Решение №4795/24 Заключение № РНПт 025/10/5-620/2024 от 1 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

ФГБУН Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН

ул. Балтийская, д. 43, г. Владивосток, Приморский край, 690041

 

ИП Иванов С.Н.

пр-т Ленина, д. 18А, кв. 29,

г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428000

 

АО «Сбербанк - АСТ»

Милютинский пер, 10, стр.4, г. Москва, 101000

 

 

Заключение № РНПт 025/10/5-620/2024
о внесении сведений об ИП Иванове С.Н. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для отдельных видов юридических лиц»

 

27 июня 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее – Комиссия Приморского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии: <...> – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Члены комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти,

рассмотрев обращение ФГБУН Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН о включении сведений об ИП Иванове С.Н. в реестр недобросовестных поставщиков,

в присутствии:

от Заказчика: <...> – представитель по доверенности;

от ИП Иванова С.Н.: представитель не прибыл,

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступило обращение ФГБУН Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН о включении сведений об ИП Иванове С.Н. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что ИП Иванов С.Н. был признан победителем запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку лиофильной сушилки (извещение № 32413577342) и уклонился от заключения договора.

ФГБУН Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) (далее – Закон о закупках) относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Таким образом, закупочная деятельность ФГБУН Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Закупочная деятельность ФГБУН Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН осуществляется в соответствии с Положением о закупке ФГБУН Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН (утв. Директором ТОИ ДВО РАН от 14.04.2022) (далее – Положение) на основании Закона о закупках.

07.05.2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ФГБУН Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН разместило извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку лиофильной сушилки (извещение № 32413577342).

В соответствии с итоговым протоколом № 32413577342-01 от 17.05.2024 решением закупочной комиссии Заказчика победителем был признан ИП Иванов С.Н.

Согласно пункту 28 Извещения о проведении закупки, договор по результатам закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки.

Заказчик в течение пяти дней со дня размещения в единой информационной системе итогового протокола, направляет победителю открытого запроса котировок в электронной форме проект договора (Приложение № 4 к настоящему Извещению о проведении открытого запроса котировок в электронной форме) в электронном виде без подписи Заказчика, который составляется путем включения цены договора, предложенной победителем открытого запроса котировок в электронной форме, в проект договора, прилагаемый к Извещению о проведении закупки. Передача указанного проекта договора осуществляется посредством штатного интерфейса электронной площадки. Последующий обмен электронными документами между Заказчиком и участником закупки при заключении Договора осуществляется в трехдневный срок с соблюдением общего срока для заключения Договора.

21.05.2024 Заказчиком размещен на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект договора.

По состоянию на 28.05.2024 участник закупки ИП Иванов С.Н. не подписал проект договора, протокол разногласий не направлял, обеспечение исполнения договора не предоставлял.

В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках, договор может быть заключен не ранее 10 (Десяти) и не позже 20 (Двадцати) дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора (размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме).

Протокол подведения итогов опубликован Заказчиком 17.05.2024, соответственно срок подписания договора истекал 06.06.2024.

В связи с чем, участник закупки обратился к Заказчику с просьбой продлить срок подписания контракта.

На этом основании 29.05.2024 Заказчик отменил протокол признания участника уклонившимся и продлил срок подписания договора.

Участник закупки ИП Иванов С.Н. в установленный срок не подписал проект договора усиленной электронной подписью, не исполнив тем самым требование части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, в связи с чем, 07.06.2024 Заказчик разместил протокол признания участника уклонившемся от заключения договора № 32413577342-03.

В адрес Комиссии Приморского УФАС России поступили письменные пояснения ИП Иванова С.Н., в котором участник закупки выразил несогласие с документацией о проведении закупки.

Вместе с тем, обжалование участником закупки положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем, обжалование участником закупки положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подавая заявку, участник соглашается с положениями документации и, в случае несогласия с ее положениями должен своевременно определиться с необходимостью оспаривания документации.

При этом положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено проведение плановых либо внеплановых проверок антимонопольным органом.

Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник электронного аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания договора.

Данный вывод неоднократно отражен в судебной практике, например в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07 августа 2015 года № 305-КГ15-9489.

Необходимо также отметить, что невыгодность исполнения договора правового значения для дела не имеет. Получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности, которая предполагает элемент риска, когда исполнение обязательств может повлечь не прибыль, а убытки.

Каких-либо доказательств невозможности соблюдения участником закупки положений действующего законодательства по причинам, не зависящим от него, либо доказательств, свидетельствующих о совершении им необходимых действий с целью заключения договора в предусмотренный законом срок, равно как и доказательств того, что невозможность заключения договора стала следствием противоправных действий третьих лиц, в ходе рассмотрения обращения Индивидуальным предпринимателем не представлено.

По результатам рассмотрения представленных документов, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что ИП Ивановым С.Н. не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для заключения договора.

Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому заинтересованное лицо, принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения договора, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по договору.

Необходимо отметить, что, принимая решение об участии в закупочной процедуре хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законодательством о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.

В поведении участника закупки наличествуют признаки недобросовестности, так как поскольку к исходу срока, отведенного на подписание договора, ИП Иванов С.Н. не осуществил подписание договора, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получил того, на что он обоснованно рассчитывал в случае добросовестного поведения контрагента.

При этом недобросовестность юридического лица определяется не только его виной, как субъективным отношением к содеянному, но и той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

Нарушение процедуры заключения договора, влекущее признание участника уклонившимся от заключения договора, и включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, носит формальный характер, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.

Каких-либо доказательств невозможности соблюдения участником закупки положений действующего законодательства по причинам, не зависящим от него, либо доказательств, свидетельствующих о совершении им необходимых действий с целью заключения договора в предусмотренный законом срок, равно как и доказательств того, что невозможность заключения договора стала следствием противоправных действий третьих лиц, в ходе рассмотрения обращения не представлено.

Кроме того, следует отметить, что на основании абзаца 3 части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев представленные документы, установила, что ИП Иванов С.Н. уклонился от заключения договора.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, а также на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

  1. Сведения об ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ ИВАНОВЕ С.Н. (ИНН: 212803682476, ОГРНИП: 317213000039846) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

  2. Направить в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации сведения об ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ ИВАНОВЕ С.Н. (ИНН: 212803682476, ОГРНИП: 317213000039846) для включения в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.


 

Председатель комиссии: <...>

Члены комиссии: <...>

 

Связанные организации

ФГБУН «Тихоокеанский океанологический институт им. В. И. Ильичева» ДВО РАН
ИНН 2539007673, ОГРН 1022502127856
АО «Сбербанк - АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441