту.
При таких обстоятельствах принятие ДВУ Госморнадзора решения, оформленного приказом от 04.12.2015 № 149-ЛД, об отказе в выдаче ООО «АТТК» лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морском порту имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в указанных действиях ДВУ Госморнадзора и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Приморское УФАС России предупреждает ДВУ Росморнадзора о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства следующим путём:
1. отменить решение, оформленное приказом от 04.12.2015 № 149-ЛД, об отказе в выдаче Обществу с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанская Танкерная Компания» лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морском порт;
2. принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанская Танкерная Компания» лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах в соответствии с заявлениями Общества с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанская Танкерная Компания» от 16.04.2015, входящий номер <...> и от 29.09.2015 входящий номер <...> и выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанская Танкерная Компания» указанную лицензию.
Указанные действия, необходимо выполнить в срок до 10 марта 2016 года.
О выполнении предупреждения необходимо сообщить в Приморское УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
И.о. руководителя