Решение №2484/23 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пр... от 17 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

рассмотрев жалобу ООО «Иннованта»

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО «Иннованта» на действия Заказчика – КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении конкурса в бумажной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение № 32312192564).

По мнению Заявителя, документация о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юридическими лицами» (далее – Закон о закупках), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о закупках, в том числе влечет ограничение количества участников закупки.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения.

Заслушав пояснения сторон, оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчик согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников конкурентной процедуры, сколько выявление в её результате лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. В обязанности Заказчика не входит обеспечение участия в закупке всех хозяйствующих субъектов участников рынка.

Как следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ по делу № 305-КГ17-2243, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № А51-11260/2019, не исключается признание действий заказчиков (отдельных видов юридических лиц) при проведении закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд нарушающими антимонопольное законодательство, Закон о закупках в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия», (в дальнейшем – ГОСТ 33933-2016) смеси белковые композитные сухие состоят из белков молока, или изолята соевого белка, или смеси белков молока и изолята соевого белка с добавлением одного или нескольких ингредиентов, в том числе минеральных веществ.

В таб. 2 п 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 установлено содержание минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами, составляет от 15,0 до 50,0 включ. % от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте. В таб. В.3 ГОСТ 33933-2016 содержится перечень минералов, которые могут быть в смеси белковой композитной сухой, а также содержатся требования к количеству таких минералов, в том числе и к количеству марганца в 20 г. от 0,3 до 1,0 мг включ. в пересчете на 100 г. от 1,5 до 5,0 мг включ., и к количеству молибдена в 20 г. от 10,0 до 35,0 мкг включ. в пересчете на 100 г. от 50,0 до 175,0 мкг включ.

Установленные требования в конкурсной документации на поставку смеси белковой композитной сухой к содержанию товара, а именно: марганца в количестве на 100г. от 1,5 до 5,0 мг включ. и молибдена в количестве на 100г. от 50,0 до 175,0 мкг включ. на 100 г. соответствует требованиям 223-ФЗ, Положению о закупках КГАУСО «СДИПИ» и ГОСТ 33933-2016.

Согласно методическим рекомендациям МР 2.3.1.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществ для различных групп населения РФ» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.07.2021) утверждены суточные нормы физиологических потребностей в минеральных веществах (в том числе кальций, марганец, молибден) для граждан старше 65 лет.

Методическими рекомендациями по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденным Постановлением Минтруда России от 15 февраля 2002 года № 12 определена пищевая ценность продуктовых наборов для организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Заказчик пояснил, что при размещении закупки на поставку смеси белковой композитной сухой Заказчиком была проанализирована потребность приобретения СБКС, ее состав в соответствии с соматическими патологиями проживающих клиентов в Учреждении.

Среди микроэлементов, необходимых для граждан пожилого возраста и инвалидов марганец и молибден имеют наибольшее значение. Марганец и молибден являются важнейшими микроэлементами в организме человека, поскольку необходимы для нормальной работы иммунной, нервной, сердечнососудистой систем, регулирования энергетических процессов в клетках, регенерации костной ткани, участвуют в процессах свертывания крови и защиты клеток от активных форм кислорода.

Из 504 проживающих в учреждении граждан, имеют следующие заболевания:

1. Болезни сердечно- сосудистой системы - 404 чел

2. Болезни центральной и периферической нервной системы - 293 чел

3. Болезни костно- мышечной системы - 278 чел

4. Болезни органов пищеварения - 234 чел

5. Болезни системы органов дыхания - 152 чел

6. Болезни эндокринной системы - 60 чел

Таким образом, возникает потребность обеспечения содержания марганца и молибдена в диетических профилактических рационах граждан пожилого возраста и инвалидов. Биодоступность Марганца и молибдена, поступающего с пищей, является низкой и составляет от 1 до 15%. Поэтому необходимо включение в рацион получателей социальных услуг пожилого возраста специализированных продуктов – источников марганца и молибдена.

Исходя из изложенного, оспариваемые Заявителем положения Документации о закупке направлены на удовлетворения потребности Заказчика.

При таких обстоятельствах Комиссия считает доводы, изложенные Заявителем необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Иннованта» на действия Заказчика – КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении конкурса в бумажной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение № 32312192564) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны