Предупреждение б/н Предупреждение Администрации Дальнегорского городского округ... от 26 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) 15.12. 2015 года было возбуждено дело № 77/08-2015 по  признакам нарушения по признакам нарушения Администрацией Дальнегорского городского округа (ул.  Проспект 50 лет Октября, д. 125, г. Дальнегорск,   Приморский край, 692446) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении на безальтернативной основе ИП Белая Е.Л. статусом специализированной службы по погребению умерших на территории Дальнегорского городского округа,  что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на  локальном рынке оказания ритуальных услуг 

Вывод о наличии признаков   нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в указанных действиях администрации Приморским УФАС России сделан, исходя из следующего. 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Приморским УФАС России в результате исследования материалов, представленных Администрацией Дальнегорского городского округа и заявителем  установлено, что Постановлением № 1165-Па от 31.12.2010 администрация наделила индивидуального предпринимателя Белая Е.Л. функциями специализированной службы по погребению умерших на территории  Дальнегорского городского округа.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

Отношения, связанные с организацией ритуальных услуг, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении), следовательно, муниципальные нормативные акты в этой сфере не должны противоречить настоящему Федеральному закону. 

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона о погребении, погребение понимается как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как лица не имеющие специального статуса (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

При этом следует иметь в виду положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).

Кроме того, Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 Закона о погребении.

Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Поскольку ст. 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, иные юридические лица не лишены права заниматься этой деятельностью без такого статуса.

Кроме того, Закон о погребении не предоставляет органам местного самоуправления право наделять статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иные юридические лица, уже созданные.

В связи с чем, устанавливая ИП Белой Е.А., получившей статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, исключительное право на оказание услуг по оформлению документов, необходимых для погребения (справка о смерти), предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище и погребение, Администрация Дальнегорского ГО ввела ограничения для иных хозяйствующих субъектов, не имеющих вышеуказанного статуса, по осуществлению всего комплекса ритуальных услуг, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Таким образом, вышеуказанные нормы Положения противоречат требованиям антимонопольного законодательства, поскольку их применение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на локальном рынке оказания ритуальных услуг.

Учитывая вышеизложенное, наделение ИП Белая Е.Л. на безальтернативной основе статусом специализированной службы по погребению умерших на территории Дальнегорского ГО приводит к ограничению конкуренции и создает угрозу конкуренции на локальном рынке оказания ритуальных услуг, имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в указанных действиях Администрации Дальнегорского городского округа и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции  Приморское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения  указанных действий следующим   путём: 

1. Отмены Администрацией Дальнегорского городского округа Постановления № 1165-па от 31.12.2010 «Об определении специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Дальнегорского городского округа»; 

2. Проведения Администрацией Дальнегорского городского округа отбора организации для осуществления функции специализированной службы по вопросам похоронного дела, путем проведения конкурентных процедур.

Действия, указанные  в пунктах 1 и 2 предупреждения, необходимо выполнить в срок до  1 апреля 2016 года.

 О выполнении предупреждения  необходимо сообщить в Приморское УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции). 

В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции. В случае неисполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит дальнейшему рассмотрению (разъяснение ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15).

При условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (ч. 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

И.о. руководителя                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны