Постановление №3615/24 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении дела об административном правона... от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Филиал ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Владивосток»

ул. Уборевича, д. 20а, г. Владивосток, 690090 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-108/2024

15 мая 2024 года г. Владивосток

15 часов 45 минут

 

Я, заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) <...>, рассмотрев 15.05.2024 материалы дела № 025/04/14.3-108/2024 по факту распространения ненадлежащей рекламы, с нарушением требований, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

28.11.2023 по результатам рассмотрения дела № 025/05/14-1295/2023 Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия), признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования части 1 статьи 14 ФЗ « О рекламе».

При рассмотрении дела № 025/05/14-1295/2023 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

07.08.2023 в Приморское УФАС России из Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу (далее – Роскомнадзор) поступило информационное письмо с материалом (исх. от 03.08.2023 № 9345-03/25) (вх. № 7453/23), в котором указано, что в эфире телеканала «Восток 24», осуществлялась трансляция рекламного ролика ГК «Русский Краб» с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Как указано в письме Роскомнадзора, 25.07.2023 в 20:22 в эфире телеканала «Восток 24» был распространен рекламный блок, без сообщения о начале демонстрации рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под средством массовой информации понимается телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (статья 2 Федерального закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

Согласно абзацу 13 статьи 2 Закона о СМИ под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные ФЗ «О средствах массовой информации» и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено указанным законом.

Распространенная в 20:22 на телеканале «Восток 24» информация соответствуют понятию рекламы, закрепленном в статье 3 ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования - услугам и товарам оказывающимися хозяйствующими субъектами.

Порядок распространения рекламы в телепрограммах и телепередачах установлен статьей 14 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» возложена на рекламораспространителя.

Рекламораспространителем является телеканал «Восток 24» на основании свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-73882 от 05.10.2018. Территория распространения – Российская Федерация. Специализация – информационная, общественно-политическая, социальная, экономическая, спортивная, развлекательная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Согласно выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации учредителем телеканала является Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее – ФГУП «ВГТРК»).

10.10.2023 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения от филиала ФГУП «ВГТРК» - «ГТРК «Владивосток» из которых следует, что между ФГУП «ВГТРК» и ООО «Русский Краб» был заключен договор № 04/04 от 07.04.2023 на оказание информационных услуг.

Представитель по доверенности <...> поддержал ранее представленные письменные пояснения и сообщил, что, по мнению компании, рассматриваемый ролик исключительно информационный и не относится к понятию рекламы. В сюжете ролика показаны районы добычи краба, строительство специального флота для лова, нет информации о том, что товар имеет стоимостную оценку и каким-то образом реализуется. Также не указано местонахождение ООО «Русский Краб», его сайт или телефоны, по которым можно приобрести товар. Ролик выходил в эфир отдельным блоком и не отнесен к какой-либо передаче.

На заседании Комиссии был детально рассмотрен вышеуказанный ролик, в котором указано, что «Русский Краб» - № 1 по добыче краба на Дальнем Востоке России.

30.11.2023 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения с приложением (вх. № 10404-ЭП/23) от ООО «Русский краб» из которых следует, что общество передавая материал в трансляцию в эфир телеканала «Восток 24» не преследовало рекламных целей, материал демонстрировался в рамках фестиваля телевизионных программ и морской документалистики «Человек и море» и носил информационный характер. Кроме того, общество указывает, что использованное в ролике выражение ««Русский Краб» - № 1 по добыче краба на Дальнем Востоке России» основывается на системе данных мониторинга судов, форму 2.1 которая дает суточный обзор рыбопромыслового флота в районах промысла по судам на основании судовых суточных донесений. Также, данные о том, что ГК «Русский Краб» занимает статус крупнейшего крабодобытчика на Дальнем Востоке отражены в СМИ со ссылкой на Ассоциацию судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) https://www.rbc.ru/business/19/10/2023/65311c3c9a79477bf0e0c939.

В публикации размещенной 15 сентября 2023 на сайте информационной группы «Интерфакс» указано, что «Русский краб является крупнейшей на Дальнем Востоке крабопромысловой компанией https://www.interfax.ru/business/920960.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Таким образом, при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара над иными товарами («лучший», «№ 1» и пр.), должны быть указаны те конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, то есть в рекламе обязательно должно содержаться обоснование данного утверждения. Отсутствие в рекламе такого обоснования рассматривается как приведение сравнения с приведенной в рекламе характеристикой товара по любому критерию.

Представитель по доверенности <...>, поддержала ранее представленную письменную позицию и представила на обозрение Комиссии протоколы аукционов на квоты по добыче краба, договоры о передаче полномочий единоличного органа управляющей организации, выписки ЕГРЮЛ компаний квотодержателей и судовладельцев, которые входят в группу компаний «Русский Краб» в обоснование довода о том, что ««Русский Краб» - № 1 по добыче краба на Дальнем Востоке России».

Комиссия отмечает, что использованное в ролике выражение ««Русский Краб» - № 1 по добыче краба на Дальнем Востоке России» содержит критерий по которому осуществляется сравнение с иными рыбопромысловыми компаниями, однако, в нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не имеет объективного подтверждения. Наличие квот у группы компаний «Русский Краб» не является определяющим критерием объективного подтверждения и не позволяет сделать вывод о том, что «Русский Краб» - № 1 по добыче краба на Дальнем Востоке России.

Комиссия, изучив материалы дела, делает вывод, что выделенные квоты могли быть освоены не в полном объеме. Кроме того, информация из СМИ является мнением редакции, а не проведенное исследование рынка. Вместе с тем, не указан временной период признания «№ 1.

Согласно пояснениям общества «Русский Краб» является группой компаний. Однако из распространенной информации не следует, что речь идет о группе компаний.

Объективным подтверждением какого-либо признания может выступать проведенное и зафиксированное исследование в отрасли в определенный период.

В рассматриваемом случае рекламораспространителем является ФГУП «ВГТРК».

Согласно части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Датой совершения административного правонарушения следует считать 25.07.2023 (дата фиксации рекламы).

Местом совершения правонарушения следует считать Приморский край.

В связи с вышеизложенным, 08.02.2024 Приморским УФАС России было направлено определение о возбуждении дела № 025/04/14.3-108/2024 об административном правонарушении (исх. № 884/24) в адрес ФГУП «ВГТРК» (№8008019324396).

05.03.2024 на составление протокола об административном правонарушении явился представитель ФГУП «ВГТРК» по доверенности – <...> (доверенность б/н от 20.07.2022).

Представителем <...> устно заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в день составления протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе его защитник/представитель) вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол составлен в присутствии <...>.

В ходе рассмотрения дела <...> уточнил, что при получении решения от Приморского УФАС России и анализе информации было установлено, что ответственным лицом, отвечающим за выпуск ролика, вышедшего в трансляцию телеканала «Восток 24», являлся должностное лицо <...>.

Заявленное <...> ходатайство о рассмотрении дела в день составления протокола удовлетворено, однако в связи с представленным пояснениями относительно должностного лица, допустившего нарушение, возникла необходимость отложить рассмотрение дела с целью получения дополнительных документов и сведений.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-108/2024 (исх. от 07.03.2024 № 1654/24) было направлено заказным письмом с простым уведомлением ФГУП «ВГТРК» (почтовый идентификатор № 80080194392514).

01.04.2024 на рассмотрение дела представитель ФГУП «ВГТРК» не явился.

Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-108/2024 (исх. от 02.04.2024 № 2352/24) было направлено заказным письмом с простым уведомлением ФГУП «ВГТРК» (почтовый идентификатор № 80083395757670).

16.04.2024 на рассмотрение дела явился представитель ФГУП «ВГТРК» <...>, которым устно заявлено ходатайство об отложении дела с целью получения дополнительных документов и сведений. Ходатайство удовлетворено.

Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-108/2024 (исх. от 16.04.2024 № 2767/24) было направлено заказным письмом с простым уведомлением ФГУП «ВГТРК» (почтовый идентификатор № 80100895678097).

На рассмотрение дела явился представитель ФГУП «ВГТРК» <...>.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

По результатам рассмотрения дела № 025/04/14.3.1-250/2024, возбужденного в отношении <...>, он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившегося в распространении рекламы с нарушением требований, установленных частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Представитель <...> устно заявил ходатайство о прекращении производства по делу № 025/04/14.3-108/2023 в соответствии с частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ.

Часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности.

При этом важным условием является принятие таким юридическим лицом всех предусмотренных законодательством РФ мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В рамках рассмотрения дела установлено, что ФГУП «ВГТРК» предприняты действия, направленные на устранение выявленных нарушений (проведение обучения, посещение семинаров).

Кроме того, ответственное должностное лицо ФГУП «ВГТРК» привлечено к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случаях предусмотренных настоящим Кодексом обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 7.32.3, 2.1, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФГУП «ВГТРК» прекратить в связи с тем, что должностное лицо ФГУП «ВГТРК» привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу в вышестоящий орган, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Филиал ФГУП "ВГТРК/ГТРК «Владивосток»
ИНН 7714072839, ОГРН 1027700310076