Решение №6143/24 Решение 025/07/3-774/2024 от 16 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

ФГБО УВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского»

ул. Верхнепортовая, д. 50А, д. 50А,

г. Владивосток, Приморский край, 690003

 

Заявитель –

ООО «Модус»

ул. Фадеева, д. 10 офис 308,

г. Владивосток, Приморский край, 6900341

 

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

ул. Каретный ряд, 2/1,

г. Москва, 127006

 

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 025/07/3-774/2024

16 августа 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...> – начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти,

<...>  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти, рассмотрев жалобу ООО «Модус» (далее - Заявитель),

в присутствии:

от Заявителя: представитель не прибыл;

от Заказчика: <...> – представители по доверенности;

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Модус» на действия Заказчика – ФГБО УВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» (далее - МГУ ИМ. АДМ. Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание слуг по разработке и внедрению информационной системы управления учебной и производственной деятельностью университета «Кадры и штаты» на базе программного продукта «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения 8» для МГУ им. адм. Г. И. Невельского (извещение № 32413838892).

По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), так как:

- критерии оценки определены с нарушением требований действующего законодательства, поскольку ставят вне равные условия участников закупки и ограничивают конкуренцию по отношению к участникам закупки;

- документация о закупке содержит разночтения в части размера обеспечения исполнения контракта.

Также Заявителем заявлено ходатайство о рассмотрении дополнительных доводов в части нарушения комиссией по осуществлению закупок требований действующего законодательства в рамках осуществления оценки заявок и присвоения баллов.

Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представлены письменные возражения.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

МГУ ИМ. АДМ. Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Разделом 6 документации о закупке определены критерии оценки и сопоставления заявок, величины значимости этих критериев, а также порядок присвоения заявке баллов, в соответствии с которым установлены следующие критерии:

 

Критерий оценки

Значимость критерия оценки, процентов

1.

Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги

10

2.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, проработка предложения (далее – «Квалификация участников»)

90

 

Предмет оценки по критерию «Квалификация участников» являются:

Квалификация трудовых ресурсов (специализирующихся по программному продукту 1С: Зарплата и кадры государственного учреждения 8 и обладающих знаниями ведения управленческого в ВУЗах)

Наличие у участников закупки опыта выполнения работ или оказания услуг

Деловая репутация участника закупки

Полнота и качество проработки предложения, степень соответствия техническому заданию

В рамках показателя «Наличие у участников закупки опыта выполнения работ или оказания услуг» под работами или услугами сопоставимого характера будут пониматься следующие проекты:

- создание и/или разработка, и/или развитие, и/или сопровождение, и/или модернизация информационных систем, назначением которых является информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности в государственных учебных заведениях высшего образования, в рамках исполненных (закрытых) участником закупки контрактов (договоров) в качестве подрядчика (исполнителя) в период с 2021 года (обусловлено Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2021 г. №729) по дату окончания приема заявок, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника.

В подтверждение опыта работы и успешной реализации проектов требуется предоставление в составе заявки копий исполненных договоров (контрактов), технических заданий, иных документов (при наличии), в которых содержится расшифровка и конкретизация предмета договора, а также всех дополнительных соглашений к ним и документов, подтверждающих исполнение. Подтверждающие документы подаются в составе заявки.

Рассматриваются копии заключенных и исполненных договоров (контрактов) и/или приложениями актов по ним, подтверждающих выполнение работ, в период с 2021 года по дату окончания приема заявок.

«Наличие у участников закупки опыта выполнения работ или оказания услуг, сопоставимого характера, связанного с предметом договора».

В случае предоставления подтверждающих документов по договору (контракту) не в полном объеме или подтверждаемый опыт выполнения работ или оказания услуг является несопоставимым по характеру критерию оценки, или цена по договору (контракту) менее 100 000 (Ста тысяч) рублей, участнику открытого конкурса по такому договору (контракту) присваивается ноль баллов.

Заявитель полагает, что Заказчик, устанавливая требование о предоставлении в составе заявки предоставление технических заданий, иных документов (при наличии), в которых содержится расшифровка и конкретизация предмета допустил нарушение поскольку указанные документы содержат результаты интеллектуальной собственности.

Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что в силу пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

14.1) географические указания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Контракты/договоры на основании которых осуществляется создание и/или разработка, и/или развитие, и/или сопровождение, и/или модернизация информационных систем сами по себе не являются объектом интеллектуальной собственности и не содержат информации, которая могла бы рассматриваться как объект интеллектуальной собственности.

Техническое задание в контексте порядка оценки представляет собой документ или несколько документов, определяющих цель, структуру, свойства и методы какого-либо проекта, что также не является результатом интеллектуальной деятельности.

При указанных обстоятельствах Комиссия Приморского УФАС России не может согласиться с выводами ООО «Модус» о том, что вышеуказанный показатель ограничивает число участников закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона о закупках, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона о закупках, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом о закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).

Целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от названных выше обстоятельств, если только не будет доказано, что в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.

Между тем все приведенные суждения Заявителя свидетельствуют только о несогласии с целесообразностью установления заказчиком определенных критериев и порядка оценки заявок участников закупки, но не о нарушении заказчиком требований Закона о закупках.

Субъективное, не основанное на конкретных нормах права представление Заявителя о возможных, по его мнению, иных критериях и порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке само по себе не указывает на нарушение заказчиком приведенных норм и не может с учетом целей Закона о закупках придавать другое истолкование таким нормам.

Аналогичная позиция также отражена в Определении Судебной коллегия Верховного Суда Российской Федерации №305-ЭС20-24221.

Таким образом довод в части неправомерного установления информация и документов, подлежащих представлению в заявке на участие в закупке для осуществления ее оценки по показателю «Наличие у участников закупки опыта выполнения работ или оказания услуг» не нашел своего подтверждения.

В отношении доводов в части нарушения порядка оценки и сопоставления заявок Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

Оценка по критерию «Квалификация участника закупки»

Показатель 1. Квалификация трудовых ресурсов (специализирующихся по программному продукту 1С: Зарплата и кадры государственного учреждения 8 и обладающих знаниями ведения управленческого в ВУЗах).

Значимость показателя: 45 %.

Участник закупки в качестве подтверждения квалификации трудовых ресурсов требованиям показателя «Квалификация трудовых ресурсов (специализирующихся по программному продукту 1С: Зарплата и кадры государственного учреждения 8 и обладающих знаниями ведения управленческого в ВУЗах)» в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы, подтверждающие квалификацию специалистов:

- копию сертификатов «1С: Профессионал по линейке «Зарплата и кадры государственного учреждения 8» полученных после 2021 года включительно (обусловлено Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2021 г. N 729), подтверждающих квалификацию специалистов;

- копию сертификатов «1С: Профессионал по программе "1С: Университет ПРОФ» полученных после 2021 года включительно (обусловлено Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2021 г. N 729), подтверждающих квалификацию специалистов;

- согласие указанных специалистов на обработку персональных данных.

Наличие указанных документов будет учитываться при оценке заявки; в случае отсутствия указанных документов и/или предоставления указанных документов не в полном объеме данные по таким специалистам не будут учитываться при расчете количества баллов по показателю.

Расчет баллов осуществляется по формуле:

ПБi = Пi / Пmax x ЗП,

где ПБi - количество баллов по показателю;

Пi - предложение участника, которое оценивается;

Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

ЗП - значимость показателя.

Участник с идентификационным номером 3069765240 не представил соответствующие документы в связи с чем, было присвоено 0 баллов.

Участник с идентификационным номером 3133039141 (ИП Бабенко С. Е.) представил в составе заявки поименованные выше документы в отношении 6 человек.

Согласно доводам Заявителя, имеются основания полагать, что ИП Бабенко С. Е. не имеет трудовых отношений с лицами, в отношении которых представлены документы для оценки по показателю 1.

Между тем, критериями оценки не установлено требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие трудовых отношении.

При указанных обстоятельствах, непринятие к оценке документов соответствующих требованиям документации является нарушением требований установленных порядком оценки.

Участник с идентификационным номером 1840975853 представил в составе заявки поименованные в порядке оценки документы в отношении 3 человек.

Соответственно, участникам присвоены следующие баллы:

- Участник с идентификационным номером 3069765240:

0/0 x 45 = 0

- Участник с идентификационным номером 3133039141

6/6 x 45 = 45

- Участник с идентификационным номером 1840975853

3/6 x 45 = 22,5

Показатель 2. Наличие у участников закупки опыта выполнения работ или оказания услуг.

Значимость показателя: 25 %.

Участник с идентификационным номером 1840975853 в составе заявки предоставил файлы, не соответствующие требованием Документации, в файле (часть 2 - вариант 2.doc) Участник ссылается на 17 исполненных контрактов, однако документы в соответствии с разделом 6 Документации о закупке в подтверждение опыта отсутствуют.

Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно не приняты к оценке 5 договоров, поскольку указанные договоры заключены непосредственно с МГУ ИМ. АДМ. Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО, соответственно Заказчик достоверно обладал информацией о наличии у участника опыта работ.

Между тем, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что критерии оценки, в том числе информация и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки определены в разделе 6 Документации о закупке и распространяются на всех участников в равной степени.

Соответственно непринятие комиссией по осуществлению закупок представленной информации ООО «Модус» в отсутствие необходимых документов соответствует порядку оценки и сопоставлению заявок.

Показатель 3. Деловая репутация участника закупки.

Значимость показателя: 10 %.

Под деловой репутацией понимаются следующие документы:

- отзывов, благодарственных писем, грамот, рекомендательных писем и иных документов, в которых могут содержаться сведения по данному показателю.

Участником с идентификационным номером 1840975853 представлены 2 благодарственных письма, файл ссылками на интернет–ресурс.

Между тем, в файле (Перечень внедрений.xlsx) содержатся ссылки на Интернет-ресурс которые не являются документами, подтверждающими деловую репутацию участника.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Приморского УФАС России не усматривает нарушений в действиях комиссии по осуществлению закупок при оценке и сопоставлении заявок.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Модус» на действия Заказчика – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МГУ им. адм. Г.И. Невельского» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание слуг по разработке и внедрению информационной системы управления учебной и производственной деятельностью университета «Кадры и штаты» на базе программного продукта «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения 8» для МГУ им. адм. Г. И. Невельского (извещение № 32413838892) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии: 

Члены комиссии: 
 

 

 

Связанные организации

АО "Единая электронная торговая площадка"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ФГБОУ ВО «Морской Государственный Университет им. Г.И. Невельского»
ИНН 2540009788, ОГРН 1022502259504
ООО "Модус"
ИНН 2540134394, ОГРН 1072540007231