Решение б/н Решение № 025/01/15 - 524/2022 от 23 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № 025/01/15 - 524/2022

Резолютивная часть решения объявлена: 17 ноября 2022 года

Полный текст решения изготовлен: 23 ноября 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя комиссии <...> – руководителя управления; членов Комиссии: <...> – начальника отдела контроля органов власти; <...> - специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 025/01/15- 524/2022, возбужденное по признакам нарушения Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Хасанская центральная районная больница» (ОГРН: 1022501194979; ИНН: 2531007061; ул. Дружбы, 5, пгт. Славянка, Приморский край, 692701) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции)

в отсутствии лиц, привлеченных к участию в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приморским УФАС России на основании обращений граждан был рассмотрен вопрос о соответствии антимонопольному законодательству оказание ритуальных услуг ИП Щербина С.В. (далее-предприниматель) в помещении морга КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница» (далее-КГБУЗ).

По результатам рассмотрения данного вопроса установлено следующее.

Факт оказания предпринимателем услуг в здании (помещении) морга КГБУЗ подтверждается заявлениями граждан и представленными ими документами – прейскурантом цен на оказание ритуальных бытовых услуг, договором на оказание платных бытовых ритуальных услуг, исполнителем по которому указан предприниматель.

Согласно прейскуранту цен на оказание ритуальных бытовых услуг в морге КБУЗ ИП Щербина С.В. оказывал услуги по подготовке тела умершего к погребению (облачение в одежду, бритье, обувание, укладка в гроб), косметические услуги, бальзамирование, ушивание хирургических ран, облачение тела в ритуальные принадлежности. Прейскурантом также предусмотрена услуга по выдаче тел умерших после 14:00, в выходные и праздничные дни, стоимость которой -7000 рублей.

Договор на оказание платных бытовых ритуальных услуг подписывался в помещении морга, предусматривал оказание предпринимателем услуги по подготовке тела умершего к погребению согласно указанному прейскуранту. Услуги, оказываемые в морге лечебного учреждения, оплачивались на основании указанного договора по прейскуранту предпринимателя.

Таким образом, имело место фактическое предоставление помещений медицинского учреждения (морга) в пользование хозяйствующему субъекту (предпринимателю) для оказания ритуальных услуг.

Между тем, из письменных пояснений ответчика, подписанных главным врачом, следует, что КБУЗ не было известно о фактическом предоставлении помещений морга в пользование предпринимателю для оказания ритуальных услуг.

Такие данные свидетельствуют о неосуществлении КГБУЗ надлежащего контроля за деятельностью подведомственного паталогоанатомического отделения (морга) (его работников), вследствие чего были обеспечены преимущественные условия для осуществления отдельными хозяйствующими субъектами (в частности предпринимателем) деятельности по оказанию ритуальных услуг (по подготовке тел к захоронению) в здании (помещении) морга, что создало угрозу наступления последствий в виде ограничения конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Хасанского муниципального района.

При указанных обстоятельствах такое бездействие КГБУЗ признано Приморским УФАС России содержащим признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение от 04.05.2022 исх. № 3450/08 о необходимости принятия в установленном порядке мер, исключающих предоставление возможности отдельным хозяйствующим субъектам оказывать ритуальные услуги в здании (помещениях) морга, в том числе путем издания обязательного к исполнению сотрудниками морга соответствующего акта (приказа). Предупреждение подлежало выполнению в срок до 15 июня 2022 года.

В ответ на предупреждение КГБУЗ письмом от 15.06.2022 № 558 (вх. № 4074 от 15.06.2022) уведомило Приморское УФАС России о несогласии с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в обоснование продублировало доводы, указанные в ранее представленных пояснениях. Таким образом, КГБУЗ, по существу, отказалось выполнить предупреждение в установленный срок.

После завершения срока для выполнения предупреждения Приморское УФАС России в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции возбудило в отношении КГБУЗ данное дело о нарушении антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела одним из заявителей дополнительно были даны объяснения, которые подтвердили факт использования предпринимателем помещений медицинского учреждения (морга) для оказания ритуальных услуг.

КГБУЗ не представило Комиссии доказательств, опровергающих факты, изложенные в обращениях заявителей, не опровергло фактическое предоставление помещений морга в пользование предпринимателю для оказания ритуальных услуг, а также не представило доказательств принятия мер, направленных на проведение надлежащего контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности подведомственным паталогоанатомическим отделением (моргом), на предупреждение совершения сотрудниками морга действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством и создающих угрозу конкуренции.

Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения участники дела не представили пояснения, доказательства, доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Комиссия, исследовав материалы и оценив доказательства, имеющиеся в деле, установила следующее.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещает органам власти (государственным органам и органам местного самоуправления) и организациям, осуществляющим их функции, совершать действия (бездействие), принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют действия (бездействие), принятие актов указанных органов и организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции либо создают угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках, за исключением случаев, когда имеется норма иного федерального закона, допускающая принятие оспариваемого акта, осуществления действий (бездействия).

Материалами дела подтверждается и установлено Комиссией фактическое предоставление помещений медицинского учреждения (морга) в пользование хозяйствующему субъекту (предпринимателю) для оказания ритуальных услуг, бездействие КГБУЗ, выразившееся в непроведении надлежащего контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности подведомственным паталогоанатомическим отделением (моргом), непринятии мер, направленных на предупреждение совершения сотрудниками морга действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством и создающих угрозу конкуренции.

В результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в порядке, предусмотренном пунктом 10.7 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в редакции от 12.03.2020) (далее-Порядок), установлено следующее.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка - оказание ритуальных услуг (услуг по погребению и иных связанных с ним услуг, организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, предоставление услуг по погребению), а именно услуг по подготовке тел умерших к погребению;

Географические границы данного товарного рынка определяются территорией Хасанского муниципального района.

Временной интервал исследования – с февраля месяца 2022 года до даты проведения данного анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Вследствие действия (бездействия) КГБУЗ, выразившегося в не проведении надлежащего контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности подведомственным паталогоанатомическим отделением (моргом), непринятии мер, направленных на предупреждение совершения сотрудниками паталогоанатомического отделения недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством действий, в частности, по фактическому предоставлению помещений медицинского учреждения (морга) в пользование хозяйствующему субъекту, обеспечивается создание преимущественных условий (конкурентного преимущества) для осуществления отдельными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию ритуальных услуг (услуг по подготовке тел к захоронению), что создает угрозу наступления последствий в виде ограничения конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Хасанского муниципального района Приморского края.

Норма федерального закона, допускающая совершение указанного действия (бездействия), отсутствует.

При таких данных Приморское УФАС России приходит к выводу о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в бездействии КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница», выразившемся в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности подведомственным паталогоанатомическим отделением (моргом), непринятии мер, направленных на предупреждение совершения сотрудниками паталогоанатомического отделения недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством действий, в частности по фактическому предоставлению помещений медицинского учреждения (морга) в пользование отдельным хозяйствующим субъектам для оказания ритуальных услуг, вследствие чего были обеспечены преимущественные условия (конкурентные преимущества) для осуществления отдельными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию ритуальных услуг (услуг по подготовке тел к захоронению), создавшие угрозу наступления последствий в виде ограничения конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Хасанского муниципального района Приморского края.

Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Комиссия считает необходимым выдать КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница» обязательное для исполнения предписание.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт совершения Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Хасанская центральная районная больница» нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности подведомственным паталогоанатомическим отделением (моргом), непринятии мер, направленных на предупреждение совершения сотрудниками паталогоанатомического отделения недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством действий, в частности по фактическому предоставлению помещений медицинского учреждения (морга) в пользование отдельным хозяйствующим субъектам для оказания ритуальных услуг, вследствие чего были обеспечены преимущественные условия (конкурентные преимущества) для осуществления отдельными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию ритуальных услуг (услуг по подготовке тел к захоронению), создавшие угрозу наступления последствий в виде ограничения конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Хасанского муниципального района Приморского края.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется

3. Выдать КБУЗ «Хасанская ЦРБ» предписание о принятии мер, направленных на предупреждение совершения сотрудниками паталогоанатомического отделения (морга) недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством действий, в частности по фактическому предоставлению помещений медицинского учреждения (морга) в пользование отдельным хозяйствующим субъектам для оказания ритуальных услуг, обеспечивающих преимущественные условия (конкурентные преимущества) в осуществлении отдельными хозяйствующими субъектами данной деятельности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны