Решение №1410/24 Решение 025/07/3.3-130/2024 (33т) от 1 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

ГАУ ДПО «Приморский краевой институт образования»

ул. Станюковича, д.28,

г. Владивосток, Приморский край, 690003

 

Заявитель –

ИП Иванов В.Ю.

 п. Шушары,  г. Санкт-Петербург, 196626

 

ООО «РТС-тендер»

ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1,

г. Москва, 127006

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 025/07/3.3-130/2024

27 февраля 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...> – начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти, рассмотрев жалобу ИП Иванова В.Ю. (далее - Заявитель),

в присутствии:

от Заявителя: представитель не прибыл;

от Заказчика: <...>, <...> – представители по доверенности;

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ИП Иванова В.Ю. на действия Заказчика – ГАУ ДПО «Приморский краевой институт образования» при проведении электронного аукциона на поставку компьютерного оборудования (извещение № 32413225660).

По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), так как:

- описание объекта закупки содержит излишние характеристики, которые приводят к ограничению числа участников закупки;

- описание закупки содержит двусмысленное толкование значений и показателей, а также противоречит требованиям инструкции.

Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласились, представлены письменные возражения.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчик согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

В силу части 19 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Из доводов жалобы следует, что описание объекта закупки содержит излишние характеристики, которые приводят к ограничению числа участников закупки. Кроме того, по совокупности требований подходит один товар, имеющийся на рынке.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Действия Заказчика по установлению в аукционной документации определенных требований к закупаемому товару не противоречат положениям п. 1 части 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ (в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика), поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечает потребностям Заказчика и не являются избыточными. Законодатель закрепил право Заказчика, исходя из собственных нужд, самостоятельно определять предмет закупки, требования к техническим характеристикам товара.

Законом о закупках также не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. При этом, Заказчик не имеет возможности и не должен устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников функционирующего рынка закупаемых товаров.

Таким образом, установление тех или иных характеристик в описании объекта закупки является законным и не противоречит нормам действующего законодательства. Технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в Техническом задании, аукционной документации, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) Заказчика.

Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что перед проведением закупочной процедуры Заказчиком были направлены запросы коммерческих предложений, в том числе производителям ООО «СистемГрупп», ООО «Крильон-Сервис», ООО «Тела-телеком».

Согласно представленных коммерческих предложений, вышеуказанные организации выразили свое согласие и возможность осуществить поставку компьютерного оборудования, соответствующих установленным характеристикам.

В материалы дела представлены сведения о наличии на рынке минимум два производителя с товаров, соответствующих характеристикам, указанным в описании объекта закупки.

Вместе с тем, Заявитель на рассмотрение не прибыл, а также не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Разделом 4.2 Документации о закупке установлено инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Заказчиком в описании объекта закупки установлены показатели товара.

В соответствии с пунктом 4.2.2 Документации о закупке содержание заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должно быть конкретным и не должно допускать двусмысленного толкования, в том числе технических ошибок, опечаток, описок, влекущих за собой неоднозначное понимание положений заявки. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, все документы, относящиеся к заявке, должны иметь четко читаемый текст.

Пунктом 4.2.5. Документации о закупке установлено, что, если в Описании предмета закупки Заказчиком используется разделительный союз «или», «либо» или знак препинания косая черта «/», Участник закупки должен указать конкретное предложение из указанных значений, при этом исключается возможность участника закупки указывать одновременно несколько значений.

В описании объекта закупки установлены в том числе следующие характеристики:

- Кнопки на внутренней панели: Power, включения/отключения звука, включения/отключения беспроводной связи; Цвет корпуса: серый или/и чёрный.

- Требование к платформе: Интегрированный модуль беспроводной связи Wi-Fi, поддерживающий стандарты 6E, IEEE 802.11ax, IEEE 802.11ac, IEEE 802.11b, IEEE 802.11g, IEEE 802.11n/ Bluetooth 5.2;

- Требование к доверенному платформенному модулю: В том числе, обеспечивать установку, изменение и удаление паролей Администратор/ Пользователи BIOS с помощью данной утилиты в ОС с соблюдением правил иерархии прав доступа – помимо знака «/» является еще и не логичным требованием;

- «Графический менеджер файлов должен иметь поиска файлов как по шаблону, так и по содержимому в документах формата ODF, а также по времени создания или изменения… Access Control List или ACL – список контроля доступа для пользователей и файлов

- В требовании к операционной системе указано: Поддержка работы с файловыми системами ext2/3/4, fat, ntfs, iso9660… Наличие графических средств настройки сиcтемы: - аутентификации (включая Active Directory и ldap/kerberos).

Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 4.2.6 Документации сведения, содержащиеся в заявках Участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований (за исключением случаев, если двусмысленное толкование (в том числе содержание слов и символов: «не менее», «не более», «не выше», «не ниже», «не уже», «не шире», «не позднее», «не ранее», «менее», «ранее», «позднее», «более», «выше», «ниже», «уже», «шире», «>», «<», «≥» (означает «не менее»), «≤» (означает «не более») и иные аналогичные по смыслу слова и символы) содержится и подтверждается технической документацией на товар (ГОСТ, ТУ, технический паспорт и т.д.); документами, регламентирующими выполняемые работы/оказываемые услуги, являющиеся предметом закупки).

Участник закупки должен указать показатели с обязательной формулировкой «в соответствии с технической документацией производителя, ГОСТ и пр. (выбрать нужное)») и предоставить соответствующие подтверждающие документы.

Указанные показатели, как отмечено Заявителем, указанный выше функционал в оборудовании есть по обоим значениям.

Согласно пояснениям Заказчика, указанные в жалобе Заявителя спорные показатели являются устойчивыми едиными неделимыми словосочетаниями, технологическими знаками и обозначениями, когда союз «или» и знак «/» не является разделительным, не предоставляют собой вариативность с требованием выбора.

Между тем, Заявителем жалобы не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Иванова В.Ю. на действия Заказчика – ГАУ ДПО «Приморский краевой институт образования» при проведении электронного аукциона на поставку компьютерного оборудования (извещение № 32413225660) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии: <...>

Члены комиссии: <...>

 

 

Связанные организации

ГАУДПО «Приморский краевой институт развития образования»
ИНН 2540019440, ОГРН 1022502262452
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666