Решение №2618/23 Р Е Ш Е Н И Е дело № 025/07/3-435/2023 19 апреля 2023 года ... от 20 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

рассмотрев жалобу ООО «Сибпроект-55» (далее - Заявитель)

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО «Сибпроект-55» на действия комиссии Заказчика – КГУП «Приморский водоканал» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту водопроводной сети (подающего трубопровода на ВНС № 3) Д=315 мм, протяженностью 336 п.м. по ул. Заречная от ул. Фрунзе до ВНС № 3 на объекте: «Водопроводная сеть г. Артём, ул. Севастопольская, 12/1, ул. Херсонская, ул. Симферопольская, 8-14, ул. Ватутина, 6, 6/1, 6/2, 6/3, 6/4, 8, 10, 12, 14, 16, ул. Заречная, 9, 9/2, 9/3, ул. Первооткрывателей, ул. Счастливая, 1, 3, ул. Тимирязева, ул. Мичурина, ул. Лунника, ул. Юбилейная. Инвентарный номер 05:405:002:000046070» (извещение № 32312226763).

По мнению Заявителя, комиссия нарушила порядок рассмотрения заявок, а именно неправомерно отклонила заявку ООО «Сибпроект-55».

Также заявитель считает, что документация об аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юридическими лицами» (далее – Закон о закупках).

Представитель заказчика не согласен с доводами жалобы, представил письменные пояснения.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Общий порядок рассмотрения жалоб в отношении действий заказчиков и организаторов торгов установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, положения ст. 3 Закона о закупках, которой также установлен порядок и процессуальные поводы для оспаривания действий заказчиков со специальной правосубъектностью, является специальной по отношению к ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, названным законом регламентирован и детерминирован порядок обжалования действий заказчиков лицами, не являющимися участниками, а также порядок и случаи обжалования действий заказчика лицами, принявшими участие в закупках и процессуальные поводы для обращения этих категорий лиц в антимонопольный орган является разными: участник закупки вправе обжаловать любые действия заказчика с учетом ч. 10 ст. 3 Закона о закупках на любой стадии, лицо, не подававшее заявку — лишь действия заказчика, хронологически предшествующие окончанию срока подачи заявок, поскольку именно до этой даты объявляется закупка, разрабатывается и размещается закупочная документация, заказчик обеспечивает информационное сопровождение, связанное с подачей заявок и т. д. и т. п.

При таком положении лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок.

Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, в частности положениям законодательства о контрактной системе, которым установлен аналогичный правопорядок, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

ООО «Сибпроект-55» являлось участником закупки. Участники закупки также вправе оспорить положения документации именно до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ). По смыслу ч. 11 ст. 3 Закона о закупках, законодатель детерминировал обжалование действий, совершенных после окончания срока подачи заявок, и оспаривание действий, предшествующих этому сроку, куда относится и оспаривание положений документации. На этой стадии участники и лица, не подававшие заявок, находятся в равном положении и пользуются равными права (оспаривать именно положения документации).

Напротив, предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок и уж тем более после отклонения заявок свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Соблюдение упомянутого выше баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации, а оспорившего документацию только после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Подавая заявку, участник конклюдентно соглашается в силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ с положениями документации и, в случае несогласия с ее положениями должен своевременно определиться с необходимостью оспаривания документации.

Более того, у ООО «Сибпроект-55» не возникало никаких вопросов к документации заказчика.

Оспариваемые заявителем положения документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Заказчик согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Таким образом, в Положении о закупке товаров, работ, услуг Заказчика предусмотрено право предъявлять к участникам закупки требования, в том числе наличие опыта выполнения работ, соответствующих объекту закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке Заказчика.

Согласно разделов 31 главы 4 и 45 главы 6 Положения о закупках товаров, работ, услуг КГУП «Приморский водоканал» от 31.03.2023 г., установлено, что все условия проведения аукциона в электронной форме описаны в документации закупки.

В пункте 2.1.2. раздела 2 и пунктом 3.1.7 раздела 3 Документации аукциона указано: Предполагается, что Участник закупки изучит всю документацию об аукционе в электронной форме, включая изменения, дополнения к документации об аукционе, и разъяснения к документации об аукционе, выпущенные Заказчиком.

Подача заявки на участие в аукционе, не отвечающей требованиям документации об аукционе, влечет за собой отказ в допуске Участника, подавшего такую заявку к участию в аукционе. Подача заявки на участие в аукционе означает, что лицо, подавшее такую заявку, изучило извещение о проведении аукциона, документацию об аукционе (включая все приложения к ней), все изменения, разъяснения документации и согласно с условиями участия в аукционе, содержащимися в извещении/документации об аукционе (включая все приложения к ней), во всех изменениях, разъяснениях извещения/документации о проведении аукциона.

Так документацией аукциона в электронной форме установлены требования к составу и форме заявки на участие в аукционе и инструкция по заполнению заявки (п. 3.3. Раздел 3). Законодательством в сфере закупок предусмотрено, что в первой части заявок на участие в аукционе должно содержаться предложение в отношении предмета закупки.

Так п.п. в), пункта 3.3.1.1 Раздела 3 документации установлено: в) описание подлежащих к поставке товаров/выполняемых работ/ оказываемых услуг производится в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также требованиями, указанными в документации об аукционе, в том числе в Информационной карте (Раздел IV), Разделе VI «Описание объекта закупки», по Формам Раздела VII документации об аукционе в соответствии с инструкциями по заполнению заявки.

Согласно п.12. Инструкции по заполнению Формы 2 «Техническое предложение», Участник закупки должен указать конкретные сведения о гарантийных обязательствах, которые такой Участник готов нести в случае признания его победителем, но не менее объема и сроков гарантийных обязательств, предусмотренных документацией об аукционе.

Сведения, предоставленные участником закупки в своей заявке на участие в аукционе, в случае признания данного участника победителем аукциона, переносятся в договор, заключаемый по результатам проведения процедуры закупки.

Одним из условий договора (проект договора представлен в составе документации о закупке) является гарантийный срок на выполняемые работы (ст.722 ГК РФ).

Эти условия исполнения договора участник закупки указывает в Форме 2 «Техническое предложение».

Неуказание в заявке на участие вышеуказанных сведений является нарушением требований к заполнению заявки и не дает заказчику установить гарантийный срок на выполняемые работы по предмету договора.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Требования к составу заявки на участие в закупке предъявлены в равной степени ко всем участникам закупки.

Следует учитывать, что в данном аукционе приняло участие 3 (три) участника закупки, им в полном объеме были понятны условия, изложенные заказчиком в извещении и документации о проведении аукциона, в том числе не вызвало вопросов инструкция по заполнению Форм 1 и 2 заявки. Запросов на разъяснения положений документации не поступало, в том числе и от Заявителя.

Вместе с тем, в заявке отсутствуют конкретные сведения о гарантийных обязательствах, которые такой Участник готов нести в случае признания его победителем, но не менее объема и сроков гарантийных обязательств, предусмотренных документацией об аукционе.

Документация в установленный срок не была обжалована и тем самым заявитель согласился с требованиями заказчика в части заполнения заявки на участие в закупке и с объектом закупки.

Следовательно, комиссия приняла правомерное решение об отклонении заявки ООО «Сибпроект-55».

При таких обстоятельствах Комиссия Приморского УФАС России считает доводы, изложенные Заявителем необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Сибпроект-55» на действия комиссии Заказчика – КГУП «Приморский водоканал» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту водопроводной сети (подающего трубопровода на ВНС № 3) Д=315 мм, протяженностью 336 п.м. по ул. Заречная от ул. Фрунзе до ВНС № 3 на объекте: «Водопроводная сеть г. Артём, ул. Севастопольская, 12/1, ул. Херсонская, ул. Симферопольская, 8-14, ул. Ватутина, 6, 6/1, 6/2, 6/3, 6/4, 8, 10, 12, 14, 16, ул. Заречная, 9, 9/2, 9/3, ул. Первооткрывателей, ул. Счастливая, 1, 3, ул. Тимирязева, ул. Мичурина, ул. Лунника, ул. Юбилейная. Инвентарный номер 05:405:002:000046070» (извещение № 32312226763) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны