Определение б/н О прекращении дела № 14/07-2017 от 11 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF13 июня 2017 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: – заместитель руководителя;
члены Комиссии: – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, – специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
рассмотрев 09.06.2017 дело № 14/07-2017 возбужденное в отношении торгово-сервисной компании «Белизар» ИП Макеева А.В. (ОГРНИП 315254300003967) по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
при участии:
от заявителя ООО «Техпрогрессервис», представитель не явился, не уведомлен надлежащим образом;
от торгово-сервисной компании «Белизар» ИП Макеев А.В. - директор,
УСТАНОВИЛА:
14.04.2017 в Приморское УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Техпрогресссервис» (вх. 3119), в котором сообщалось о том, что торгово-сервисная компания «Белизар» (ИП Макеев А.В.) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), на сайте http://www.belizar.ru, позиционирует себя как «Первый честный автосервис во Владивостоке», что нарушает требования Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).
Приморским УФАС России было установлено, что в сети Интернет, на сайте http://www.belizar.ru, размещена рекламная информация, из которой следует, что торгово-сервисная компания «Белизар» – первый честный автосервис во Владивостоке с 9:00 до 18:00, сб: с 10:00 до 17:00».
Согласно части 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», разъясняется, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Следовательно, реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Таким образом, рекламная информация торгово-сервисной компании «Белизар» содержит нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
20.04.2017 Приморским УФАС России был направлен запрос ИП Макееву А.В. (исх. № 3142/06).
Из поступивших пояснений (вх. № 3701 от 04.05.2017) по вышеуказанному запросу следует, что данный слоган «первый честный автосервис» был размещен на сайте с 2016 года. Выбор слова «честный» обусловлен подходом к ведению бизнеса, выраженный в следующих критериях: - проводим бесплатную диагностику для выявления всех некисправностей автомобиля; - по желанию показываем клиенту все выявленные неисправности непосредственно на автомобиле (на подъемнике или в диагностической яме); - рассчитываем точную стоимость работ, в соответствии с прайс-листом, размещенном на нашем интернет-сайте; - не проводим никаких дополнительных работ без согласования с клиентом, т.е. стоимость работ остается фиксированной; - строго соблюдаем заявленные сроки ремонта; - производим контроль качества выполненных работ; - даем гарантию на свои работы; - консультируем по телефону; в случае необходимости вызываем эвакуатор для транспортировки автомобиля; - в случае некачественно выполненных работ, готовы исправить за свой счет.
Вышеперечисленные критерии подтверждаются опросом фокус-группы проведенным в 2015 году среди клиентов компании, путем телефонного опроса в рамках обратной связи и путем заполнения анкет в офисе компании. В процессе опроса большинство клиентов отметило, что автосервис «Белизар» является первым автосервисом с подобным набором услуг и качеством работ, что позволило использовать словосочетание: «Первый честный» в своей рекламной кампании. Кроме того, качество выполняемых работ подтверждается отзывами клиентов в социальных сетях, на сайте (в разделе «отзывы») и других ресурсах интернета.
Однако, в рекламе автосервиса «Белизар» отсутствует ссылка на результаты, полученные путем сравнения компетентными организациями, либо конкурсным жюри.
Использование в рекламе выражения «Первый честный автосервис во Владивостоке» допустимо при указании в содержательной части рекламы формулировки номинации, в которой была одержана победа, и размещении ссылки на организатора, наименование и дату конкурса (если проводился конкурс), либо ссылка компетентной организации.
Определением Приморского УФАС России от 12.05.2017 (исх. № 3843/06-2) в отношении торгово-сервисной компании «Белизар» ИП Макеев А.В. возбуждено дело № 14/07-2017 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и назначено к рассмотрению на 09.06.2017.
09.06.2017 на заседании Комиссии, <......> поддержал доводы, представленные раннее, а также, сообщил, что нарушение было устранено.
Исследовав имеющееся в деле документы, Комиссия пришла к выводу, что на момент рассмотрения дела факт нарушения законодательства о рекламе отсутствовал, в связи с чем,
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.56 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № 14/07-2017 прекратить.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии