Решение б/н Решение и предписание по делу № 9/06-2014 в отношении ОАО "Р... от 29 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дело № 9/06-2014                                                                                                                                                        г. Владивосток

 

Резолютивная часть решения оглашена: 30 апреля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено: 19 мая 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – <…> – руководитель, члены Комиссии: <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля  антимонопольного законодательства и рекламы; <…> – специалист  1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,

рассмотрев в заседании 09.04.2015 дело № 9/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»; ответчик по делу) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в части выставления требований по страхованию грузов, отказу от перевозки грузов, а также созданию дискриминационных условий в деятельности,           

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила (вх. № 8457 от 27.11.2013) жалоба  общества с ограниченной ответственностью «Транзит»  (далее – ООО «Транзит», Заявитель) на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») по понуждению осуществлять страхование грузов в контейнерах либо изготавливать эскиз крепления груза у контейнере под угрозой отказа в отправлении контейнеров с грузами по железной дороге с железнодорожной станции «Находка-Восточная» Дальневосточной железной дороги (далее – ж/д станция «Находка-Восточная» ДВЖД). 

Указанными действиями, как указал Заявитель, ущемляются его интересы и нарушаются положения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

06.02.2014 в Приморское УФАС России поступило информационное письмо (исх. № 7-2/2014 от 03.02.2014) из Находкинской транспортной прокуратуры Дальневосточной транспортной прокуратуры (далее – прокуратура) о возможных нарушениях Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «РЖД» с приложением копий документов.

Согласно указанному письму, межведомственной рабочей группой по противодействию коррупции, созданной Находкинской транспортной прокуратурой с участием службы в г. Находка Управления Федеральной службы безопасности по Приморскому краю и Находкинского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте проведена проверка исполнения законодательства о противодействии  коррупции на ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД.

Проведённой проверкой в действиях заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» по грузовой и коммерческой работе <...> выявлены признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации («Злоупотребление полномочиями».

Одновременно указанное должностное лицо на основании агентских договоров являлось агентом открытого акционерного общества «ДальЖАСО» (далее – ОАО «ДальЖАСО»), совершающим по поручению ОАО «ДальЖАСО» действия, направленные на распространение услуг по страхованию, а именно по привлечению страхователей и заключению договоров страхования грузов.

Как следует из информационного письма прокуратуры, работниками грузового отдела ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД, находящимися в прямом подчинении у заместителя начальника указанной станции по грузовой и коммерческой работе <…> и действующими по её устному поручению, предоставлялись заявления о страховании ОАО «ДальЖАСО», поскольку, согласно установленному <…> порядку, согласование транспортной железнодорожной накладной на ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД производится только при условии предоставления платёжного поручения об оплате страхового сбора за груз.

При этом, несмотря на то, что заявки на перевозку грузов в контейнерах уже были согласованы Линейным Агентством Фирменного Транспортного Обслуживания ОАО «РЖД» (далее – ЛАФТО) на ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД, то есть договор перевозки груза считался заключённым, условия его, тем не менее, не исполнялись по причине неправомерных действий ОАО «РЖД» в лице руководства указанной станции.

Согласно установленному заместителем начальника ж/д станции «Находка-Восточная» <…> порядку, без подписей приёмосдатчиков на транспортной железнодорожной накладной и штемпеля станции «На погрузку» контейнеры с грузом к отправке по железной дороге не принимались.

Указанные обстоятельства были установлены в отношении ООО «Транзит» и общества с ограниченной ответственностью «АзияИнтерГруппДВ» (далее –   ООО «АзияИнтерГруппДВ»), обратившегося (письмо вх.  №   1107-2013 от 15.11.2013) в прокуратуру на действия ОАО «РЖД», аналогичные указанным в своей жалобе Заявителем.

В случае, если грузоотправители отказывались страховать отправляемый ими груз в ОАО «ДальЖАСО» или изъявляли желание застраховать груз в иной, помимо ОАО «ДальЖАСО» компании, заместитель начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> выставляла дополнительные условия – требовала указать на оборотной стороне транспортной железнодорожной накладной на груз, идущий в непрямом международном сообщении за пломбой иностранного грузоотправителя, сведения о размещении и креплении груза в контейнере (эскиз).

Если грузоотправители соглашались на страхование отправляемых ими контейнеров, накладные на груз приёмосдатчиками по указанию <…> проверялись с положительным результатом и работниками ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД предоставлялось согласие на отправку контейнеров с грузами по железной дороге в отсутствие каких-либо сведений о размещении и креплении грузов в контейнерах.

В связи с этим прокуратура сообщила о том, что в действиях ОАО «РЖД» в лице своего должностного лица – заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> усматриваются признаки нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».                       

В результате изучения поступивших в Приморское УФАС России документов установлено следующее:

ООО «Транзит» является транспортно-экспедиторской компанией, основным видом деятельности которой является оказание услуг по организации транспортировки грузов в контейнерах, следующих в не прямом международном сообщении.

Между ООО «Транзит» и ООО «Восточная Стивидорная Компания» (далее – ООО «ВСК») 05.12.2012 заключен договор № КОМСЛ/01777/12 на обработку контейнерных грузов, в соответствии с которым ООО «ВСК» осуществляет перевалку (погрузо-разгрузочные работы), хранение, а также дополнительные услуги, связанные с перевалкой, в согласованных с заказчиком объемах грузов в контейнерах.

Между ООО «Транзит» и ОАО «РЖД» заключен договор № АФТО / Д-140 от 01.01.2012 на оказание услуг по перевозке грузов. В соответствии с настоящим договором, ООО «Транзит» предоставляет заявку не менее, чем за 5 (пять) рабочих дней до предполагаемой даты оказания услуг; при неоднократном осуществлении услуг клиент указывает в заявке срок действия, на протяжении которого услуга считается заказанной клиентом.

После прохождения полной таможенной очистки груза, ООО «Транзит» готовит комплект железнодорожных накладных в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов, который в дальнейшем передается на оформление в ЛАФТО, где проверяется на правильность заполнения граф и расчета провозной платы. Сотрудниками ЛАФТО присваивается номер железнодорожной накладной, ставится номер визы сотрудника и вносятся соответствующие пометки в программу «ЭТРАН», согласно схеме, утверждённой ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» при перевозке грузов осуществляет многоступенчатый контроль через приемосдатчиков, заместителей начальников станции, начальника станции.

С середины апреля 2013 года ОАО «РЖД» в лице ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД начало требовать, чтобы все железнодорожные накладные были предоставлены на проверку должностным лицам станции «Находка-Восточная».

Приёмосдатчики ОАО «РЖД» на ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД, осуществляющие приём грузов в контейнерах к перевозке, а также оформление перевозочных документов начали требовать от экспедиторов, в том числе, от ООО «Транзит», предоставления коммерческих документов и таможенных документов (коносаментов, инвойсов, грузовых таможенных деклараций, упаковочных листов).

ОАО «РЖД» после сравнения кодов на груз, указанных Заявителем в коммерческих и таможенных документах в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТНВЭД), утверждённой решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, с железнодорожными кодами, указанными в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (далее – ЕТСНГ) и Гармонизированной номенклатуре грузов (далее – ГНГ), обозначенных в железнодорожных накладных, предлагало застраховать груз в ОАО «ДальЖАСО».

По сообщению заявителя, в случае заключения договора добровольного страхования груза с ОАО «ДальЖАСО», груз отправлялся получателю. Данные обстоятельства подтверждаются транспортными накладными, а также  проведенными сотрудниками Находкинской транспортной прокуратуры опросами приемосдатчиков.

В случае отказа от заключения договора страхования груза с  ОАО «ДальЖасо», должностные лица ОАО «РЖД» (приемосдатчики) предлагали обратиться к заместителю начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…>, которая повторно предлагала застраховать груз в ОАО «ДальЖАСО» с гарантией его быстрой отправки.

Указанные обстоятельства следуют из железнодорожных транспортных накладным, а также опросов приёмосдатчиков, проведённых сотрудниками прокуратуры.

При повторном отказе от страхования, ОАО «РЖД» в лице заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> требовало указать в графе 1 оборотной стороны железнодорожной накладной сведения о размещении груза, согласно Техническим условиям размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждённым приказом Министерства путей сообщения от 27.05.2003 № ЦМ-943 (далее – ТУ) или местным техническим условиям (МТУ).

Указанное требование ОАО «РЖД» обосновывало пунктом 8.1 главы 1 ТУ.

В соответствии с пунктом 4.2 утверждённых 22.12.1991 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции в непрямом международном сообщении, гружёные контейнеры принимаются от порта железнодорожными станциями и сдаются в порту по наружному осмотру состояния контейнеров и пломб. Контейнеры с импортными грузами принимаются к перевозке за пломбами иностранных отправителей или порта.

Таким образом, грузом в данном случае является контейнер, а не груз, размещенный в контейнере. Соответственно, требования ОАО «РЖД» в части указания на оборотной стороне железнодорожных накладных сведений о размещении грузов в контейнер противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

По информации, указанной ООО «Транзит», ОАО «РЖД» в октябре 2013 года уведомило о необходимости страхования любого груза, перевозимого в рулонах. Учитывая, что основной поток груза ООО «Транзит» перевозится в рулонах,  ООО «Транзит» уведомило ОАО «РЖД» об отказе от страхования последнего.

В ответ на действия ООО «Транзит», ОАО «РЖД» 31.10.2013 отцепило от поезда 4 (четыре) платформы с контейнерами № MRKU22663789, № MRKU 3184688, № MRKU 4700958, № MRKU 2337360, № FRSU 516471, № FRSU 5162121, № FRSU 5173065.

ОАО «РЖД»  провело комиссионную проверку контейнеров, на основании которой отказало в перевозке контейнеров № MRKU22663789,  № MRKU 3184688,  №  MRKU 4700958, № MRKU 2337360, № FRSU 516471, № FRSU 5162121, № FRSU 5173065 по причине несоответствия наименования груза (акты общей формы № 8/1980 от 12.11.2013 и № 8/1607 от 31.10.2003), указанного в ТНВЭД кодам номенклатур ЕТСНГ и ГНГ.  

28.10.2013 ООО «АзияИнтерГруппДВ» для организации отправки контейнера № TTNU 672271 и проверки железнодорожной накладной обратилось в грузовой отдел ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД.

В своем заявлении ООО «АзияИнтерГруппДВ» указало, что при подаче каждой железнодорожной транспортной накладной на визирование в грузовой отдел ж/д станции «Находка-Восточная» указанному обществу предлагалось заполнить и подписать бланк заявления на страхование каждого отправляемого контейнера. В качестве страховщика в заявлении указано ОАО «ДальЖАСО».

ООО  «АзияИнтерГруппДВ»  отказалось от заключения договора страхования, поскольку действующим законодательством Российской Федерации обязательное страхование грузов не предусмотрено.

Вместе с тем, работники ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД в последующем указали на отсутствие необходимости страховать груз, при этом необходимо предоставить расчетно-пояснительную записку схемы крепления и размещения груза в контейнере (эскиза).

При этом должностными лицами ОАО «РЖД» установленный законодательством порядок отказа в согласовании железнодорожной накладной  ООО «АзияИнтерГруппДВ» не соблюден, акт общей формы не составлен не был.

Несмотря на то, что заявка на перевозку груза в контейнере №  TTNU 672271 была согласована ЛАФТО ОАО «РЖД» 08.10.2013, договор на перевозку грузов исполнен не был.

ОАО «РЖД» проводило согласование железнодорожной транспортной накладной исключительно при условии предоставления платежного поручения об оплате страхования груза. В случае отказа от страхования грузов, ОАО «РЖД» выдвигало требования к ООО «АзияИнтерГруппДВ» указать в графе 1 оборотной стороны железнодорожной накладной сведения о размещении груза в соответствии с ТУ, либо предоставить расчетно-пояснительную записку по размещению и креплению груза в контейнере (далее – эскиз).

Таким образом, 08.10.2013 ООО «АзияИнтерГруппДВ» было отказано в перевозке контейнера № TTNU 672271.

По распоряжению начальника ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД от 14.01.2014 № 1, с 09.01.2014 и до последующей отмены подлежат проверке грузы в контейнерах, отправляемых грузоотправителями ООО «Транзит» и  ООО «АзияИнтерГруппДВ».

Кроме того, при отправке ООО «АзияИнтерГруппДВ» со станции «Находка-Восточная» 2-х других контейнеров (FESU № 2088313 24.07.2013 и FESU № 2056403 15.10.2013) с характеристиками груза, аналогичными грузу в контейнере  № TTNU 672271, указанные контейнеры были приняты ОАО «РЖД»  к погрузке и дальнейшей перевозке без каких-либо требований, так как груз в контейнерах FESU № 2088313 и FESU № 2056403 был застрахован в   ОАО «ДальЖАСО».

Между ОАО «ДальЖАСО» и <…> были заключены агентские договоры № 22 от 01.10.2010, № 28 от 01.10.2011, в соответствии с которыми агент  <...> обязана проводить работу по добровольному страхованию грузов и заключению договоров добровольного страхования. 

Согласно положениям настоящих договоров, агент получает 35% от страховых платежей по договорам страхования, заключенным агентом.

По информации, предоставленной прокуратурой (письмо исх. № 7-2/2014 от 03.02.2014), <…> является единственным агентом ОАО «ДальЖАСО» на территории п. Врангель Находкинского городского округа.

Согласно предоставленному прокуратурой объяснению <…>. от 17.12.2013, являющейся в период с декабря 2012 года по декабрь 2013 года исполняющей обязанности начальника грузового района ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД, в сентябре 2012 года заместитель начальника указанной станции <…> довела информацию о необходимости страхования груза в рулонах при отправке.

<…> получено агентское  вознаграждение в следующих размерах: за 2011 год – 9 226 955 рублей, за 2012 год – 12 303 300 рублей, за 2013 год – 13 525 295 рублей, общая сумма составляет 35 055 550 рублей.

По данным ОАО «ДальЖАСО», более 80% грузов из числа застрахованных и отправленных из порта «Находка-Восточная» железнодорожным транспортом привлечены агентом <…>.

Отношения, возникающие между перевозчиками, отправителями и получателями грузов на железнодорожном транспорте, регулируются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 10.01.2013 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 № 39, Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденными приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 № 30, Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утверждёнными приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 № 39, Федеральным законом от 30.06.2003 № 67-ФЗ   «О транспортно-экспедиционной деятельности», Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перевозки в непрямом международном сообщении – перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида (Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).

Согласно телеграмме ОАО «РЖД» от 13.04.2011 № НР ЦДМУ 6/56, если таможенные органы осуществляют проверку идентификации запорных пломбирующих устройств (далее – ЗПУ) на крупнотоннажных контейнерах без вскрытия, прием указанных контейнеров осуществляется за исправными ЗПУ грузоотправителя, без проверки состояния погруженного груза. При этом отметка в накладной о размещении креплении груза в контейнере не проставляется.

Кроме того, необходимо учитывать, что ответственность за правильность размещения и крепления груза внутри контейнера возлагается на грузоотправителя.

Согласно телеграмме ОАО «РЖД» от 15.07.2013 № НР 3/1428 521, в графе 1 оборотной стороны транспортной железнодорожной накладной ответственным работником порта проставляется отметка о правильном размещении контейнера на вагоне.

В телеграмме ОАО «РЖД» от 27.04.2007 № ЦФТОГТ-18/55 говорится об ответственности за правильность сведений, указанных в накладной, наименований и кодов грузов ЕТСНГ и ГНГ. За правильность указания кодов груза отправитель несет полную ответственность.

Согласно Таможенному кодексу таможенного союза, таможенная декларация – это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. Таможенные документы составляются исключительно для таможенных целей.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», ответственность за правильность сведений, указанных в накладной, а также за последствия от неправильного, неточного указания этих сведений возложена на грузоотправителя, в связи с чем, соответствие наименований и кодов грузов ЕТСН и ГНГ должно определяться самим отправителем, исходя из документации на этот груз.

Согласно Прейскуранту №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии от 17.06.2003 № 47-т/5, уполномоченным органом, имеющим право давать разъяснение по вопросам отнесения грузов к кодам действующих номенклатур (ЕТСН и ГНГ), является Минтранс России (пункт 2.2).

Статья 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусматривает, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с  правилами перевозок железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативно-правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

В целях взаимодействия для обеспечения безопасности движения поездов, ОАО «РЖД» разработан Регламент многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приемке груза к перевозке и в пути следования (утверждён 03.10.2011 первым вице-президентом ОАО «РЖД» (далее – Регламент). В указанном Регламенте перечислено 7 (семь) степеней контроля.

В соответствии с пунктом 3.4 Регламента (подпункты 3.4.1,  3.4.2,  3.4.3,  3.4.4), третьей ступенью контроля являются: приемосдатчик станции, начальник станции, заместитель начальника станции, которые принимают заполненную грузоотправителем накладную на перевозку грузов для проверки.

ОАО «РЖД» в лице должностных лиц станции «Находка-Восточная» предъявляло незаконные требования по страхованию грузов, по указанию в железнодорожных накладных схемы размещения грузов в контейнерах, организовывало комиссионные проверки грузов, размещенных в контейнерах.

Указанные действия ОАО «РЖД» повлекли за собой ущерб для ООО «Транзит»  и ООО «АзияИнтерГруппДВ», выразившийся в виде оплаченных за страхование денежных средств,  в задержке отправки контейнеров, нарушении сроков доставки груза, а также в дополнительных расходах на перегрузку контейнеров на другие виды транспорта.

Более того, распоряжение от 14.01.2014 № 1 о необходимости проведения проверки в отношении грузов, направляемых ООО «Транзит» и  ООО «АзияИнтерГруппДВ», создает дискриминационные условия для указанных хозяйствующих субъектов по сравнению с иными контрагентами ОАО «РЖД».

На основании вышеизложенного Приморское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившихся в злоупотреблении своим доминирующим положением, результатом которого может являться ущемление прав и законных интересов ООО «Транзит» и ООО «АзияИнтерГруппДВ» в части предъявления им незаконных требований по страхованию грузов, оформлению железнодорожных накладных, досмотру контейнеров с грузами, а также по несвоевременной отправке  грузов.

В связи с этим, 27.02.2014 Приморским УФАС России возбуждено дело  № 9/06-2014 в отношении юридического лица – ОАО «Российские железные дороги» (ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 107174, ИНН/КПП 7708503727 /770801001) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении прав и законных интересов ООО «Транзит» и ООО «АзияИнтерГруппДВ» путем выставления требований по страхованию грузов, отказу от перевозки грузов и несвоевременной их отправки.

Рассмотрение дела № 9/05-2014 о нарушении антимонопольного законодательства неоднократно откладывалось Комиссией для получения дополнительных доказательств, также указанное дело приостанавливалось до вынесения органами предварительного следствия решения по делу № 700884, возбужденному в отношении заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…>     окончания     неоднократно откладывалось Комиссией для получения дополнительных доказательств, также продлевался срок рассмотрения указанного дела.

В ходе состоявшегося 30.04.2015 заседания Комиссией были исследованы материалы дела № 9/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе документы, поступившие из прокуратуры, являющиеся доказательственной базой по данному делу, в том числе:

- вынесенное следственным управлением Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу постановление от 18.12.2014 о привлечении <…> в качестве обвиняемого по уголовному делу № 700884 (далее – Постановление о привлечении в качестве обвиняемого);

- агентские договоры  №   28 от 01.10.2011,  № 22 от 01.10.2010, № 03-а от 01.12.2009  на совершение действий по привлечению страхователей и заключению договоров добровольного страхования, заключенные между ОАО «ДальЖАСО» в лице директора Находкинского филиала <…> и <…>;

- пояснение заинтересованного лица – ООО «Восточная Стивидорная компания»;

- акты общей формы  № 8/1839 от 07.11.2013, № 8/2596 от 03.12.2013  за подписями заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД по грузовой и коммерческой работе <…>, и.о. начальника грузового района <…> и представителей ООО «ВСК»;

- распоряжение от 14.01.2014 № 1 «О проведении комиссионных проверок грузов в контейнерах» за подписью начальника ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД <…>;

- объяснение директора Находкинского филиала ОАО «ДальЖАСО»                  <…>;

- объяснение заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД по грузовой и коммерческой работе <…>;

-  объяснение начальника ЛАФТО ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД <…>;

-  объяснение менеджера по логистике ООО «Транзит» <…>;

- объяснение начальника ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД <…>.

В частности, согласно Постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, в период с 2010 по 2013 годы <…>, являясь заместителем начальника ж/д станции «Находка-Восточная» (Дальневосточная дирекция управления движением) по грузовой и коммерческой работе, соответственно, выполняющей управленческие функции в коммерческой организации ОАО «РЖД», а также одновременно являясь агентом ОАО «ДальЖАСО», нарушая права юридических и физических лиц на свободу заключения договора и свободу экономической деятельности, в нарушение Федерального закона «О защите конкуренции», использовала свои полномочия для принуждения экспедиторов к страхованию грузов в ОАО «ДальЖАСО», чем причинила существенный вред правам и законным интересам ООО «АзияИнтерГруппДВ», ООО «Транзит». Материальный ущерб, причинённый ООО «Транзит» составил 24 819 481,52 рубля, причинённый ООО «АзияИнтерГруппДВ» – 150 428, 69 рублей.

<...> в 1999 году была назначена на должность заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД по грузовой работе, в 2010 году назначена на должность заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» (Дальневосточная дирекция управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД») по грузовой и коммерческой работе. 

Согласно должностной инструкции от 05.10.2011, <…> выполняла управленческие функции: осуществляла контроль за работой подразделений грузового цеха ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД, обеспечивала выполнение грузовой и коммерческой работы, разрабатывала комплекс мероприятий, направленных на сокращение простоя вагонов под грузовыми операциями, организовывала работу по сохранности перевозимых грузов, осуществляла контроль за расстановкой кадров, координировала работу персонала грузового цеха станции, то есть выполняла организационно-распорядительные функции в коммерческой организации.

Она же одновременно являлась агентом ОАО «ДальЖАСО» и в течение  рабочего времени осуществляла коммерческую деятельность по страхованию грузов в ОАО «ДальЖАСО», получая при этом вознаграждение в размере 35% от оплаченных экспедиторами суммы страховых взносов в ОАО «ДальЖАСО». Данное обстоятельство подтверждается агентским договором от 01.10.2011 № 28 (ранее – от 01.12.2009 № 03-а, от 01.10.2010 № 22). 

В нарушение прав и законных интересов юридических и физических лиц, а также статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», заведомо зная о том, что ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, самостоятельно определив список грузов, подлежащих обязательному страхованию в  ОАО «ДальЖАСО» при отправке с ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД, в период с 2010 года по апрель 2013 года при обращении к ней экспедиторов для визирования транспортных железнодорожных накладных <…> принуждала страховать определённую номенклатуру груза в ОАО «ДальЖАСО», зная при этом, что без ее визы (штампа и подписи на транспортной железнодорожной накладной) документы на погрузку сотрудниками ЛАФТО ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД приниматься не будут.

В случае отказа экспедиторов от страхования, должностное лицо ОАО «РЖД» – заместитель начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> предъявляла дополнительные требования по изготовлению эскиза крепления и размещения груза в контейнере, в том числе, и на грузы, идущие в непрямом международном сообщении за исправными пломбами иностранного отправителя.

Указанное обстоятельство противоречит пункту 4.2 утверждённых 22.01.1991 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующие через морские порты и пограничные станции в непрямом международном сообщении.

В соответствии с положением пункта 4.2 указанных правил, гружёные контейнеры принимаются от порта международными станциями и сдаются порту по наружному осмотру состояния контейнера и пломб. Контейнеры с импортными грузами принимаются к перевозке за пломбами иностранных отправителей или порта

Также действия заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> совершались в нарушение распоряжения ОАО «РЖД», изложенного в телеграмме  №    ЦДМУ-6/56 от 13.04.2011 «О приеме крупнотоннажных контейнеров при осуществлении таможенными органами проверки идентификации запорно-пломбировочных устройств без их вскрытия», а также в нарушение разъяснения ОАО «РЖД», изложенного в телеграмме Дальневосточной дирекции управления движением (структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиал ОАО «РЖД») №  НР 228Ч от 14.07.2011, согласно которым, в случае, если таможенные органы осуществляют проверку идентификации ЗПУ на крупнотоннажных контейнерах без их вскрытия, то приём крупнотоннажных контейнеров осуществляется за исправными ЗПУ без проверки состояния погруженного груза. 

При этом вышеуказанное должностное лицо ОАО «РЖД» заведомо знало, что исполнение выдвинутых ею требований повлечет для экспедиторов дополнительные необоснованные затраты на перемещение контейнера на досмотровую площадку, сверхнормативное его хранение на терминале, на изготовление самого эскиза крепления и размещения груза в контейнере, а неисполнение экспедиторами сроков поставки товара повлияет на деловую репутацию экспедиторских компаний.

Не визируя транспортные железнодорожные накладные, заместитель начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> создавала для экспедиторов условия невозможности отправки груза с ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД, тем самым, заставляя экспедиторов страховать груз в ОАО «ДальЖАСО», получая при этом вознаграждение в размере 35% от суммы оплаченных экспедиторами грузов.

В апреле 2013 года <…> разработала схему, которая бы позволила организовать работу грузового цеха станции «Находка-Восточная» ДВЖД так, чтобы при помощи подчинённых ей сотрудников принуждать экспедиторские компании страховать определенную номенклатуру грузов в ОАО «ДальЖАСО».

При обращении экспедитора – ОАО «Азия ИнтерГруппДВ»  о возможности отправки груза со станции «Находка-Восточная» без страхования груза, с целью принуждения экспедитора к страхованию и получения выгоды для себя, используя свои полномочия, в нарушение пункта 4.2. утверждённых 22.01.1991 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции в непрямом международном сообщении, зная, что выдвинутые ею требования повлекут для ОАО «АзияИнтерГруппДВ» негативные последствия в виде нарушения сроков поставки, а также подрыва деловой репутации, необоснованных денежных затрат на перемещение контейнеров на досмотровую площадку, сверхнормативное хранение контейнеров на ООО «ВСК», за изготовление самого эскиза крепления и размещения груза в контейнере, <...> сообщила экспедитору, что штамп приёмосдатчиков «Находка-Восточная На погрузку» по транспортной железнодорожной накладной можно получить 2 способами: путём изготовления эскиза крепления и размещения груза в контейнере либо страхования груза в ОАО «ДальЖАСО».

Таким образом, ввиду необходимости соблюдения сроков поставки грузов, экспедиторы ООО «АзияИнтерГруппДВ» были вынуждены застраховать груз, оплатив 4 000 рублей.  В октябре 2013 ООО «АзияИнтерГруппДВ» изготовило эскиз крепления и размещения груза в контейнере, не желая страховать груз, однако данный эскиз <…>  не был принят.

Указанный контейнер ООО «АзияИнтерГруппДВ» не смогло отправить со станции «Находка-Восточная», контейнер длительное время простаивал на терминале ООО «ВСК», впоследствии был вывезен автомобильным транспортом и отправлен с железнодорожной станции «Первая Речка». 

В октябре-ноябре 2013 года, выполняя указания <…>,  <…>, находящаяся в непосредственном подчинении у <...>, при обращении экспедитора ООО «АзияИнтерГруппДВ» с транспортными железнодорожными накладными на отправку контейнеров FESU № 2079498 и FESU №   2 091929 с грузом – алюминиевой фольгой, потребовала от последнего оформление договора страхования в ОАО «ДальЖАСО» и оплату страхового взноса в размере 4 000 рублей, отказавшись проставить на транспортных железнодорожных накладных штамп «Находка-Восточная. На погрузку», без которого данные накладные маршрутная группа ООО «ВСК» не принимала.

В результате указанных действий должностного лица ОАО «РЖД» –  заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…>  был причинён существенный вред правам и интересам ООО «АзияИнтерГруппДВ», а также материальный ущерб в размере 150 428, 69 рублей.

Не позднее сентября-октября 2013 года <…>, используя свои должностные полномочия, в целях извлечения выгоды для себя, дала дополнительные указания подчиненным ей сотрудникам станции (начальнику грузового района ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД <…>, приемосдатчикам груза и багажа <…> и <…>) о том, что обязательному страхованию в ОАО «ДальЖАСО» подлежит весь груз, отправляемый с ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД в рулонах.

<...>, находящаяся в непосредственном подчинении  <…>, выполняя указание последней, на обращение ООО «Транзит» с транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза – пленки ПВХ в рулонах, потребовала оформление договора страхования в ОАО «ДальЖАСО», в случае отказа направляла экспедитора к <…>. 

В отсутствие указанного должностного лица экспедиторы ООО «Транзит» обратились к <…> (начальник грузового района станции «Находка-Восточная», исполняющая, в отсутствие <…>, обязанности заместителя начальника ж/д станции  «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе), которая поставила экспедиторов перед выбором: либо страхование груза в ОАО «ДальЖАСО», либо изготовление эскиза размещения и крепления груза в контейнере.

Тем самым, в результате действий <…>, ООО «Транзит» был причинён материальный ущерб в размере 24 819 481, 52 рубля, а также были ущемлены права и законные интересы указанного лица.

ООО «ВСК» в ходе рассмотрения дела  №   9/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства пояснило, что оно является оператором морского контейнерного терминала и оказывает услуги по перегрузке с одного вида транспорта на другой при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе оказывает услуги по перегрузке импортных контейнеров на/с железную дорогу без оказания услуг транспортной экспедиции.

Являясь владельцем путей необщего пользования, с которых производится погрузка/выгрузка контейнеров с/на железнодорожный подвижной состав, ООО «ВСК» выступает в качестве грузоотправителя/грузополучателя грузов по железнодорожной транспортной накладной. При этом компания не уполномочена распоряжаться грузами, находящимися в контейнерах.

Указания по отгрузке контейнеров на железную дорогу с соответствующим пакетом документов готовятся и представляются ООО «ВСК» экспедиторскими компаниями,  с которыми ООО «ВСК» состоит в договорных отношениях (Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утверждённые приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 № 39; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденные приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 № 30).

Проверку правильности заполнения железнодорожных накладных и необходимых сопутствующих документов осуществляют сотрудники ЛАФТО ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД на этапе визирования и выдачи разрешения на погрузку контейнеров. ООО «ВСК» экспедитором (при отгрузке растаможенных грузов) либо приёмосдатчиками ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД (при отгрузке грузов, следующих по процедуре таможенного транзита) передаётся комплект перевозочных документов для осуществления погрузки грузов на железнодорожный состав.

До октября 2013 года ООО «ВСК», как грузоотправитель, в соответствии с требованиями пункта 8.1 ТУ в редакции разъяснений, изложенных в письме ОАО «РЖД» от 24.08.2005 № 162, отгружая импортные контейнеры на железную дорогу, проставляло отметку в графе 1 оборотной стороны железнодорожной накладной о соответствии главе 12 ТУ. 

При этом ООО «ВСК» учитывало требования пунктов 4.2 и 4.5 утверждённых 22.01.1991 Правил перевозки экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции в непрямом международном сообщении (согласно которым груженые контейнеры принимаются от порта железнодорожными станциями  и сдаются порту по наружному осмотру состояния контейнеров и пломб. Контейнеры с импортными грузами принимаются к перевозке за пломбами иностранных отправителей и порта. Порт может вскрывать и проверять такие контейнеры лишь в случаях обнаружения неисправностей, угрожающих сохранности грузов, при отсутствии пломб, неясности оттисков на пломбах или расхождения знаков на пломбе с данными перевозочных документов).

Также ООО «ВСК» учитывало распоряжение ОАО «РЖД» (телеграмма № ЦДМУ-6/56 от 13.04.2013 о том, что в случае, если таможенные органы осуществляют проверку идентификации ЗПУ на крупнотоннажных контейнерах без их вскрытия, прием указанных контейнеров осуществляется за исправными ЗПУ без проверки состояния погруженного груза. При этом ответственность за правильность размещения и крепления груза внутри контейнера возлагается на грузоотправителя.

Согласно разъяснениям ОАО «РЖД» в телеграмме  № НР 2284 от 14.07.2011, в данной ситуации отметка накладной о размещении и креплении груза в контейнере не проставляется.

Начиная с ноября 2013 года, ж/д станция «Находка-Восточная» ДВЖД начала  снимать с погрузки контейнеры по причине отсутствия в графе 1 оборотной стороны железнодорожной накладной сведений о номере рисунка, эскиза, раздела главы 12 ТУ, а также предъявлять требования (со ссылкой на статью 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации) о проведении комиссионной проверки грузов в контейнерах. При этом данные требования предъявлялись независимо от того, находится груз под таможенным контролем или нет, несмотря на то, что вскрытие груза, находящегося под таможенным контролем, возможно только в присутствии таможенного органа.

В январе 2014 года в адрес ООО «ВСК» поступило распоряжение начальника станции «Находка-Восточная» о проведении операции «контроль» по проверке грузов в контейнерах, отправляемых экспедиторами ООО «Транзит» и  ООО «АзияИнтерГруппДВ».

Представитель ОАО «РЖД» в ходе рассмотрения дела №  9/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства пояснил, что в соответствии с пунктом 8.1 главы 1 ТУ, обеспечение соблюдения условий размещения и крепления груза грузоотправитель удостоверяет записью на оборотной стороне накладной в графе 1.

При размещении и креплении груза по настоящим ТУ запись в накладной должна содержать номера соответствующей главы, раздела, рисунка. Во всех случаях запись в накладной должна содержать в себе перечень примененных средств крепления (наименование и количество), подпись грузоотправителя (с указанием должности и фамилии), заверенную печатью грузоотправителя. 

Согласно пункту 7.1.1.5 ТУ, в случае, когда способ размещения и крепления груза какого-либо наименования предусмотрен настоящими ТУ, но схема конкретного типоразмера такого груза отсутствует, грузоотправитель должен представить на железнодорожную станцию отправления эскиз размещения и крепления груза по ТУ.

При этом представитель ОАО «РЖД» в ходе рассмотрения дела №   9/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства подтвердил, что только на вскрытые контейнеры необходимо изготовление  эскиза крепления и размещения груза в контейнерах.

Контейнеры с грузами, экспедируемыми ООО «Транзит» и ООО «АзияИнтерГруппДВ», таможенными органами не вскрывался, следовал за исправными ЗПУ иностранного грузоотправителя и, соответственно, приём таких контейнеров должен осуществляться без проверки состояния груза, без проставления отметки в транспортной  накладной и, как следствие, без изготовления эскиза крепления и размещения груза в контейнерах.

Директор Находкинского филиала ОАО «ДальЖАСО» в ходе рассмотрения дела  №  9/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства пояснил, что требований к обязательному страхованию груза, перевозимого железнодорожным  транспортом в прямом сообщении, морским и железнодорожным транспортом в прямом и смешанном сообщении, а также морским и железнодорожным транспортом в непрямом смешанном сообщении по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида, действующее законодательство Российской Федерации не содержит.

Условие о страховании груза в договоре перевозки  груза железнодорожным транспортом не является обязательным. В соответствии с принципом свободы договора, перевозчик не может требовать включения в договор подобных условий.

Договором страхования признается выдаваемый страхователю на основании заявления и после перечисления соответствующей платы полис. В 2013 году ОАО «Транзит» обращалось за заключением договора страхования, информации об обращении ООО «АзияИнтерГруппДВ» не имеется.

Заместитель начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> является агентом ОАО «ДальЖАСО», в функции которого входит привлечение клиентов, приём заявлений и оплаты страхования, выдача полисов. Размер вознаграждения агента составляет от 5 до 35%, вознаграждение <…> по договору  страхования составляет 35%.

Бобохонова Т.В. ежемесячно сдаёт реестр полисов, выдаваемых клиентам, ОАО «ДальЖАСО» перечисляло ей денежные средства, о чём агентом делается соответствующая запись в порядке, установленном законодательством, регулирующим бухгалтерскую деятельность.

Как следует из объяснений начальника ЛАФТО ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД <…>, оформление грузов производится экспедиторскими компаниями на основании доверенности, выданной ООО «ВСК», поскольку ООО «ВСК» является отправителем груза. 

Согласно пункту 3 Правил приёма грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 № 28, основанием для выделения грузоотправителю вагонов под перевозку груза является согласованная заявка на перевозку, а также согласие (виза) перевозчика в железнодорожной накладной.

В соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта РФ, транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза являются подтверждением заключения договора перевозки.

Агенты ЛАФТО станции  «Находка-Восточная» на рабочих местах, расположенных в   ООО «ВСК», визируют накладные перед погрузкой и принимают перевозочные документы к отправлению груженых вагонов, при этом в обязательном порядке руководствуясь требованиями Регламентом многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза и в пути следования, утверждённого 28.11.2011 за № 284.

В соответствии с данным Регламентом, агенты ЛАФТО осуществляют контроль 1, 2, 4 ступени, а также участвуют в визировании перевозочных документов, согласно пункту 3 Правил приема грузов к перевозке.

Процедура визирования документов на перевозку включает в себя проверку соблюдения следующих условий: наличия согласованной заявки на перевозку грузов, отсутствия ограничений на погрузку и перевозку, отсутствия дебиторской задолженности у плательщика, соответствия подписи в графе «за правильность внесенных в накладную сведений отвечаю» накладной с образцом, хранящимся в ЛАФТО, возможности перевозки предъявляемого груза в заявленном роде подвижного состава условиям перевозки и требованиям, установлены ППГ (ППОГ), при наличии договора на особые условия, наличия в перевозочном документе отметки об особых условиях и номере договора, приказа о назначении работника грузоотправителя, ответственного за размещение и крепление груза в вагонах и контейнерах и имеющего право подписи перевозочных документов, разрешения на погрузку габаритных и тяжеловесных грузов и т.д.

Агенты ЛАФТО могут приступить к оформлению перевозочных документов лишь при наличии оформленного вагонного листа и оформления перевозочных документов в строгом соответствии с требованиями 4 ступени Регламента многоступенчатого контроля.

Также начальник ЛАФТО ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД <...> указала, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное страхование груза, данное условие в договоре перевозки грузов не является обязательным.

Из объяснений <…> – менеджера по логистике ООО «Транзит» следует, что он занимает указанную должность с 01.05.2013 года, в должностные обязанности входит документальное сопровождение грузов, которые следуют в непрямом международном сообщении.

В начале апреля заместителем начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> было введено повторное визирование перевозочных документов у приемосдатчиков ОАО «РЖД», при котором требовалось предоставление перечня коммерческих документов (коносаментов, таможенных деклараций, инвойсов и иных). В отсутствие указанных документов визирование перевозочных документов не осуществлялось. 

В случае согласия ООО «Транзит» на условие страховки, перевозочные документы визировались. В случае несогласия, приёмосдатчики ОАО «РЖД» отправляли ООО «Транзит» непосредственно к заместителю начальника  ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> С начала октября 2013 года по личному распоряжению <…> весь груз в рулонах подлежал обязательному страхованию.

В начале ноября 2013 года ООО «Транзит» обратилось за визированием готовых железнодорожных накладных к приемосдатчикам ОАО «РЖД», но приёмосдатчик <…> отказалась визировать их, сославшись на личное распоряжение <…> Заместитель <…> (начальник грузового района) <…>, уточнив, в чём упакован груз и застрахован ли он, сказала, что по распоряжению <…> весь груз, находящийся в рулонах, подлежит обязательному страхованию.

ООО «Транзит», отказавшись от страхования груза, было вынуждено разработать эскиз крепления груза и приложить его к железнодорожной накладной, даже с учётом того, что груз следует за ЗПУ в непрямом международном сообщении.

По результатам переговоров с заместителем <…> <…> был сделан вывод о принуждении ООО «Транзит» к страхованию. При этом отсутствовала возможность выбора страховой компании, поскольку страхование должно было быть осуществлено только в ОАО «ДальЖАСО».

30.11.2013 на ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД от груженного поезда были отцеплены 4 платформы с семью контейнерами, находящимися под экспедированием ООО «Транзит», что произошло отсутствия страхования груза в контейнерах.

Из объяснения начальника ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД <…> следует, что обязательное страхование грузов действующим законодательством Российской Федерации не предусматривается, включение условия о страховании груза в договор перевозки не является обязательным.

Железнодорожная станция вправе предложить застраховать груз, но требовать этого в обязательном порядке от экспедитора, грузоотправителя, грузополучателя – не может.

Визированием является проставление на перевозочном документе подписи работника ОАО «РЖД». Приемосдатчиками железнодорожной станции производится проверка ряда требований: по соблюдению технических условий по размещению и креплению груза в вагонах и контейнерах, по размещению и креплению грузов, погруженных насыпью и т.д., что позволяет обеспечить безопасность движения. Работники станции отвечают за безопасную организацию железнодорожного движения при отправке груза, прибытию его в пункт назначения, а в определенных случаях – и по пути следования.  Приемосдатчиками проверка исполнения всех требований осуществляется до погрузки контейнеров на платформы и в вагоны.

После проверки, в случае отсутствия каких-либо нарушений, приемосдатчики ставят свои подписи на железнодорожных накладных, а также штамп «На погрузку».

Данные подписи и штампы являются для ООО «ВСК» разрешением на начало погрузки контейнеров на платформы и в вагоны. Подписанные приемосдатчиками накладные относятся грузоотправителем в ЛАФТО, сотрудники которого осуществляют окончательный допуск груза к перевозке и заносят соответствующие сведения в ЭТРАН. Сами контейнеры с грузом до погрузки хранятся на территории ООО «ВСК».

Возможность осуществления приемосдатчиками проверок до погрузки контейнеров на платформы и в вагоны, действующим законодательством Российской Федерации не запрещена. На ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД непосредственно визирование осуществляется сотрудниками ЛАФТО.

Приемосдатчиками согласовывается перевозка грузов, они проверяют правильность заполнения железнодорожной накладной, в отсутствие которого перевозочный процесс начаться не может.

Заместитель начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> является агентом ОАО «ДальЖАСО», но ни о каком возможном конфликте интересов в структурные подразделения –    Владивостокский центр организации работы железнодорожных станций, Дальневосточную дирекцию управления движением, а также в Центральную дирекцию управления движением – филиал ОАО «РЖД», она не сообщала. Вместе с тем руководству об этих фактах известно.

ООО «АзияИнтерГруппДВ» и ООО «Транзит» обращались на ж/д станцию «Находка-Восточная» ДВЖД по вопросу перевозки грузов, однако, данным экспедиторам в перевозке было отказано ввиду того, что ООО «АзияИнтерГруппДВ» был предоставлен эскиз на размещение и крепление груза с нарушениями, а ООО «Транзит» отказывалось предоставлять такой эскиз на том основании, что такого рода требование не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Перевозчик (ОАО «РЖД») вправе осуществлять проверку достоверности массы грузов, других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, путем сверки информации, содержащейся в накладных, со сведениями, определёнными в таможенных декларациях на товары, инвойсах и других документах.

Если номенклатура груза, указанного в железнодорожной накладной, отсутствует в перечне номенклатуры грузов, указанных в ТУ, то грузоотправитель обязан разработать эскиз, согласно которому ООО «ВСК» производит крепление груза. На железнодорожной станции эскиз проверяет заместитель начальника, начальник же подписывает эскиз, тем самым, утверждая его и беря на себя ответственность за перевозку. Требование разработки предусмотрено Правилами перевозки грузов и ТУ № ЦМ-943 или ТУ – 1990.

По результатам исследования представленных в материалы дела №   9/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства документов, а также пояснений участвующих в рассмотрении указанного дела лиц, Комиссией Приморского УФАС России установлено следующее.

Согласно положению статьи 2 Федерального закона от 10.01.2013 № 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (редакция от 06.04.2015) перевозки в непрямом международном сообщении – это перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Статья 25 Устава предусматривает, что  при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

При приёме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

Перевозчик, грузоотправитель (отправитель) или грузополучатель (получатель) обеспечивает в установленном порядке сохранность перевозочных и других документов, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и иными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 27 Устава,  перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).

За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьей 98 и 111 Устава.

  Указанной статьей Устава не предусмотрена необходимость  предоставления для перевозки грузов тех документов (таможенные декларации,  инвойсы, коносаменты), которые по требованию ОАО «РЖД» должны были предоставить ООО «АзияИнтерГруппДВ» и ООО «Транзит» для осуществления перевозки грузов.

  Таким образом, данное требование не основано на положениях действующего законодательства Российской Федерации и является неправомерным.

Согласно статье 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Статья 421 ГК РФ предусматривает принцип «свободы договора», согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В статье 432 ГК РФ определено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В действующем законодательстве Российской Федерации, в частности, регулирующем страховую деятельность, гражданском, транспортном (в том числе в Уставе) не содержится требований об обязательном страховании грузов. Соответственно, включение условия об обязательном страховании грузов в договор перевозки груза также является неправомерным.

Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, а также принципа «свободы договора», ОАО «РЖД» в лице заместителя начальника ж/д станции «Находка-Восточная» по грузовой и коммерческой работе <…> требовало от заявителей – ООО «Транзит» и ООО «АзияИнтерГруппДВ» обязательного заключения  договора страхования груза в контейнерах в ОАО «ДальЖАСО». 

Требования ОАО «РЖД» о предоставлении экспедиторами – ООО «Транзит» и ООО «АзияИнтерГруппДВ» на оборотной стороне транспортных железнодорожных накладных на грузы, идущие в не прямом международном сообщении за пломбой иностранного грузоотправителя, сведений о размещении и креплении грузов в контейнерах (эскизов) Комиссия также считает неправомерными как несоответствующие положению утверждённых 22.01.1991 Правил перевозки экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции в непрямом международном сообщении, а также противоречащее распоряжению ОАО «РЖД», указанному в телеграмме № ЦДМУ-6/56 от 13.04.2013 и разъяснению указанного распоряжения в телеграмме Дальневосточной дирекции управления движением (структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиал ОАО «РЖД») №  НР 228Ч от 14.07.2011.

Кроме того, из материалов рассматриваемого дела следует, что вышеуказанные требования выдвигались только в случае отказа экспедиторов от страхования отправляемого ими груза в ОАО «ДальЖАСО» или изъявления желания застраховать груз в иной, помимо ОАО «ДальЖАСО» компании.

Если же экспедиторы соглашались на страхование отправляемых ими контейнеров, то накладные на груз приёмосдатчиками по указанию Бобохоновой Т.В. проверялись с положительным результатом и работниками ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД такие контейнеры принимались к погрузке и дальнейшей перевозке по железной дороге в отсутствие каких-либо сведений о размещении и креплении грузов в контейнерах.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 № 435-т ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Таким образом, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом.

В действиях ОАО «РЖД» по требованию осуществления ООО «Транзит» и ООО «АзияИнтерГруппДВ» обязательного заключения с ОАО «ДальЖАСО» договора страхования груза в контейнерах, а также требованию предоставления на оборотной стороне транспортных железнодорожных накладных на грузы, идущие в непрямом международном сообщении за пломбой иностранного грузоотправителя, сведений о размещении и креплении грузов в контейнерах (эскизов) Комиссия усматривает части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении ОАО «РЖД» доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление прав и законных интересов ООО «Транзит» и ООО «АзияИнтерГруппДВ», деятельности которых по оказанию услуг по организации транспортировки на ж/д станции «Находка-Восточная» ДВЖД» грузов в контейнерах, следующих в не прямом международном сообщении, были созданы препятствия со стороны ОАО «РЖД».       

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, признанных злоупотреблением своим доминирующим положением, результатом которого явилось   ущемление прав и законных интересов ООО «Транзит» и ООО «Азия ИнтерГруппДВ» путём выставления требований по осуществления обязательного заключения с ОАО «ДальЖАСО» договора страхования груза в контейнерах, а также требованию предоставления на оборотной стороне транспортных железнодорожных накладных на грузы, идущие в непрямом международном сообщении за пломбой иностранного грузоотправителя, сведений о размещении и креплении грузов в контейнерах (эскизов).

2. Выдать ОАО «РЖД» обязательное к исполнению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путём прекращения выставления требований о страховании грузов в контейнерах, а также недопущения  отказа от перевозки крупнотоннажных контейнеров с грузом под предлогом отсутствия в графе 1 оборотной стороны железнодорожных накладных записей о номерах рисунков или эскизов размещения груза, номеров соответствующих главы, раздела технических условий от 27.05.2003 № ЦМ-943 – в случае, если таможенные органы осуществили проверку идентификации запорно-пломбировочных устройств на крупнотоннажных контейнерах без их вскрытия.        

      

 

Председатель Комиссии                                                              <…>

Члены  Комиссии:                                                                        <…>

     

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 9/06-2014

19 мая 2015 года                                                                                                                                                              г. Владивосток  

                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – <…> – руководитель, члены Комиссии: <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля  антимонопольного законодательства и рекламы; <…> – специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 и 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на основании своего решения от 19 мая 2015 года по делу № 9/06-2014 о нарушении открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»; Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «РЖД» (ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 101174; ИНН 7708503727)

с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления своим доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление прав и законных интересов ООО «Транзит» и ООО «Азия ИнтерГруппДВ» путём выставления требований по осуществления обязательного заключения с ОАО «ДальЖАСО» договора страхования груза в контейнерах, а также требованию предоставления на оборотной стороне транспортных железнодорожных накладных на грузы, идущие в непрямом международном сообщении за пломбой иностранного грузоотправителя, сведений о размещении и креплении грузов в контейнерах (эскизов),

путём совершения следующих направленных на обеспечение конкуренции действий:

- прекратить выставления требований об обязательном страховании грузов в контейнерах,

- не допускать отказов от перевозки по железной дороге контейнеров с грузами, следующими в непрямом международном сообщении за пломбой иностранного грузоотправителя, под предлогом отсутствия в графе 1 оборотной стороны железнодорожных накладных сведений о размещении и креплении грузов в контейнерах (эскизов) в случае, если таможенные органы осуществили проверку идентификации запорно-пломбировочных устройств на таких контейнерах без их вскрытия.           

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии:                                                             <...>

Члены Комиссии:                                                                             <…>

Предписание может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны