Решение б/н Решение по делу №110/08-2014 от 24 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                            Р Е Ш Е Н И Е                                                          

11 ноября    2014 года                                                                                                                            Дело №  110/08- 2014         

г. Владивосток

Резолютивная часть решения оглашена   6 ноября   2014 г.

В полном объеме решение изготовлено   11 ноября  2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…> –   руководителя Приморского УФАС России;   членов Комиссии:   <…> - главного специалиста-эксперта  отдела контроля органов власти,  <…> – специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,                                                       

рассмотрев дело № 110/08-2014, возбужденное  по признакам нарушения администрацией г. Владивостока (Океанский пр-т, 20,   г. Владивосток)   части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), 

  при участии:

 от ответчика –  администрации г. Владивостока:  <…>, заместителя начальника правового управления, доверенность от 17.12.2013 № 1-3/4520, удостоверение от 22.04.2013 № 4240

УСТАНОВИЛА: 

 Дело № 110/08-2014 возбуждено по признакам нарушения  администрацией г. Владивостока  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в  неприведении в соответствие  с    Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подпунктов 3,4,6,7,8,9,10,11,12 пункта 2.6 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением от 27.12.2010  № 1596, устанавливающих требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ и находящихся в распоряжении государственных органов и организаций, применение которых приводит и может привести к ограничению конкуренции.   

Дело возбуждено Приморским УФАС России по собственной инициативе на основании проведенной во исполнение пункта 3 раздела Y протокола заседания Совета территориальных органов ФАС России от 11.03.2014 № 1 экспертизы положений административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения ст. 15 Закона о защите конкуренции при установлении в них требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ. 

Администрация в материалы дела представила письменные пояснения, считает, что Регламент соответствует действующему законодательству и не относится  к категории актов, ограничивающих конкуренцию, просит прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства. В обоснование  поясняет, что требования Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ не распространяются на отношения, возникающие в связи с предоставлением органами местного самоуправления услуги «утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте)», так как эта услуга не  относится к  категории муниципальных услуг. В связи с этим   указывает, что правовые основания для приведения пункта 2.6 Регламента в соответствие с Федеральным законом № 210-ФЗ отсутствуют.

По мнению администрации, документы, предусмотренные пунктом 2.6 Регламента, в полном объеме не имеются в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов и органов местного  самоуправления, подведомственным им организациям, в связи с чем пункт 2.6 Регламента не противоречит статье 7 Федерального закона № 210-ФЗ.

На рассмотрении дела представитель администрации поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях.

 

Комиссия, исследовав материалы дела,  оценив   доводы администрации, установила следующее.    

Постановлением Администрации  г. Владивостока от 27.12.2010 № 1596 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» (Далее-Регламент).

Пунктом 2.6. Регламента установлен следующий перечень возможных для получения услуги документов: копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) – подпункт 3; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) – подпункт 4; копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор мены и тому подобные документы) - при наличии объектов капитального строительства на земельном участке – (подпункт 6); копии правоустанавливающих документов на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор аренды, мены и тому подобные документы) – подпункт 7; сведения о земельном участке и смежных с ним земельных участках из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестра) по Приморскому краю в виде кадастрового плана (карты) территории (копия) – подпункт 8; копия технического паспорта на здание, строение, сооружение или копия кадастрового паспорта объекта недвижимости (при наличии строений на земельном участке). Копия литерной схемы, в случае расположения нескольких объектов капитального строительства на одном земельном участке (подпункт 9); схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, изготовленная лицом, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера  (подпункт 10); схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории на электронном носителе в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях (подпункт 11); топографическая съемка местности в масштабе М 1:500 сроком не более одного года, с нанесенными Управлением градостроительными ограничениями (оригинал) – подпункт 12. 

В соответствии с пунктом 3.3 Регламента непредставление   указанных выше документов, заявление подлежит возврату.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ)  установлено, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Согласно части 1 и части 2 статьи 74 Федерального закона от  01.07.2011 № 169-ФЗ пункт 1 части 1 статьи 7 и пункт 6 статьи 14 Закона № 210-ФЗ вступил  в силу с 01.07.2011,  пункт 2 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ вступил в силу с  1 октября 2011 года.

 Согласно части 6 статьи 7 Закона № 210-ФЗ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: 1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;  2) документы воинского учета; 3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния; 4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания; 5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида; 6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида; 7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы; 8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания; 9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность; 10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения; 11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы; 12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов; 13) учредительные документы юридического лица; 14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве; 15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы; 18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия; 19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

 Статьей 12 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

  Статья 14 Закона № 210-ФЗ устанавливает, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Предоставление услуги органом местного самоуправления (администрацией г. Владивостока), предусматривающей  утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, установлено  статьями  31, 34 и 36 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), статьей 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» (далее - Закон № 90-КЗ). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно статье 37 Закона о государственном кадастре недвижимости результатом кадастровых работ для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка является изготовление межевого плана, содержащего сведения, предусмотренные статьей 38  этого закона.

 Статьей 11 (части 1-4) Закона Приморского края № 90-КЗ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти Приморского края.

 В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган исполнительной власти в случае, если не имеется  оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные федеральным законодательством,  в 20-дневный срок с момента поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. 

Таким образом, статьей 34 ЗК РФ ист. 11 Закона ПК № 90-КЗ  предусмотрен заявительный порядок инициирования  заинтересованными лицами  процедуры предоставления земельных участков.  От заявителя (заинтересованного лица) при обращении в уполномоченный орган требуется  подача соответствующего требованиям  закона заявления,   в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

 Уполномоченный орган, получив заявление, соответствующее требованиям закона,   обязан обратиться   в орган местного самоуправления  с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Учитывая, что в  заявлении  указываются только предполагаемые площадь и местонахождение земельного участка, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении, осуществляется на этапе составления и утверждения схемы размещения испрашиваемого участка.  

Разработка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является обязанностью органа местного самоуправления, так как лицо, заинтересованное в приобретении земельного участка, не обязано представлять схему расположения земельного участка за счет собственных средств, в отличие от выполнения кадастровых работ.  

  Заявитель за свой счет обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ (изготовление межевого плана) и постановку  этого участка на кадастровый учет после получения схемы размещения земельного участка на кадастровом плане. 

 Частью 1 статьи 31 Земельного кодекса, устанавливающей порядок выбора земельного участка для строительства,  предусматривается  подача лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка для строительства, в уполномоченный орган  непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр)   заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. 

Далее, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (п.2 ст. 31 Земельного кодекса РФ)

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п.5 ст. 31 Земельного кодекса РФ).

  Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п.6 ст.31 Земельного кодекса РФ).

  Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса РФ).

 Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.8 ст. 31 Земельного кодекса РФ).

Как устанавливают пункты 1 и 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

 Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.

 Таким образом, ст. 31 Земельного кодекса  также предусматривает заявительный порядок инициирования  заинтересованными лицами  процедуры предоставления земельных участков для  строительства. За свой счет заявитель  устанавливает границы такого земельного участка и постановку его на  государственный  кадастровый  учет. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, определяющей порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, заинтересованные лица (граждане или юридические лица) для приобретения прав на земельный участок обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, определен приказом Минэконом развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 (далее-Перечень):

1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров. 

Как предусматривает пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.  

Исходя из данной нормы,  уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя, документы, перечисленные в пунктах 2,4,5 и 6 Перечня, поскольку эти документы находятся в распоряжении иных органов и организаций. 

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ   исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Частью 7 статьи   36 Земельного кодекса установлено, что  в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

 Исходя из перечисленных норм, для приобретения прав на земельные участки,  на которых расположены здания, строения, сооружения, заявитель подает в уполномоченный орган заявление. В случае, если  государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен, к заявлению должны прилагаться документы, перечисленные  в пунктах 1,3, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2,7 и 8 Перечня. Остальные документы, перечисленные в пунктах 2,4,5 и 6 Перечня находятся в распоряжении иных государственных органов и организаций.

В случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановку его на кадастровый учет. 

 Таким образом, установленное  администрацией г. Владивостока в  пункте 2.6 Регламента  в целях утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте требование  о предоставлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, изготовленная лицом, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (подпункт 10); схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории на электронном носителе в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях (подпункт 11); оригинал топографической съемки местности в масштабе М 1:500 сроком не более одного года, с нанесенными Управлением градостроительными ограничениями (подпункт 12) противоречит пункту  1 части 1 статьи 7,  пункту 6 статьи 14 Закона № 210-ФЗ, так  как представление перечисленных документов не предусмотрено  статьями 31, 34 и 36 Земельного кодекса РФ.

Установленное Администрацией г. Владивостока в подпунктах 3,4, 8 и 9 пункта 2.6 Регламента  требование  о представлении  копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); сведений о земельном участке и смежных с ним земельных участках из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестра) по Приморскому краю в виде кадастрового плана (карты) территории (копия), копии технического паспорта на здание, строение, сооружение или копии кадастрового паспорта объекта недвижимости (при наличии строений на земельном участке), копии литерной схемы, в случае расположения нескольких объектов капитального строительства на одном земельном участке  противоречит пункту 2 части 1 статьи 7 и пункту 6 статьи 14 Закона № 210-ФЗ, так как  сведения, содержащиеся в указанных документах находятся в распоряжении государственных органов и организаций и  требование об  их представлении не допускается.

Установленное администрацией г. Владивостока  в подпункте 6 и 7 пункта 2.6 Регламента требование о предоставлении копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор мены и тому подобные документы) - при наличии объектов капитального строительства на земельном участке, копии правоустанавливающих документов на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор аренды, мены и тому подобные документы)  противоречит пункту 2 части 1 статьи 7 и пункту 6 статьи 14 Закона  № 210-ФЗ, так как не соответствует Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития,   поскольку требование таких документов допускается только в случае, если сведения о таких объектах отсутствуют в ЕГРП и соответствии с законодательством Российской Федерации право на них  возникло независимо от  их регистрации в ЕГРП.

В связи с этим администрация вправе требовать от заявителя при обращении за предоставлением услуги «утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» документы, перечисленные в подпунктах 1,2, 5 пункта 2.6 Регламента, и документы, перечисленные в подпунктах 6 и 7 пункта 2.6 Регламента, только в случае если сведения о таких объектах отсутствуют   в ЕГРП и соответствии с законодательством Российской Федерации право на них  возникло независимо от  их регистрации в ЕГРП. 

Комиссия отклоняет довод администрации о неприменении требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ к отношениям, возникающим в связи с предоставлением органами местного самоуправления услуги, предусматривающей  утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане),  в связи с тем, что такая услуга не относится к категории муниципальных услуг, исходя из следующего. 

Как следует из ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, законодателем  установлены две категории (вида) услуг, предоставляемых государственными органами власти и органами местного самоуправления: государственные услуги и муниципальные услуги. Иные  виды услуг, предоставляемых государственными органами и органами местного самоуправления, законом не предусмотрены. 

Согласно пункту 1 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ).

Как  предусмотрено  частью 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ,  органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.  

 Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Исходя из совокупного толкования и применения перечисленных норм и учитывая, что  утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте)  Земельным кодексом РФ отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, такая услуга относится к категории государственных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления. 

Полномочия администрации г. Владивостока по предоставлению   государственных услуг, предусмотренных федеральными законами, установлены пунктом 7 статьи 32 Устава города Владивостока, определяющим,   что полномочиями администрации г. Владивостока являются иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Приморского края, муниципальными правовыми актами города Владивостока к компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа.

Полномочия администрации г. Владивостока по предоставлению государственной услуги «утверждение и выдача схемы расположения земельного участка» предусмотрены   ст. 11 Закона Приморского края № 90-КЗ.

Следовательно, Федеральный закон № 210-ФЗ распространяется на отношения, связанные с предоставлением администрацией г. Владивостока услуги «утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте)», Регламент должен соответствовать требованиям этого закона. 

 Частью 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).

Пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции  прямо определяет  установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, как  признак ограничения конкуренции.

 Комиссией установлено, что Регламент был принят администрацией до вступления в силу  пунктов 1 и 2 части 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 14  Федерального закона № 210-ФЗ, администрация должна была привести этот нормативный акт в соответствие  с  указанными нормами.  Администрацией до настоящего времени  рассматриваемый Регламент в соответствие с требованиями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 14  Федерального закона № 210-ФЗ не приведен.

Исходя из установленных обстоятельств,  Комиссия приходит к выводу о нарушении  администрацией г. Владивостока части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  неприведением    в соответствие  с   Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подпунктов 3,4,6,7,8,9,10,11,12 пункта 2.6 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением   от 27.12.2010  № 1596, устанавливающих требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ и находящихся в распоряжении государственных органов и организаций,   так как применение  перечисленных норм приводит или может привести к ограничению конкуренции (создает угрозу конкуренции).   

Комиссия  не находит оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. 

Согласно подпункту «а» пункта 3 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган полномочен выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям  обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

Комиссия на основании подпункта «а» пункта 3 ст. 23 Закона о защите конкуренции   в целях прекращения, пресечения и предупреждения нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении услуги «утверждение и выдача схемы расположения земельного участка» считает необходимым выдать администрации г. Владивостока предписание, предусматривающее приведение пункта 2.6 Регламента, утвержденного постановлением от 27.12.2010  № 1596, в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,    частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения администрацией г.  (Океанский пр-т, 20 г. Владивосток) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в  неприведении в соответствие  с  пунктами 1  и 2 части 1 статьи 7 и пунктом 6 статьи 14  Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подпунктов 3,4,6,7,8,9,10,11,12 пункта 2.6 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением   от 27.12.2010  № 1596, устанавливающих требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ и находящихся в распоряжении государственных органов и организаций, применение которых приводит и может привести к ограничению конкуренции.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется. 

3. Выдать администрации г. Владивостока предписание, направленное на прекращение нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно о принятии следующих мер, направленных на обеспечение конкуренции:   внести изменения в  пункт 2.6 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением от 27.12.2010  № 1596, исключив подпункты 10,11 и 12,  и указав, что документы, предусмотренные подпунктами  3,4, 8,9 заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а документы, перечисленные в подпунктах 6 и 7, предоставляются в случае, если сведения о таких объектах отсутствуют в ЕГРП и соответствии с законодательством Российской Федерации право на них  возникло независимо от  их регистрации в ЕГРП.

4.  Оснований  для принятия иных мер реагирования не имеется.

 

Председатель Комиссии                                                                        <…>

Члены  Комиссии:                                                                               <…>

                                                                                                           <…>

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Приморского края.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.    

Связанные организации

Связанные организации не указаны