Решение б/н Решение по делу № 16/07-2016 от 22 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF27 октября 2016 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: – заместитель руководителя;
Члены Комиссии: – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, – специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
рассмотрев 27.10.2016 дело № 16/07-2016, возбужденное в отношении ООО «Примадвизор» (ИНН/КПП 2502051796/250201001, ОГРН 1152502000925), ИП Буднецкого К.М. (ИНН 253100206657, ОГРНИП 309250217000054), ООО «Пять звезд» (ИНН/КПП 2540136987/254001001, ОГРН 1072540009750) по факту распространения рекламы с признаками нарушения требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии:
от ДВУ ГОСМОРНАДЗОРА: – представитель по доверенности ;
от ООО «Примадвизор», ООО «Пять звезд»: - представитель по доверенности ;
от ИП Буднецкого К.М. – представитель не явился,
УСТАНОВИЛА:
14.06.2016 в Приморское УФАС России из ДВУ ГОСМОРНАДЗОРА поступило заявление (вх. № 5825) о нарушении норм законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в распространении рекламы услуг перевозки пассажиров морским транспортом, без соответствующей лицензии.
Из обращения следует, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее сеть «Интернет») на сайте http://primadvisor.ru/pk/24-transport/1044-vyzov-vodnogo-taksi-na-poluost размещена реклама «Вызов водного такси на полуостров Краббэ от косы Назимова» с использованием изображения катера Р7245ПР и на http://primadvisor.ru/pk/20-ekskursii-s-gidom/4503-ekskursiya-morskaya-progulka-k - «Экскурсия «Морская прогулка», каждый четверг» с использованием изображения катера Р7584ПР(Э).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию.
Однако, ДВУ ГОСМОРНАДЗОРА не выдавало лицензию на право осуществления лицензируемого вида деятельности каким-либо лицам, использующим на законных основаниях объект, о котором речь идет в рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
На заседании Комиссии представитель ДВУ ГОСМОРНАДЗОРА поддержал доводы, указанные в заявлении. Также отметил, что катер Р7245ПР, изображение которого используется в рекламе № 1044, принадлежит <......>, а катер Р7584ПР, изображение которого используется в рекламе № 4503, принадлежит <......> и данным лицам не выдавалась лицензия на перевозку внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
Представитель ООО «Примадвизор» поддержал доводы, указанные в представленных ранее письменных пояснениях (вх. № 8783 от 12.09.2016, вх. № 9851 от 25.10.2016) и сообщил, что ООО «Примадвизор» осуществляет свою деятельность в рамках интернет сайта http://primadvisor.ru, представляющего собой информационную систему, посредством которой пользователи ресурса самостоятельно размещают информацию о предоставляемых услугах и товарах. Размещение информации происходит на основании пользовательского соглашения.
Из представленных вышеуказанных пояснений следует, что размещение информации в сети «Интернет» на сайте http://primadvisor.ru происходит на основании заключенного пользовательского соглашения, так с ИП Буднецким К.М. заключено соглашение на размещение сообщения № 1044, а с ООО «Пять звезд» № 4503.
Используемые в рекламе изображения катеров взяты из свободных источников и носят сугубо ознакомительный характер.
Также представитель ООО «Примадвизор» сообщил, что вышеуказанные сообщения больше не распространяются и помещены в архив.
Из представленных письменных пояснений ООО «Пять звезд» (вх. № 9850 от 25.10.2016) следует, что услуга по рекламе № 4503 не реализовалась, заключенных договоров с компаниями имеющих лицензии на оказание услуг по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров в материалы дела не представлены.
Из представленных письменных пояснений ИП Буднецкого К.М. (вх. № 9857 от 25.10.2016) следует, что услуга по рекламе № 1044 не реализовалась, заключенных договоров с компаниями имеющих лицензии на оказание услуг по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров в материалы дела не представлены.
При рассмотрении дела Комиссией установлено, что изображения катеров указанных в рекламе не совпадают с типом судна указанном в заявлении.
На основании вышеизложенного, с учетом имеющихся в деле документов, Комиссия пришла к заключению, что в рекламе № 1044 и № 4503 допущены нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», так как на судна, изображения которых содержатся в размещенной рекламе, лицензии на оказание услуг по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров не выдавались.
Факт того, что в рекламе используется изображения катеров на которых услуги не будут оказываться, а потребитель понимает рекламу буквально, следовательно он вводится в заблуждение относительно того на каком транспорте будет оказана услуга, такая реклама является недостоверной и нарушает положения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответстующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Таким образом, размещенная реклама содержит нарушения пункта 7 статьи 7 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу № 1044 размещенную ИП Буднецким К.М. в сети «Интернет» на сайте http://primadvisor.ru/ поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
2. Признать ненадлежащей рекламу № 4503 размещенную ООО «Пять звезд» в сети «Интернет» на сайте http://primadvisor.ru/ поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
3. Не выдавать ИП Буднецкому К.М., ООО «Пять звезд», ООО «Примадвизор» предписание о прекращении нарушения требований ФЗ «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 10.11.2016. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии