Постановление №7990/22 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 025/04/14.3-852/2022 о назначении ад... от 10 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 025/04/14.3-852/2022 о назначении административного наказания


 

7 ноября 2022 года г. Владивосток

11 часов 30 минут

 

Я, заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-852/2022 в отношении физического лица – <...>, в связи с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившегося в распространении ненадлежащей рекламной информации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

10.03.2022 по результатам рассмотрения дела № 025/05/18-1579/2021, Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

При рассмотрении дела № 025/05/18-1579/2021 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В Приморское УФАС России поступило заявление (вх. № 8214 от 15.11.2021) из Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Дальневосточное ГУ Банка России), в котором сообщалось о распространении обществом с ограниченной ответственностью Ломбард «Автокредит ДВ» (далее – ООО Ломбард «Автокредит ДВ», Общество) рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Как стало известно Дальневосточному ГУ Банка России, на территории г. Уссурийска по адресу: ул. Октябрьская, д. 36, расположен 5-этажный жилой дом, на торце которого располагается пристройка с входной дверью в офисные помещения, на крыше которой размещена рекламная информация со следующим содержанием: «АвтоКредит ДВ автоломбард Займы под залог автомобилей и ПТС от 7% +7(924)797-22-77». В пристройке располагаются два кабинета, вывески и номерные указатели отсутствуют. Возле одного кабинета стоит переносная рекламная стойка «АвтоКредит ДВ» автоломбард ЗАЙМЫ под залог автомобилей и ПТС от 7% в месяц без справок без поручителей авто остается у Вас +7(924)797-22-77».

По данным размещенной рекламы, ООО Ломбард «Автокредит ДВ» осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов. Основным видом экономической деятельности является «деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества» (код ОКВЭД 64.92.6).

Государственный реестр микрофинансовых организаций, размещенный в свободном доступе на официальном сайте Банка России www.cbr.ru, сведений о наличии у ООО Ломбард «Автокредит ДВ» статуса ломбарда по состоянию на 08.11.2021 не содержит и не содержал.

Таким образом, ООО Ломбард «Автокредит ДВ» размещает рекламу услуг по предоставлению потребительских займов, не имея права осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

По представленной информации от ПАО «МегаФон» (вх. № 128 ДСП от 03.12.2021) телефонный номер +7(924)797-22-77 принадлежит <...>. Таким образом, рекламная информация, размещенная на баннере на крыше пристройки по адресу: г. Уссурийск, ул. Октябрьская, 36, а также на переносной рекламной стойке распространяется и в интересах <...>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» не допускается.

Также Приморское УФАС России установило, что в распространяемой информации ООО Ломбард «Автокредит ДВ» содержится информация о предоставлении займов под залог автомобиля и паспорта транспортного средства (далее – ПТС).

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» потребительские займы под залог автотранспортного средства вправе представлять микрофинансовые организации, кредитные кооперативы (кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кооперативы).

Действующим законодательством не запрещено хранение имущества (автотранспортного средства) у заемщика, который по согласованию сторон может передать заимодавцу ПТС. При этом предметом залога является автотранспортное средство, а не ПТС.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 336 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства является документом, который, в свою очередь, предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, ломбард не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

При таких обстоятельствах следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа в ломбарде. В связи с этим, в распространяемой рекламной информации содержится признак нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется в процентах годовых.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе указана процентная ставка за пользование суммой 7% в месяц.

Таким образом, рассматриваемая реклама является ненадлежащей и нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Определением Приморского УФАС России (исх. от 15.12.2021 № 10003/07-3) было возбуждено дело № 025/05/28-1579/2021 по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО Ломбард «Автокредит ДВ» и <...>.

На заседания Комиссии стороны не явились, письменных пояснений не представили.

С учетом имеющихся документов в материалах дела, Комиссия пришла к выводу о наличии нарушения требований ФЗ «О рекламе» при распространении рассматриваемой информации, а именно, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 и частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, то есть ООО Ломбард «Автокредит ДВ» и <...>, в интересах которых распространяется рассматриваемая рекламная информация.

В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях <...>, как рекламодателя, следствием которых явилось распространение рекламы с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Датой совершения административного правонарушения следует считать 15.11.2021 (дата поступления заявления).

Местом совершения правонарушения следует считать г. Уссурийск.

В связи с вышеизложенным, 20.09.2022 Приморским УФАС России было направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 6810/07) и направлено <...> (почтовый идентификатор № 80093476705926).

07.11.2022 на составление протокола об административном правонарушении <...> не явился.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе его защитник/представитель) вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол составлен в отсутствии <...>.

Определением от 21.10.2022 (исх. № 7615/22) дело назначено к рассмотрению (почтовый идентификатор № 80095477761765).

07.11.2022 на рассмотрение дела <...> не явился.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, прихожу к заключению, что распространенная информация <...> является рекламой и распространялась/размещалась с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Установлено, что ранее <...> не привлекался Приморским УФАС России к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в течение года.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

Правонарушение не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также не причинило имущественного ущерба. Учитывая изложенное, считаю возможным административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных статьей 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48, КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать физическое лицо - <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившегося в распространении рекламы с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Применить к <...> меру ответственности в виде предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток
со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

2022-928

 

 

Связанные организации

Макеев М. С.
ИНН , ОГРН